Новости

Три взгляда на Москву: От Мордора до идиллии

«Москва — дорогой и злой город». — «Чего же вы все сюда прете?» Такие диалоги не редкость в российских фильмах. КиноПоиск рассказывает о трех новых картинах, рисующих жизнь российской столицы со всеми ее проблемами — приезжими, нелегалами, коррупцией и гопниками.

В мрачной драме «Побег из Москвабада», премьера которой состоялась 8 августа на фестивале «Окно в Европу», Москва похожа на Мордор. Ночью она светится оранжевыми огнями, выпивая из людей все соки и остатки добрых чувств по отношению друг к другу. В этом городе пачками привозят несовершеннолетних девочек из Средней Азии работать в борделях, а девушки из российской глубинки душу и тело готовы продать ради квартиры и столичной прописки.

Маша Ласточкина (Мария Машкова) — стервозная блондинка с каре, работающая в Федеральной миграционной службе. Она приехала когда-то из маленького городка, торговала на Черкизовском рынке, пока не встретила сотрудника ФМС Андрея. Тот влюбился, вытащил ее из рыночного ада, устроил на работу, но до свадьбы дело не дошло. Андрея пырнули ножом во время одного из рейдов по общежитиям нелегалов. Теперь Маша с удвоенной энергией ненавидит иммигрантов, судится с семьей Андрея, чтобы получить его квартиру, и не гнушается даже подделывать справку о беременности. Встреча с Хасаном (Джавахир Закиров), таджиком-стукачом, помогающим ФМС вычислять места скопления земляков без документов, наталкивает ее на мысль, что корень зла — это не несчастные бесправные гастарбайтеры, а те, кто организует и крышует их поток. И тогда она пытается, пусть и безуспешно, пойти против системы.

«Побег из Москвабада» — дебют Дарьи Полторацкой в полном метре. В ее картине много весьма отталкивающих персонажей. Это и сама Маша со своими попытками зацепиться в Москве любой ценой, и ее коллеги по ФМС (от похотливого и говорливого инспектора Павлова до коррумпированного начальника в дорогом костюме), и город, пережевывающий и выплевывающий людей, заставляющий детей и седых интеллигентных стариков играть музыку в подземных переходах. Даже Хасан, образованный инженер, терпит оскорбления русских инспекторов ФМС с ужасающей покорностью. Впрочем, у него своя цель, которую он озвучивает Маше в пламенной речи: он хочет вернуть земляков домой, потому что в Москве они живут в страхе и лжи, теряя себя. Резкая перемена в Маше в финале и вовсе наталкивает зрителя на нехитрую мораль: где родился, там и пригодился, и нечего рваться в столицу. Она вас пожует и выплюнет.

Куда более легкий подход к проблеме нелегальных иммигрантов демонстрирует картина Алены Званцовой «Норвег», как и «Побег из Москвабада», участвующая в основном конкурсе фестиваля «Окно в Европу». Впрочем, тема бесправных гастарбайтеров — лишь одна из множества линий в фильме, порой сбивающих зрителя с толку. Центральный вопрос, которым задается главный герой Евгений Кириллов (Евгений Миронов): валить или остаться? Жениться на страшной и нелюбимой норвежке (абсурдное нагромождение штампов о европейской толерантности в исполнении Северии Янушаускайте), чья главная мечта — родить еще одного сына, или вернуться к ироничной бывшей супруге (Ксения Раппопорт), несмотря на ее несносную мать (Роза Хайруллина)? Уехать к лучшей жизни в Норвегии или остаться, чтобы заботиться о гареме из уборщиц, который свалился на голову Жени благодаря троюродному брату Митяю (Андрей Мерзликин)?

Душа интеллигента (Женя — физик, вынужденно работающий в турфирме) мучительно делает выбор в пользу Москвы. Волшебным помощником оказывается сотрудник полиции (Дмитрий Марьянов), который и проблемы с девушками-нелегалами разрулить поможет, и проповеди о трансгенном лососе и заговоре против России прочитает, и водочки нальет, и собственным примером покажет, что главное — семья и много детей. Всех тем, вскользь поднятых в «Норвеге», не перечесть. Увы, оригинальная задумка — поднять наболевшие вопросы с помощью легкого языка романтической комедии — оказалась не такой уж простой для исполнения. Впрочем, публика в Выборге фильм приняла на ура.

Герои одной из новелл фильма «Москва никогда не спит» ирландца Джонни О’Райли тоже сталкиваются с похожим выбором — уехать или остаться. Персонаж Алексея Серебрякова оказывается в ситуации, когда у него могут отобрать бизнес и посадить в тюрьму, и после долгих колебаний он выбирает рейс в Нью-Йорк, предлагая молодой любовнице (Евгения Брик) поехать с ним. Однако такую Москву, как в картине О’Райли, покинуть непросто. Она яркая, праздничная, вибрирующая. За каждым окном в ней таятся семейные тайны и бытовые трагедии. В ней даже гопники оказываются по-ирландски веселыми (сам О’Райли признается, что приукрасил их чуть-чуть), любовницы мирятся с женами, а внуки вызволяют бабушек из домов престарелых. Фильм О’Райли участвует в конкурсной программе «Копродукция» фестиваля «Окно в Европу».

8 августа в Выборге также состоялась премьера комедии Ильи Северова «Развод по собственному желанию» и российско-узбекской драмы «Дом для русалок» Елкина Туйчиева.

Читайте также
Новости Онлайн-смотр «Дубль дв@»: Недооцененное кино и приз КиноПоиска С 11 по 22 апреля на сайте «Российской газеты» пройдет VII онлайн-кинофестиваль «Дубль дв@». В программе лучшие российские фильмы последних лет, не получившие широкого проката. Зрители могут ставить фильмам оценки и писать собственные рецензии, лучшую из которых выберет главный редактор КиноПоиска.
Новости Пять российских фильмов, которые будут обсуждать Трагикомедия о Москве от обрусевшего ирландца, застрявший в чужом теле Петр Федоров, внушительная драма Бакура Бакурадзе о сербском военном генерале и еще два любопытных российских фильма, которые вошли в программу фестиваля «Окно в Европу» и в обозримом будущем выйдут в прокат, — читайте об этом в обзоре КиноПоиска.
Новости Премьера трейлера фильма «Москва никогда не спит» Ирландский режиссер Джонни О’Райлли собрал в своей новой картине Алексея Серебрякова, Евгению Брик, Михаила Ефремова, Виктора Вержбицкого и Юрия Стоянова, чтобы рассказать об энергичной жизни столицы и пяти судьбах, которые пересекаются и меняются навсегда. КиноПоиск представляет первый трейлер фильма «Москва никогда не спит».
Комментарии (15)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...