• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Новости

Новым российским фильмам влетело от фестивального жюри

Светлана Проскурина, Владимир Котт и Наталья Кудряшова откровенно критиковали коллег, делясь с журналистами впечатлениями от конкурсных фильмов фестиваля «Окно в Европу». Звучали сравнения слабых и фальшивых картин с дешевой лапшой и собачьим кормом. О том, в чем состоят претензии к новому российскому кино и кто же все-таки вышел победителем, читайте в репортаже КиноПоиска.

Фестиваль «Окно в Европу» завершился сегодня, 13 августа, традиционной церемонией в Выборгском замке. Однако торжественному вручению наград предшествовало не самое приятное для участников конкурсной программы открытое заседание жюри. На этом утреннем мероприятии своими мыслями и впечатлениями делились все — от добродушного и немногословного жюри анимационной программы до жесткой и честной судейской команды игрового конкурса под председательством режиссера Светланы Проскуриной.

«Анимация жива. Но хотелось бы, чтобы режиссеры снимали меньше сказок и больше о реальной жизни», — безобидно начал председатель жюри анимационного конкурса Дмитрий Геллер. «Было что посмотреть. Даже в тех фильмах, которые не были совершенны, светятся потрясающие лица. Здорово, что эти просмотры позволили заглянуть в глаза замечательным людям, которые живут у нас в России», — доброжелательно продолжил представитель жюри неигрового кино Сергей Карандашов.

В отдельную конкурсную программу в этом году вошли фильмы, снятые усилиями нескольких стран. Среди них очевидным лидером оказалась картина Бакура Бакурадзе «Брат Дэян». «Одна сцена в этом фильме довела меня до слез. Бакурадзе — бескомпромиссный режиссер, но в сцене казни он пошел на компромисс, пощадив себя и зрителя, сняв этот эпизод как постановку сцены. Я плакала, потому что люди, которые прошли войну, помнят ее всегда. Мы калеки на всю жизнь. Я благодарна фестивалю за этот фильм в конкурсе. Он заставляет нас думать, быть осторожными и не забывать о том, что у нас за плечами», — поделилась писательница и сценарист Наринэ Абгарян, член жюри секции «Копродукция».

Атмосфера стала накаляться, когда слово взяла Наталья Кудряшова, актриса и режиссер, судившая фильмы игрового конкурса. «Я сформулировала для себя несколько проблем, начиная с максимального упрощения сценариев. То, что сценарии в кино тяготеют к телевизионному, к сериальному формату, — это проблема. Мне хочется видеть на экране хорошую актерскую игру, но в некоторых фильмах заметно, что навык русской актерской школы истончается», — аккуратно сказала Кудряшова.

Нужно отметить, что публика в Выборге очень благодарная и даже те фильмы, о которых говорила Кудряшова, приняла на ура — плакала, смеялась и бурно аплодировала, прощая актерам слабую игру, режиссерам — затянутые сцены, сценаристам — клишированные реплики. Это озадачило другого члена жюри, режиссера Владимира Котта. «Я порой ловил себя на мысли, что кино плохо сделано, ужасный сценарий, актеры фальшивят, снято кошмарно, и ни к какому искусству, творчеству это не имеет отношения. Но в то же время я видел зрителя, который очень круто реагирует, которому это кино нравится. Это не вопрос зависти. Я просто чувствую себя глупым. Я понимаю, что я могу сколько угодно снимать бескомпромиссное кино и у него будет 5—10 копий, а есть зритель, который уходит со слезами на глазах после отвратительного фильма. Возникает вопрос: может, мне надо поменяться и подвигаться в сторону зрителей? Для меня это сейчас главный вопрос, потому что я уверен, что есть кино, которое и совпадает со зрителем, и не теряет в качестве. У нас есть примеры, хоть их и немного. Например, „Географ глобус пропил“ или народное кино „Дурак“. Спасибо фестивалю за эти сомнения. Это адский опыт, который поможет мне что-то понять», — сорвал аплодисменты журналистов Котт.

Председатель жюри Светлана Проскурина обратилась к коллегам-режиссерам, чьи фильмы были на фестивале, практически с отчаянием: «Дорогие режиссеры! Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать: вы о чем с ним разговариваете? Выходит человек, два часа конструляется по экрану — у него депрессия! Это с ума можно сойти! С ним ничего не происходит, но он два часа мотается. <...> Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, ужасно работают актеры. Режиссер перед показом говорит, что у актера было всего полтора дня на съемки и что сценарий он не читал, но согласился, потому что снимали в его школе. И дальше в фильме я вижу, что неплохой актер как будто упал с елки, он вообще не соображает, что он делает, в жанре он, не в жанре. Что это такое? Что с нами происходит? Почему мы проделали путь от „Чужих писем“ вот к этому? Сидит целый кинотеатр зрителей. Они же деньги заплатили! <...> Что такое два часа человеческой жизни? Мы потеряли всякое уважение. Какое кино мы хотим вернуть в кинотеатры? Это горячечный сон».

Проскурина прошлась и по режиссерам, которые сами выступают в качестве постановщика, сценариста, монтажера и чуть ли не единолично снимают весь фильм: «У режиссера есть своя профессия. Он не сценарист и не художник. А тут я вижу, как человек в кадре пять людей развести не может. Уважайте наше время и другие профессии. Сокуров вызывает для своего фильма художника Купера, чьи картины висят в Метрополитен-музее, и думает, как его уговорить. Какое величие замысла должно быть, чтобы выдернуть человека оттуда и заставить его с собой работать! Сколько нужно всего придумать, чтобы предложить этому человеку такой уровень общения. Почему вы, режиссеры, не берете себе в помощь того, ради кого вы будете стараться, стоять на цыпочках? Почему вы сами с собой разговариваете в сценарии и в монтаже? Выбирайте себе нормальных людей в команду, с которыми вы сможете спорить».

Фестиваль, конечно, фильмы не снимает. Его задача — показать то, что снято в России за последний год, найти интересные дебюты, поднять дискуссию о том, как снимается кино и почему сейчас оно именно такое. Программа отражает состояние кинематографа, пространство, в котором мы живем, напомнила Проскурина. «Мы обожрались фальшивостью. Мы даже не понимаем, что мы едим лапшу „Доширак“. Нам уже нравится ее вкус, кажется, что это высокая кухня. Давайте что-то сделаем с собой, каждый из нас, хотя бы врать перестанем», — призвала режиссер. То, что качество нового отечественного кино вызвало столь бурную реакцию в среде профессионалов, — уже хороший знак и повод говорить, что смотр прошел не зря.

Список победителей фестиваля «Окно в Европу» в этом году выглядит так:

Конкурс игрового кино «Осенние премьеры»

Программа «Игровое кино. Копродукция»

Конкурс неигрового кино

  • Главный приз — «Последние рыцари империи»
  • Специальный приз жюри — «Камчатка — лекарство от ненависти»
  • Диплом — «Надежда. Вокруг да около»
  • Диплом — «Христя»

Конкурс анимационного кино

  • Главный приз — «Волк», режиссер Екатерина Соколова
  • Специальный приз жюри — «Андрей Хижина и его горе», режиссер Алексей Демин
  • Специальный приз жюри — «Купава», режиссер Оксана Черкашина
  • Диплом — «Пик-пик-пик», режиссер Дмитрий Высоцкий
  • Диплом — «Корабли прошлых лет», режиссер Юрий Богуславский

Конкурс «Выборгский счет»

Читайте также
Статьи Первый фильм — он трудный самый: Как снять дебют в России? Снимать за свои или ждать поддержки Минкульта, без ведома продюсера включать в саундтрек Хаски и Антоху MC или идти на уступки?
Статьи Как Тарантино и Кар-Вай везли Леху Штыря в дом инвалидов В завершившемся конкурсе фестиваля «Окно в Европу» представили 11 фильмов, и два из них могут рассчитывать на интерес широкой публики.
Новости От Хармса до Витьки Чеснока: «Окно в Европу» объявило программу Фестиваль в Выборге в этом году выбрал своим символом Сергея Бодрова-младшего в образе Данилы Багрова.
Комментарии (30)

Новый комментарий...

  • 29

    medvezhonokkkk 13 августа 2015, 22:03 пожаловаться

    #

    Российских фильмов на которые можно сходить в кинотеатр — единицы, как бы не меньше. А нас пытаются заставить хавать всё **вно, которое выпускает российское, прости Господи, кинопроизводство путём введения налогов на зарубежный кинотеатральный контент… уже молчу о том, что это крайне сомнительный метод конкуренции…
    Вместо налогов задумались бы хоть ЧУТЬ ЧУТЬ о том как снять достойное кино…

    ответить

  • ZELMIRA 15 августа 2015, 12:19 пожаловаться

    #

    это крайне сомнительный метод конкуренции нашим законодателям хоть ссы в глаза — всё божья роса, они ничем не брезгуют.

    ответить

  • 18

    ВНЧ 13 августа 2015, 22:07 пожаловаться

    #

    М-м, самокритика. Значит, не всё ещё потеряно.
    А про какие фильмы говорила Светлана Проскурина? Не хотелось бы на них нарваться и потерять время.

    ответить

  • 8

    lexus88 13 августа 2015, 22:17 пожаловаться

    #

    Про российские

    ответить

  • 15

    ВНЧ 13 августа 2015, 22:22 пожаловаться

    #

    :))
    Хотелось бы узнать конкретные названия. Особенно то, где актёр «два часа конструляется по экрану — у него депрессия!».

    ответить

  • 10

    feorant 14 августа 2015, 11:40 пожаловаться

    #

    скорее всего она имела в виду «Последнюю ночь» Гончукова о том, как умирающий от рака доктор полтора часа шатается в поисках смысла жизни. Но точки зрения на этот фильм разные. Мне предыдущие работы режиссера понравились. Но это типично авторское безбюджетное кино.

    ответить

  • ВНЧ 14 августа 2015, 17:23 пожаловаться

    #

    Спасибо.

    ответить

  • 9

    aryan snake 13 августа 2015, 23:13 пожаловаться

    #

    Училка. И она права. Плохо многое там: жанр, актерская игра, саундтрек, дети, кастинг, длительность, монтаж. НО. ОН занимает первое место — раз, Купченко дают главный приз — два. Л — логика.

    ответить

  • 9

    nbst666 14 августа 2015, 00:18 пожаловаться

    #

    Видимо другие фильмы были еще хуже)

    ответить

  • 3

    ВНЧ 14 августа 2015, 08:35 пожаловаться

    #

    Спасибо. Не ожидал. Про «Училку» столько писали/награждали, даже в Китае прокатывать намереваются. Похоже, что хорошую идею опять запороли «стилем».

    ответить

  • 1

    subtle 4 декабря 2016, 20:35 пожаловаться

    #

    Про «Училку», да. А актер, «упавший с елки», — это про Мерзликина там. Очень точно)

    ответить

  • 7

    nika 567 14 августа 2015, 00:28 пожаловаться

    #

    Когда по тв услышала и увидела какие там фильмы и про что они — ужаснулась! Редкостный шлак и тем! Не умеют у нас снимать добрые, светлые, красивые фильмы. Школа СССР давно в прошлом! Великие фильмы и режиссеры остались там! Сейчас снимают про алкашей, недопатриотах и. т. д Смотреть на эту грязь не возможно!

    ответить

  • 8

    pashakinoman666 14 августа 2015, 03:35 пожаловаться

    #

    «То, что сценарии в кино тяготеют к телевизионному, сериальному формату, это проблема…» На самом деле так. Даже некоторые российские фильмы, которые выходят в кино, после оказываются сериалами. Огромное количество материала и мало качества. Качества всего, сюжета, картинки, сценария и т. д. Можно же делать один фильм и вкладывать в него столько же сил, сколько и в сериал на 30-40 серий, и ведь получится в разы лучше, наверняка. Эх, дождаться бы момента, когда наши киношники додумаются до этого, чтобы научиться снимать сериалы, которые по словам наших кино академиков модные за рубежом, надо сначала научиться снимать фильмы. Научиться, а не продолжать старую школу советского кино, только в неприятном современном виде. Забыть про русские традиции, научиться качественным и интересным для зрителя вещам и только потом, если угодно, впихивать туда наше народное. Ну вот для меня яркий пример — «Метро». Тот же «Дневной свет», только интереснее и в разы драматичнее, что дали нам как раз русский типы характеров.

    ответить

  • 16

    RussiaWithGod 14 августа 2015, 05:52 пожаловаться

    #

    «Мы обожрались фальшивостью, мы даже не понимаем, что мы едим лапшу «Доширак», нам уже нравится ее вкус и кажется, что это высокая кухня. Давайте что-то сделаем с собой, каждый из нас, хотя бы врать перестанем», хорошо сказано.

    ответить

  • 6

    VictorVRN 14 августа 2015, 06:25 пожаловаться

    #

    Согласен с оценкой жюри, безусловно. Но не покидает меня только один вопрос: «А кто оценивал?» Великие деятели искусства? Невероятного таланта актёры? Может быть режиссёры, которых знает весь мир? Не сказал бы, что жюри на голову выше конкурсантов. Жаль, что наше кино загнано в самый далёкий и тёмный угол. И какие же из него пути выхода? Ограничения проката зарубежных картин? Цензура? Государственная поддержка для «своих»? Голосование зрителей рублем, которые готовы смотреть и радоваться любому мусору? Судя по всему угол для нас ещё недостаточно тёмен и далёк.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 15 августа 2015, 12:15 пожаловаться

    #

    с нынешним развитием коммуникаций и информационной открытостью ни один из этих вариантов не сработает так, как надо им. даже господдержка вызывает скептицизм даже у далёкой от кино публики. и киноделы знают об этом, потому и обратились к самокритике.

    ответить

  • Даст бог, эта самокритика приведет к развитию отечественного кино, а не останется пустыми разговорами. Очень хочется чтобы в год выходило больше одного — двух достойных фильмов, как это происходит сейчас.

    ответить

  • 9

    renod 14 августа 2015, 09:39 пожаловаться

    #

    - Не слишком-то и массовое отечественное фестивальное кино, начинает скатываться.
    - Какие действия будут приняты?
    - Так, ну посмотрим… вопрос с повышением цен на билеты, рассматривается… может повысим ещё больше? Или как в Китае, заставим зрителя не взирая на качество кино, обязательно его смотреть.
    - А, может сценаристов там, режиссёров найти с новыми интересными идеями и взглядами…
    - Зачем нам что-то новое?

    ответить

  • 4

    El_principe 14 августа 2015, 11:00 пожаловаться

    #

    а ничего удивительного, если сценарии пишутся по методу тяп-ляп и готово, режиссеры работаю на зашибись… и так далее…
    надо менять отношение к делу!

    ответить

  • 11

    feorant 14 августа 2015, 13:04 пожаловаться

    #

    При этом последний фильм Проскуриной на Кинотавре-2014 получил едва ли не самую слабую критику. И всему досталось: и что герои молчат и ходят весь фильм без дела, и слабой драматургии, в которой нет жизни, и посредственной игре в целом (кроме, пожалуй, Александры Ребенок). И что литературный фундамент («Анну Каренину») так безлико еще не выхолащивали.
    Проскурина терпела… и высказалась))) Предъявив другим авторам те же самые претензии.

    ответить

  • 5

    Dullahan 14 августа 2015, 18:00 пожаловаться

    #

    «Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, ужасно работают актеры. Режиссер перед показом говорит, что у актера было всего полтора дня на съемки и что сценарий он не читал, но согласился, потому что снимали в его школе. И дальше в фильме я вижу, что неплохой актер как будто упал с елки, он вообще не соображает, что он делает, в жанре он, не в жанре. Что это такое? Что с нами происходит?…
    Сидит целый кинотеатр зрителей. Они же деньги заплатили! Что такое два часа человеческой жизни? Мы потеряли всякое уважение. Какое кино мы хотим вернуть в кинотеатры? Это горячечный сон.
    У режиссера есть своя профессия. Он не сценарист и не художник. А тут я вижу, как человек в кадре пять людей развести не может. Уважайте наше время и другие профессии.
    Сокуров вызывает для своего фильма художника Купера, чьи картины висят в Метрополитен-музее, и думает, как его уговорить. Какое величие замысла должно быть, чтобы выдернуть человека оттуда и заставить его с собой работать! Сколько нужно всего придумать, чтобы предложить этому человеку такой уровень общения. Почему вы, режиссеры, не берете себе в помощь того, ради кого вы будете стараться, стоять на цыпочках? Почему вы сами с собой разговариваете в сценарии и в монтаже? Выбирайте себе нормальных людей в команду, с которыми вы сможете спорить».


    и всё по делу сказано. наконец хоть кто-то решил задать эти вопросы режиссёрам; а не тихо смотрит и хвалит их за то, что они — хорошие ребята.
    давно пора драть их в хвост и в гриву,)

    ответить

  • 1

    Миша-35 15 августа 2015, 01:20 пожаловаться

    #

    Награды Купченко и «Училке» в целом, думаю, — вполне заслуженные. Обязательно посмотрю эту картину.
    Порадовало жесткое выступление Проскуриной. Все по делу, это надо озвучивать, иначе российское кино по своему низкому уровню пройдет дно и полетит еще ниже. Ни в коем случае не обобщаю, есть хорошие картины, но халтуры и дешевых киноподелок, увы, больше. Некоторые режиссеры в своем творческом самолюбовании и заумных экспериментах порой переходят все границы допустимого, даже для арт-хауса.

    ответить

  • Антошечка 17 августа 2015, 13:30 пожаловаться

    #

    читал новость и плакал

    ответить

  • 1

    fokina_m 17 августа 2015, 14:28 пожаловаться Сначала надо смотреть, а потом обсуждать

    #

    Как всегда разговоры на тему «не читал, но осуждаю». Хочу высказаться, как человек посмотревший фильм «Училка» на фестивале в Выборге. По-моему, приз картине достался заслуженно, а не потому что больше некому было его вручить. Не без огрехов, но картина сильная. Судите сами. ! В отечественном кино герои вообще пропали, ну не можем же мы серьезно называть современными героями ментов, пацанов, братанов и далее в соответствии с программой передач российского ТВ. Кто из героев у нас остался? «Училка» как раз об этом. О сильной личности, уставшей, немного разочарованной в жизни, сделавшей свой выбор в сложнейшей экстремальной ситуации. За 2 часа просмотра ты буквально переносишься на много лет назад, и видишь СВОИХ учителей, вспоминаешь свою школу, это дорогого стоит! А главное, думаешь — а ведь и правда, если бы не те самые учителя, что сегодня из меня бы получилось? Если такой вопрос после просмотра возник, значит, картина уже сделала свое дело.

    ответить

 
Добавить комментарий...