Новости

Торонто-2015: «Дипан», или Как братья Коэн оказались пророками

Вручив «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля социальной драме Жака Одиара «Дипан», председатели жюри братья Коэн оказались пророками. Тема беженцев из стран, где идут войны, сейчас актуальна как никогда. Картина добралась и до Торонто, где вызвала аплодисменты на пресс-показе.

Интересно, как по-разному воспринимаются фильмы на разных фестивалях. Награждение «Дипана» в Канне вызвало бурю негативных эмоций прессы. Дескать, это не лучшая работа режиссера, да и вообще «Сын Саула» или «Лобстер» были кандидатами куда более достойными.

Но если присмотреться, то братья оказались очень точны в своем решении наградить ленту, рассматривающую попытку беженцев из Шри-Ланки ассимилироваться на Западе. В последние недели западные новости по большей части посвящены проблемам беженцев из стран, где идут военные действия. Многие потеряли близких, многие лишились дома, многие погибли, не добравшись до более благополучных стран. Герою фильма Одиара, можно сказать, повезло.

Гражданская война в Шри-Ланке окончена. Несколько человек накрывают трупы бойцов пальмовыми листьями и поджигают их. Среди исполнителей скорбного обряда есть и заросший мужчина в военной форме. Скоро он снимет ее и бросит в огонь к останкам тел. А еще через несколько минут он получит имя Дипан. Тот погиб в бою, но у него остались в живых жена и девятилетняя дочь. Чтобы сбежать на Запад, «тамильскому тигру» придется объединиться с незнакомкой по имения Ялини и девочкой Иллаяль. Они вместе составят фальшивую семью. Так будет проще попасть во Францию.

Дипан получает место смотрителя дома в Богом забытом пригороде Парижа. Там среди разрушающихся домов он попробует забыть свое прошлое, но оно неминуемо вернется, пусть и не в виде бойцов с Шри-Ланки, но в виде разборок между бандитскими кланами.

Фиктивной жене Дипана трудно приспособиться к новой жизни. Она планировала уехать в Лондон к сестре, но застряла вместе с липовыми мужем и дочерью. Ялини ухаживает за инвалидом, пока Иллаяль пытается учить язык в школе.

Постепенно все трое превратятся в настоящую семью (а вы сомневались?), но, пока герои научатся говорить друг с другом, слушать и слышать друг друга, пройдет немало времени.

Перед «Дипаном» Одиар дважды попадал в конкурсную программу Канна вместе с драмами Михаэля Ханеке. Получая «Ветку», режиссер пошутил, что ему повезло в этом году, ведь Ханеке еще не доделал свою очередную картину. Но он остается верен себе и продолжает воспевать людей, живущих на отшибе общества.

«Такие люди мне более симпатичны, — говорит режиссер. — Потому что они проходят огромный путь, чтобы изменить свою жизнь». По словам Одиара, историю Дипана он нашел не сразу, а собирал по кусочкам. Первоначально он планировал снимать ремейк ленты Сэма Пекинпы «Соломенные псы».

«Первый сценарий был историей мстителя, и, хотя это была очень хорошая история, мне хотелось снять совсем другой фильм. Потом всплыла идея, что это прежде всего история любви, история о том, что ради своей семьи этот человек пойдет на все что угодно».

Решение снять героев из Шри-Ланки повлекло за собой дополнительные трудности: тамильская диаспора во Франции очень небольшая, поэтому режиссер считает за чудо то, что нашел исполнителя главной роли. Для этого Одиар отправился в Индию, где ему встретился Джесутасан Антонитасан — писатель, никогда не снимавшийся в кино и не говорящий по-французски.

«Вообще я не ставлю своей задачей снимать фильмы про иммиграцию, беженцев и семью, — признается Жак Одиар. — Наверное, я просто постоянно об этом думаю, но не осознаю. Мне просто интересно было рассказать о тех людях, что продают нам безделушки и розы на улицах: кто они, чем живут, как любят». Вместе с тем Одиар считает, что «Дипан» может как-то повлиять на ситуацию мигрантов в Европе.

Сам себя режиссер называет «циничным романтиком», но нет ничего циничного в финале «Дипана», за который его успели хорошенько попинать кинокритики. Разумеется, дальше без спойлеров: фильм выйдет в российский прокат 3 декабря.

Что понравилось. Джесутасан Антонитасан чертовски убедительно играет скупого на эмоции человека, внутри которого бушует вулкан страстей. Отличная проработка персонажей, присущая всем фильмам Одиара, не покидает и «Дипана». И, как ни странно, финал, несмотря на реакцию критиков, эти герои заслужили.

Что не понравилось. Пожалуй, ничего. Кто-то скажет, что фильм длинноват, но он смотрится на одном дыхании. Кому-то не нравится монтаж, но, когда Одиар уводит своих героев в затемнение, чувствуется, как для них идет время.

Так что братьев Коэн можно понять. Они наградили отличную картину. Вот, кстати, что они сказали по этому поводу: «Это фильм, где у каждого героя высокий уровень энтузиазма и эмоциональности». Им вторит член жюри Гильермо дель Торо: «Проблема иммиграции не обсуждалась в связи с этим фильмом». Понять можно. «Дипан» — это прежде всего кино о людях и о любви в сложных обстоятельствах. Но не говорить про мигрантов больше не получится.

Читайте также
Статьи Джон Си Райли: «Посмотрите на мое лицо. Как тут не быть клоуном?» Одна звезда вестерна «Братья Систерс» — о другой, Хоакине Фениксе, поедании паука в кадре и свежем взгляде на Дикий Запад.
Статьи Жак Одиар: «Хоакин Феникс — гениальный неперфекционист» Режиссер «Братьев Систерс» — о том, как равнодушие к вестернам и американским ландшафтам не помешало ему снять хороший фильм о Диком Западе. В Румынии.
Статьи Прощай, мачизм: «Львы» достались сильным фильмам о слабых мужчинах Призеры Венецианского фестиваля показали не только хорошее кино, но и глубокий кризис старых гендерных ролей.
Новости «Рома» Альфонсо Куарона удостоился «Золотого льва» в Венеции Второй год подряд главный приз престижного киносмотра забирают мексиканские постановщики.
Комментарии (16)

Новый комментарий...

  • 11

    kinovrs 11 сентября 2015, 14:04 пожаловаться

    #

    … оскаровская «толерантность» и туда успела добраться(

    ответить

  • 12

    orange18 11 сентября 2015, 15:12 пожаловаться

    #

    Очень жаль, что КиноПоиск в этом году решил положить на освещение Венецианского кинофестиваля.

    ответить

  • 8

    El_principe 11 сентября 2015, 16:12 пожаловаться

    #

    сильно сомневаюсь, что братья что либо предсказали…
    да и давайте не смешивать все в кучу.
    при том что фильмы про тяжкую судьбу беженцев/мигрантов постоянно выходят…
    и да — про венециански

    ответить

  • 4

    AlexGatsby 11 сентября 2015, 17:10 пожаловаться

    #

    * председатели жюри братья Коэн оказались пророками. *

    Дело не в пророчество. А в том, что мнение жюри очень сильно разделилось, поэтому выбрали что-то более среднее и более-менее всех удовлетворяющее.

    ответить

  • ZELMIRA 11 сентября 2015, 18:09 пожаловаться

    #

    в высшей степени странный заголовок.

    ответить

  • 4

    ozs_ct3730 11 сентября 2015, 20:18 пожаловаться

    #

    Коэны никакие не пророки. Награждение Одиара было просто-напросто компромиссным решением, чтобы ни вашим ни нашим, как говорится. И проблема беженцев возникла не в этом году, и даже не в этом десятилетии. Это вечная проблема, просто сейчас она проявилась более остро. А фильм, может, и хороший, но он обычный, таких, как он пачками выходит каждый год. А в Торонто всех хвалят, это более попсовый фест, чем Канны или Венеция

    ответить

  • staplesnout 11 сентября 2015, 21:44 пожаловаться

    #

    Посмотрим, как раскрыта тема в этом фильме. Очень часто у нас почему-то хотят вызвать чувство вины перед теми, кто, как уже выше сказали, даже не пытается уважать страну, в которой поселился. Из-за таких произведения на данную тематику вызывают настороженность. Но есть и такие, которые стараются жить честно и влиться в общество, и им наверняка тяжелее, как и всем хорошим людям, потому что они не лезут напролом и не кричат о своих «правах» на каждом шагу. Помогать надо не тому, кто кричит громче.

    ответить

  • Миша-35 11 сентября 2015, 23:40 пожаловаться

    #

    Интересно повернулась ситуация! Помню почти всеобщий скепсис сразу после Каннского кинофестиваля относительно присуждения «Дилану» Золотой пальмовой ветви. А теперь мнения изменились фактически на полярные: в ленте вдруг обнаружили массу достоинств, которых тогда никто не разглядел, а если и увидел, то лишь в небольшом количестве.
    Что ж, непременно посмотрю и выскажу свое мнение, но вот такой переход от ненависти к любви — утрирую, конечно! — удивляет.

    ответить

  • 1

    feorant 13 сентября 2015, 01:44 пожаловаться

    #

    Никакой «ненависти» и не было. Фильм в Каннах получил один из самых высоких рейтингов у критиков, не лучший, но высокий. При этом все недовольства были в контексте присуждения «Дипану» «Ветки», а если бы ему дали приз жюри, или приз за лучший сценарий, то никто бы не удивился. Просто по мнению большинства это не лучшая лента Одиара, а были те, кто своей карьерой заслужил больше. Например, тот же Соррентино, который с «Великой красотой» не взял ни одного приза в Каннах, а с «Молодостью» ситуация опять повторилась. Или Цзя Чжанке. Или «Лобстер» Лантимоса.
    А любовь объясняется еще проще — фильм увидел «Кинопоиск», и он ему понравился. В «Каннах» то «Кинопоиск» его не видел.

    ответить

 
Добавить комментарий...