всё о любом фильме:
Новости

На грани нервного срыва: Три новых фильма об отчаянных женщинах

Учительница истории с сорокалетним стажем берет в заложники целый класс. Вчерашняя школьница, наоборот, терроризирует семью преподавателя. В провинции сотрудница охраны мечтает о ребенке и готова ради этого на все. КиноПоиск рассказывает о трех картинах, в центре которых отчаявшиеся женщины.

«Охрана»

Режиссер Александр Прошкин

Лирическая комедия о Клаве из приволжского городка

Наивная Клава с огромной копной рыжих волос (органичная дебютантка из Сыктывкара Мария Коровина) — сирота, живет на дебаркадере с парализованным отчимом-речником (Виктор Сухоруков). Главная мечта Клавы и ее коллег по службе охраны (а защищают завод от преступников сплошь красавицы до 30) — выйти замуж и родить ребенка. Клава настолько сильно хочет иметь мальчика («ниточку, которая бы связывала ее с жизнью»), что у героини натурально начинает расти живот. Впрочем, возможно, никакого чуда тут нет, и девушку просто-напросто изнасиловал забравшийся на завод вор (неожиданно брутальный Антон Шагин), пока та была в обмороке. Но Клава сомневается.

Намек на чудо — фирменный стиль сценариста Юрия Арабова. Его «Орлеан», который поставил еще один Прошкин, Андрей, тоже строится вокруг бесконечных чудес. Однако Прошкин-старший убавил волшебную составляющую, сделав ставку на реализм. Да и сама история родилась благодаря реальным событиям. «Мы снимали две картины в Туле на Косогорском металлургическом заводе, который строился еще при Льве Толстом. У нас замечательные отношения сложились с администрацией. Единственное, что каждый раз, когда мы въезжали на территорию, девушки из службы охраны задерживали нас на полчаса, а то и больше, подолгу беседовали с нами. Оказалось, что в этом городе девушке даже с образованием совершенно некуда устроиться, поэтому работа в охране собирает всех красоток. Для них эта работа — подиум, на котором они выступают. Мы для них были новыми лицами, поэтому они нас так долго не отпускали. У них у всех сложная жизнь, у многих есть дети, но нет мужей. Сердце разрывается: замечательные девки, полные жизни, жаждущие чего-то романтического, но им некуда это выплеснуть. Кругом спившаяся шпана, и они тоже начинают спиваться», — рассказал Александр Прошкин на пресс-конференции фестиваля «Окно в Европу», где состоялась премьера картины.

Жутковатая социальная проблематика в картине Прошкина подана в комедийном жанре. Яркая панорама провинциальной жизни и пародийно-гротескные персонажи вызывают в зале столько смеха, что трагедия жизни неприкаянных сотрудниц охраны остается призрачным фоном. Хеппи-энд, в котором Клава находит свое счастье в представителе той самой «шпаны», беспринципном преступнике, будучи уверенной, что «люди могут измениться», тоже вызывает вопросы. «У нас жанр, комплиментарный человеку. Человеку нужно только сделать один шаг в направлении своего чувства. Наша героиня ненавидит этого вора, но она падает в обморок от его прикосновения. Мы живем ради того, чтобы падать в обморок от прикосновений. В памяти остаются только чувства, а не идеи», — утверждает режиссер.

Александр Прошкин, Ольга Лапшина, Мария Коровина

Александр Прошкин, Ольга Лапшина, Мария Коровина

Прошкин много рассуждал на пресс-конференции о том, что современное российское кино и телевидение слишком концентрируются на насилии и негативе. «Я думаю, что нашу страну может спасти только женский пол, — уверен Прошкин. — И возвращение к простым, ясным человеческим ценностям — любви, семье. Мы находимся на стадии невероятного напряжения и агрессии в человеческих отношениях. Включите любой канал: какая ненависть друг к другу прет! Неудивительно, что весь мир нас не любит. Это следствие того, что мы утратили точку отсчета — простые и ясные человеческие чувства».

«Училка»

Режиссер Алексей Петрухин

Трагифарс с надрывными школьниками и сухим юмором Розы Хайруллиной

Режиссер фильма «Училка» Алексей Петрухин тоже видит спасение в женском поле в лице замученной учительницы истории Аллы Николаевны (Ирина Купченко), которая, отобрав пистолет у одного из учеников, запирает дверь школьного кабинета и угрожает не выпускать никого, пока весь класс не сдаст экзамен по истории России. 11-й «А» в картине Петрухина представлен в виде совершенно неуправляемых подростков, которые кидаются цитатами из интернета и программы Дмитрия Киселева, мечтают вернуть Советский Союз и обвиняют несчастную училку в том, что ее поколение развалило страну. Дочь Аллы Николаевны работает археологом в Германии и замужем за немцем, за что у преподавателя моментально появляется ярлык «предатель родины» и «неофашистка».

Интересно, что все три фильма, в центре которых сильные женские персонажи, сняты режиссерами-мужчинами.

Самой учительнице, переживающей из-за близкой пенсии и необходимой переаттестации, тоже есть в чем обвинить подрастающее поколение. Бездуховность, цинизм, равнодушие — это пороки уткнувшихся в гаджеты учеников. «Училка» кочует между жанрами от сцены к сцене — от драматической ситуации в классе к практически комедийной контртеррористической операции, которую организуют спецназовец и бывший ученик Аллы Николаевны (Андрей Мерзликин), молодая директриса (Анна Чурина), тоже ее бывшая ученица, и нелепый завуч (Роза Хайруллина в привычном для себя жанре трагифарса).

Ключевое слово для фильма «Училка» — «внезапно». Внезапно ученики начинают говорить на уголовном жаргоне, внезапно после надрывной тирады «про любовь» одной из школьниц конфликт сходит на нет, внезапно пропадает пистолет, внезапно весь класс, в котором все были готовы наставить друг на друга оружие, уже поет «Ветер перемен» вокруг костра, а самый ярый оппонент учительницы мирно играет на гитаре. Похоже, зрителям школьного возраста это не помешало: юные волонтеры Выборгского кинофестиваля выходили из зала с заплаканными глазами.

«Училка»

«Училка»

Главные упреки, звучащие в адрес «Училки», — большое сходство с сюжетом картины «Последний урок», жанровые метания и неправдоподобно счастливый финал. На эти обвинения на пресс-конференции в рамках фестиваля «Окно в Европу» ответил режиссер: «Я „Последний урок“ посмотрел специально перед поездкой сюда, потому что знал, что вопрос будет. На самом деле наш фильм — сиквел венгерского фильма 1990 года „Хомо новус“. Там Ирина Купченко в роли учительницы, молодой и красивой. А дети воруют ее ребенка и шантажируют, очень жестокое кино. Да, обстоятельства у нас похожи на „Последний урок“, но тема, мотивации совершенно другие. Так что лучше считать это сиквелом венгерского фильма. А что касается комедии, то я не люблю драмы, трагические финалы, которые тебя прибивают, даже если обоснованно. Хотелось за счет шуток, за счет персонажа Розы Хайруллиной поднять градус, чтобы это была не драма, а трагифарс».

«Клинч»

Режиссер Сергей Пускепалис

Абсурдистская мелодрама с космическим финалом

В основном конкурсе фестиваля «Окно в Европу» не только «Училка» поднимает тему школы и разрыва между поколениями. Режиссерский дебют Сергея Пускепалиса «Клинч» по пьесе Алексея Слаповского сделан в жанре абсурдистской мелодрамы. Главная героиня в исполнении дебютантки Аси Домской подкарауливает на пустыре учителя литературы Федорова (Алексей Серебряков). Федоров — нелепый, ссутулившийся и избегающий конфликтов «маленький человек», который врет жене о задержавшемся родительском собрании, а сам выпивает на остановке, чтобы только не возвращаться домой. Однако ему придется вернуться не одному, а в компании той самой девушки, утверждающей, что он довел ее подругу до самоубийства, и грозящей ему и всей его семье кровавой расправой.

«Клинч» — кино разговорное и театральное. Героиня Аси Домской чем-то напоминает подростков из «Училки». Она представитель того самого «плюющего на всех» поколения, которое легко угрожает незнакомым людям смертью и ставит свои переживания выше чужих жизней. В итоге и ее героиня ищет, конечно, не мести, а понимания и любви. Но Пускепалис выдерживает интонацию абсурда до самого конца. В финале и учителя, и девушку ждет полет в космос. Режиссерский дебют в кино известного актера оказался шероховатым и противоречивым, а непривычный юмор Слаповского, хорошо работающий на бумаге, не всегда работает в кино. Тем не менее на фоне других картин основного конкурса фестиваля «Окно в Европу» лента вполне может претендовать на награды.

В конкурсе смотра «Окно в Европу» также были показаны мелодрама «Последняя ночь» победителя прошлогоднего фестиваля Арсения Гончукова, экспериментальные дебютные картины молодых режиссеров «Фин» и «Давай меняться», драма Константина Сухарькова «Реверберация» и старомодный детектив Владимира Бортко «Душа шпиона».

Читайте также
Новости Продюсер «Вия 3D» займется «Преступлением и наказанием» в VR Фильм по мотивам знаменитого романа Достоевского будет сделан с использованием технологии VR и с участием Тиля Швайгера.
Новости Российские кинокритики выбрали «Рай» Фильм Андрея Кончаловского был назван отечественными критиками лучшим по итогам 2016 года. Актерскими наградами отметили «Зоологию» и «Монаха и беса».
Статьи Прокат рассудит: «Ледокол» вышел из кассового дрейфа Положительный сарафан и благожелательные рецензии, похоже, вывели «Ледокол» из кассового дрейфа, хотя сборов «Экипажа» фильму Николая Хомерики не достичь.
Комментарии (4)

Новый комментарий...

  • 3

    Ledmaer 12 августа 2015, 17:29 пожаловаться

    #

    «Охрана»: А потом женщин обвиняют в том что они не уходят от всяких уродов, которые их бьют, надеясь, что они исправятся. По новостям жестокая реальность, и фильмами о якобы любви ее не исправить

    ответить

  • 1

    Дикий Пушистик 12 августа 2015, 17:53 пожаловаться

    #

    Гхм. Постараюсь посмотреть все три этих фильма.
    Вопросы вызывает разве что главный персонаж «Училки»… потому что одно дело, если человек действительно любит и более за историю, то это прекрасно. Другое дело, что история нашей страны, особенно века минувшего… сложно все было, очень сложно. И только в черно белом диапазоне не объяснить. А вот тут повеяло что училка оная чуть ли не «Огоньком» 80/90-х гг. вспоенная. надеюсь, что я ошибаюсь. Но тут тогда ещё один вопрос. согласно Закону об образовании даже единичный случай психологического и/или физического насилия со стороны учителя — это увольнение. А тут ещё и уголовщина. Да, люди срываются. Но так не должно. Хотя, если класс вконец распущенный… Один мой приятель, Царство ему Небесное, к концу своей жизни после уроков заходил в рюмочную. И пил. А был действительно классным учителем истории.
    Что до женщин из охраны… вижу их и в магазинах, и на входах в разные общественные здания… и жаль их, как порою и тех же кондукторов… дай им всем Бог найти таки своё счастье.

    ответить

  • 1

    lesha_doter 12 августа 2015, 23:25 пожаловаться

    #

    Надеюсь, хоть один из этих фильмов будет стоящим, как, например, «дурак» или «майор» Быкова. (и без двадцатиминутных эпизодов как у Звягинцева)

    ответить

  • Миша-35 13 августа 2015, 01:24 пожаловаться

    #

    «Училку» смотрю однозначно, тут никаких сомнений нет.
    Насчет «Клинча» так не уверен, я не слишком большой ценитель киноабсурда. Но все же скорее да, чем нет, — из-за гениального Алексея Серебрякова, который прекрасно смотрится и в этом жанре. Только ему, наверное, стоит сделать паузу с ролями столь депрессивных персонажей. Он играет их великолепно, просто сами по себе они могут загнать актера в дремучую безысходность. Плюс еще и «приклеиваются» такие характеры к актеру и все начинают ассоциировать его исключительно с подобными героями. Так роль в какой-нибудь толковой смешной комедии Алексею совсем не помешает, на мой взгляд. Другое дело, где такую комедию взять. С ними в России явный напряг.
    А вот «Охрану» буду смотреть вряд ли. Ничего для себя привлекательного в ней не нашел.

    ответить

 
Добавить комментарий...