• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Новости

Ушел из жизни Эльдар Рязанов

Один из крупнейших режиссеров в истории отечественного кино, Эльдар Рязанов ушел из жизни в возрасте 88 лет. Его вклад в культуру страны огромен, а фильмы разошлись на цитаты. Среди работ кинематографиста «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» и еще с десяток выдающихся лент.

На режиссерский факультет ВГИКа он поступил потому, что там не нужно было сдавать заранее накопленные художественные заготовки. Попал в мастерскую Григория Козинцева, позднее познакомился с Эйзенштейном. Занимался документалистикой, но с подачи Ивана Пырьева дебютировал в игровом кино с «Карнавальной ночью» — первым большим хитом в одной из мощнейших советских фильмографий.

Следующие 30 лет каждая картина Рязанова становилась моментально классикой. Ему регулярно сопутствовал зрительский успех. Исключением оказалась лишь сатирическая комедия «Человек ниоткуда», попавшая под жернова советской цензуры. В 1962-м 40 миллионов зрителей собирает «Гусарская баллада», отправившая в народный фольклор главного героя поручика Ржевского (сыгранного Юрием Яковлевым).

В середине 1960-х режиссер нащупывает собственную трагикомическую манеру, перекликающуюся с европейским комедийным кинематографом тех лет (в основном, конечно, французским и итальянским, на который Рязанов не раз ссылался напрямую) — не лишенную эксцентрики, но не избыточную, построенную больше на остроумных диалогах, чем на физических гэгах или лицедействе (хотя были и свои исключения).

«Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Гараж» — интеллигентные комедии, иронизирующие над многими реалиями советской жизни. Ныне это непререкаемая классика, как и изначально появившаяся на телеэкранах «Ирония судьбы», являющаяся обязательным новогодним атрибутом. «Служебным романом» Рязанов предрек жанр офисных юморесок. Как и Хичкок, он часто лично мелькал в поставленных им фильмах.

В 1980-е постановщик вновь перепридумывает самого себя. Умные и точные мелодрамы «Вокзал для двоих» (участник Каннского фестиваля), «Жестокий романс» (экранизация «Бесприданницы» Островского) и «Забытая мелодия для флейты» снимались с активным применением ручных камер, предрекая ту манеру, в которой первое время будет создаваться все постперестроечное кино. Особенно выделяется в этой череде провокационная драма «Дорогая Елена Сергеевна» об учениках, ставящих над учительницей своеобразный психологический эксперимент.

Остросоциальная сатира «Небеса обетованные», живописующая катастрофу, в которую страна начала погружаться с развалом СССР, стала триумфатором премии «Ника». После картины «Предсказание», где одну из ведущих ролей исполнила Ирен Жакоб, в творчестве режиссера намечается явный спад. Прохладно приняты зрителями комедии «Привет, дуралеи!» и «Старые клячи». В последней постановщик собрал великих актрис поколения Гурченко, Ахеджакову, Купченко и Крючкову. Финальной работой мастера был сиквел «Карнавальной ночи».

Эльдар Рязанов скончался 30 ноября 2015 года. Причиной смерти названа острая сердечная недостаточность. Незадолго до этого кинематографист попал в реанимацию в крайне тяжелом состоянии.