Три взгляда на Москву: От Мордора до идиллии

Обсудить0

В мрачной драме «Побег из Москвабада», премьера которой состоялась 8 августа на фестивале «Окно в Европу», Москва похожа на Мордор. Ночью она светится оранжевыми огнями, выпивая из людей все соки и остатки добрых чувств по отношению друг к другу. В этом городе пачками привозят несовершеннолетних девочек из Средней Азии работать в борделях, а девушки из российской глубинки душу и тело готовы продать ради квартиры и столичной прописки.

Маша Ласточкина (Мария Машкова) — стервозная блондинка с каре, работающая в Федеральной миграционной службе. Она приехала когда-то из маленького городка, торговала на Черкизовском рынке, пока не встретила сотрудника ФМС Андрея. Тот влюбился, вытащил ее из рыночного ада, устроил на работу, но до свадьбы дело не дошло. Андрея пырнули ножом во время одного из рейдов по общежитиям нелегалов. Теперь Маша с удвоенной энергией ненавидит иммигрантов, судится с семьей Андрея, чтобы получить его квартиру, и не гнушается даже подделывать справку о беременности. Встреча с Хасаном (Джавахир Закиров), таджиком-стукачом, помогающим ФМС вычислять места скопления земляков без документов, наталкивает ее на мысль, что корень зла — это не несчастные бесправные гастарбайтеры, а те, кто организует и крышует их поток. И тогда она пытается, пусть и безуспешно, пойти против системы.

«Побег из Москвабада» — дебют Дарьи Полторацкой в полном метре. В ее картине много весьма отталкивающих персонажей. Это и сама Маша со своими попытками зацепиться в Москве любой ценой, и ее коллеги по ФМС (от похотливого и говорливого инспектора Павлова до коррумпированного начальника в дорогом костюме), и город, пережевывающий и выплевывающий людей, заставляющий детей и седых интеллигентных стариков играть музыку в подземных переходах. Даже Хасан, образованный инженер, терпит оскорбления русских инспекторов ФМС с ужасающей покорностью. Впрочем, у него своя цель, которую он озвучивает Маше в пламенной речи: он хочет вернуть земляков домой, потому что в Москве они живут в страхе и лжи, теряя себя. Резкая перемена в Маше в финале и вовсе наталкивает зрителя на нехитрую мораль: где родился, там и пригодился, и нечего рваться в столицу. Она вас пожует и выплюнет.

Куда более легкий подход к проблеме нелегальных иммигрантов демонстрирует картина Алены Званцовой «Норвег», как и «Побег из Москвабада», участвующая в основном конкурсе фестиваля «Окно в Европу». Впрочем, тема бесправных гастарбайтеров — лишь одна из множества линий в фильме, порой сбивающих зрителя с толку. Центральный вопрос, которым задается главный герой Евгений Кириллов (Евгений Миронов): валить или остаться? Жениться на страшной и нелюбимой норвежке (абсурдное нагромождение штампов о европейской толерантности в исполнении Северии Янушаускайте), чья главная мечта — родить еще одного сына, или вернуться к ироничной бывшей супруге (Ксения Раппопорт), несмотря на ее несносную мать (Роза Хайруллина)? Уехать к лучшей жизни в Норвегии или остаться, чтобы заботиться о гареме из уборщиц, который свалился на голову Жени благодаря троюродному брату Митяю (Андрей Мерзликин)?

Душа интеллигента (Женя — физик, вынужденно работающий в турфирме) мучительно делает выбор в пользу Москвы. Волшебным помощником оказывается сотрудник полиции (Дмитрий Марьянов), который и проблемы с девушками-нелегалами разрулить поможет, и проповеди о трансгенном лососе и заговоре против России прочитает, и водочки нальет, и собственным примером покажет, что главное — семья и много детей. Всех тем, вскользь поднятых в «Норвеге», не перечесть. Увы, оригинальная задумка — поднять наболевшие вопросы с помощью легкого языка романтической комедии — оказалась не такой уж простой для исполнения. Впрочем, публика в Выборге фильм приняла на ура.

Герои одной из новелл фильма «Москва никогда не спит» ирландца Джонни О’Райли тоже сталкиваются с похожим выбором — уехать или остаться. Персонаж Алексея Серебрякова оказывается в ситуации, когда у него могут отобрать бизнес и посадить в тюрьму, и после долгих колебаний он выбирает рейс в Нью-Йорк, предлагая молодой любовнице (Евгения Брик) поехать с ним. Однако такую Москву, как в картине О’Райли, покинуть непросто. Она яркая, праздничная, вибрирующая. За каждым окном в ней таятся семейные тайны и бытовые трагедии. В ней даже гопники оказываются по-ирландски веселыми (сам О’Райли признается, что приукрасил их чуть-чуть), любовницы мирятся с женами, а внуки вызволяют бабушек из домов престарелых. Фильм О’Райли участвует в конкурсной программе «Копродукция» фестиваля «Окно в Европу».

8 августа в Выборге также состоялась премьера комедии Ильи Северова «Развод по собственному желанию» и российско-узбекской драмы «Дом для русалок» Елкина Туйчиева.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

11 апреля 201612
28 июля 201524
24 июля 201532

Главное сегодня

Вчера8
Вчера5
Вчера1
Вчера5
17 апреля18
17 апреля3
17 апреля11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Мне все три трейлера понравились, все три фильма буду смотреть. Правда есть предположение, что Побег из Москвабада получится очень тяжелым фильмом.

3
NapoleoNЗлойКот

'есть предположение, что Побег из Москвабада получится очень тяжелым фильмом' - это смотря как смотреть. Вчера в Выборге посмотрел 'Побег из Москвабада', фильм, отдельно от сюжета и описываемых событий, мне понравился очень, рекомендую посмотреть и вам.

0