Новости

«Сын Саула»: Кошмар почти не виден

Получив вторую по важности премию Каннского кинофестиваля, Большой приз жюри, дебют венгерского режиссера Ласло Немеша «Сын Саула» наделал немало шума в прессе. На Одесском кинофестивале состоялся первый показ картины после премьеры на Лазурном Берегу. Венгрия уже выставила ленту на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Говорить об этом фильме непросто, равно как и некоторым будет непросто его смотреть. Скажем так, пришедшая на показ девушка с попкорном рассыпала его минут через десять после начала. Действие «Сына Саула» развивается в Освенциме, а главный герой — член зондеркоманды венгр Саул Ауслендер. Таким кино о концлагере еще не показывали.

Зондеркоманды собирались из пленников, которым давали условия жизни чуть лучше (отдельные бараки, еда, сигареты), чем остальным, но за это они должны были выполнять работу, от которой у немецких солдат сдавали нервы. Саул и его коллеги с красными крестами на спинах встречают прибывших в Освенцим евреев, сопровождают их в специальное помещение, где рассказывают, что им предстоит работать (и даже за деньги), но сначала необходимо пройти дезинфекцию и принять душ. Обнаженных людей загоняют в «душевую», двери за ними захлопываются.

Пока из-за дверей слышатся нечеловеческие крики умирающих от газа людей, зондеркоманда собирает одежду, обыскивает на предмет ценных вещей, а затем уже убирает трупы и отправляет их в крематорий.

На одной из таких чисток Саул видит чудом выжившего мальчика. Когда прибывший офицер СС собственноручно душит ребенка, Саул решает, что мальчика нужно похоронить как подобает, прочитав кадиш. Но сам он молитвы не знает и пытается искать раввина. Тем временем становится известно, что скоро вся зондеркоманда будет расстреляна, и мужчины начинают готовить побег, в который вовлекают Саула. Однако мысли о побеге его уже не занимают.

«Сын Саула» действительно очень непривычно снят. Камера следует исключительно за главным героем, изредка показывая то, что он видит (как убивают мальчика, как ведет допрос офицер, как над Саулом издеваются эсэсовцы — совсем нелепая и ненужная сцена, как нам кажется). Крупный план лица непрофессионального актера Гезы Рёрига — вот все, что видит зритель. У Саула нет эмоций, что совершенно логично: когда проводишь каждый день в нескольких кругах ада, атрофируются любые эмоции.

«Мне хотелось снять фильм, который будет что-то значить для меня и, может, для других поколений, — говорит Ласло Немеш, ученик великого венгра Белы Тарра. — Это поколение не рассматривает истории о выживании через призму травмы холокоста. Это поколение мало знает о том, что было, так что оно стоит как бы особняком. Нашей задачей было попытаться вычленить историю из учебников и перенести ее в настоящее, сфокусировавшись на одном человеке, не отвлекаясь на все, что мы хотим сказать и показать».

Сюжет «Сына Саула» развивается на протяжении полутора дней, но не ждите, что персонаж получит развитие по сценарным учебникам. «Я не искал героя, меня не интересовала история с точки зрения выживания, — говорит режиссер. — Мне даже не было интересно показывать „фабрику смерти“. Я искал уникальную перспективу, чтобы рассказать историю в максимально простом и гуманистическом ключе. Я смотрю на мир глазами Саула Ауслендера, венгерского еврея, члена зондеркоманды, и я ограничиваю свой фильм этой перспективой. Хотелось снять кино историческое, но вместе с тем живое. Учитывая это, мой фильм сильно отличается от „Списка Шиндлера“, который очень хороший, талантливый, драматичный и практически эпический фильм. Мой фильм не о выживании. Он о реальности смерти. Выживание — ложь. Оно было исключением».

Ласло Немеш

Ласло Немеш

Венгерский поэт из Нью-Йорка Геза Рёриг, сыгравший Саула, тоже не обходится без упоминания «Списка Шиндлера»: «Тот фильм рассказывает о плохих и хороших людях, а в нашем такого нет. Мы одновременно злодеи и герои». О том, как показаны члены зондеркоманды в фильме Немеша, было много разговоров во время Каннского фестиваля. По свидетельствам историков, это были довольно специфические люди, по жестокости порой превосходящие своих работодателей. Но эту тему Немеш обходит. Его вообще не интересуют люди, которые суетятся вокруг. Также Рёриг довольно резко реагировал на пресс-конференции в Канне на вопрос о том, что члены зондеркоманды были наполовину жертвами, а наполовину палачами: «Эти люди страдали сильнее других. Они жили в эпицентре ада. Считаю, они заслуживают уважения. Некоторые из них сами бросались в газовую камеру».

Что же касается вопроса веры, который поднимается в фильме, то Геза Рёриг, будучи человеком верующим, рассуждает так: он не хотел бы получить доказательство существования Бога, потому что в противном случае он был бы загнан в угол, а о свободе волеизъявления можно было бы забыть. «Мне всегда нравится, что есть возможность сказать „нет“. Вера как любовь. Однажды ты встречаешься с девушкой и считаешь, что она идеальна. Невозможно доказать любовь, отрезав палец. Но все же миллионы готовы пойти на это во имя божества. Вера не может быть слепой. Только идолопоклонничество. Так что пресловутые миллионы, на мой взгляд, люди не религиозные. Они просто последователи культа».

Геза Рёриг

Геза Рёриг

Безусловно, фильм произведет впечатление на ряд зрителей, но КиноПоиск остался разочарован. Кто сказал, будто «Сын Саула» не смакует чудовищные подробности «фабрики смерти»? Вот горы трупов, вот погрузка тел в печи, а вот пепел сбрасывают в реку. В какой-то момент рядом с лицом Саула появляется обнаженная женская грудь без всякого размывания (все происходящее за фигурой Саула размыто порой до цветовых пятен). Это ли не смакование?

Фильм Немеша во многом полагается на звук и на воображение зрителя. «Нет никакого ужаса в выстреле, лишь в его ожидании», — говорил Альфред Хичкок. Но он также говорил вот что: «Если фильм хорош, то при выключенном звуке зритель все равно поймет, что происходит». И тут как раз фильм Немеша потеряет весь смысл. Потому что при отключении звука понять, что именно происходит с героем, будет сложно.

И, наконец, дурную шутку с этой картиной сыграл фильм открытия Одесского кинофестиваля «Реальность» Квентина Дюпьё. Во время просмотра «Сына Саула» изредка так и виделся герой Алена Шабы, ищущий идеальный крик, чтобы получить финансирование для своего дебютного фильма.

Читайте также
Статьи «Главный герой — концлагерь»: Как показывали лагеря смерти в кино От Билли Уайлдера до «Списка Шиндлера» — перед выходом фильма «Собибор» Константина Хабенского вспоминаем, как разные режиссеры рассказывали о лагерях.
Новости 5 фильмов Одесского фестиваля, о которых вы еще услышите В Одессе завершился 7-й международный кинофестиваль. Гран-при получила трагикомедия «Тот, кто горит, горит, горит». КиноПоиск отобрал ее и еще несколько фильмов смотра, которые вам нельзя будет пропустить в будущем.
Новости Стал известен состав жюри 69-го Каннского кинофестиваля Мадс Миккельсен и Кирстен Данст вошли в состав жюри 69-го Каннского кинофестиваля. Президентом уже некоторое время назад был назначен режиссер Джордж Миллер. Постановщику «Безумного Макса» и его коллегам предстоит посмотреть 21 фильм. В этом году конкурс получился на редкость большим.
Комментарии (27)

Новый комментарий...

  • 16

    felix169 13 июля 2015, 22:48 пожаловаться

    #

    «Мне хотелось снять фильм, который будет что-то значить для меня и может, для других поколений, — говорит Ласло Немеш.
    --
    Ой, да кому ты втираешь. Тебе его хотелось снять, чтоб наполучать призов и попиариться шумихой.

    ответить

  • 5

    covarrubias 13 июля 2015, 23:14 пожаловаться

    #

    и зовут его Саул, как первого царя Израиля. интересно, почему

    ответить

  • 1

    lehmr 13 июля 2015, 23:21 пожаловаться

    #

    М-да, как профессионально написана статья… В конце прям твист с этим «остался разочарован»!

    Кстати.

    И тут затронуто.

    ответить

  • На самом деле всё так, Немеш даже показывал фильм Ланзманну, тот сказал «c„est bon“».

    ответить

  • 6

    orange18 13 июля 2015, 23:58 пожаловаться

    #

    КиноПоиск остался разочарован

    А можно узнать, сколько человек из Кинопоиска участвовало в вынесении вердикта?

    ответить

  • 4

    orange18 14 июля 2015, 00:03 пожаловаться

    #

    А в «Чочаре» женскую грудь полубезумной женщины Де Сика тоже для смакования показывал?

    ответить

  • Видимо текст написан для обсуждения с людьми которые уже видели фильм, а не как гид для желающих посмотреть. Пусть так, такие тексты тоже нужны наверное. Но честно, претензии к фильму по поводу той формы повествования которую он выбрал выглядят как-то необоснованно, как будто мы должны воспринимать цитату Хичкока как заповедь (он действительно употреблял ее в прямом значении или же просто указывал на выразительную силу визуального образа?).

    ответить

  • 6

    staplesnout 14 июля 2015, 16:10 пожаловаться

    #

    «венгр Саул Ауслендер»

    Может быть, все-таки венгерский еврей? Разница велика есть.

    ответить

  • 7

    staplesnout 14 июля 2015, 16:12 пожаловаться

    #

    «Это поколение не рассматривает истории о выживании через призму травмы холокоста.»

    По-моему, сейчас о холокосте говорят так много, как никогда раньше.

    ответить

  • 4

    Jaelse 14 июля 2015, 16:26 пожаловаться

    #

    Всё-таки Холокост — самый прибыльный бизнес-проект за всю историю человечества.

    ответить

  • 2

    Dishisnd 14 июля 2015, 20:32 пожаловаться

    #

    Ну и за чем вы это написали? Или просто решили ляпнуть чушь от скуки?

    ответить

  • 1

    Jaelse 14 июля 2015, 22:46 пожаловаться

    #

    А разве это неправда? Больше ни одно событие в истории человечества так не коммерциализировалось.

    ответить

  • Что же Вы этого по поводу вообще Второй Мировой не написали? Там то явно и кино-продукции в разы больше, и сборы в разы выше, а уж сколько мерчендайза, уууххх!.. Но Вы почему-то решили мокнуть в грязь не касающуюся Вас трагедию.

    ответить

  • 2

    Jaelse 16 июля 2015, 13:35 пожаловаться

    #

    Холокост — это вообще-то довольно небольшой, локальный эпизод той же ВМВ. Не стоит сравнивать конкретное событие с чем-то глобальным, включающим в себя тысячи событий такого рода. Понятное дело, что по ВМВ в целом контента произведено больше. А по истории Германии — ещё больше.
    Но в ряду конкретных, пусть и знаковых событий (высадка в Нормандии, Сталинград, Хиросима, и пр., и пр.) эксплуатация темы Холокоста выделяется очень сильно. Бесконечные попытки выжимать бабло из давней трагедии, ИМХО, свидетельствуют лишь о цинизме создателей и стремлении по-лёгкому получить славу и признание.
    История человечества вообще богата множеством диких зверств и массовых убийств, на подавляющее большинство которых всем глубока наплевать. И лишь из одного-единственного раздули невесть что.

    ответить

  • Telepork 14 июля 2015, 18:46 пожаловаться Осторожно, спойлер!

    #

    В статье очень много спойлеров!
    Зачем так детально, буквально каждую сцену, практически покадрово, разбирать фильм, которым КиноПоиск остался разочарован?
    Что стало с сайтом?
    Я заметил изменения где-то в начале года…
    Пришли новые люди?
    Ушли прежние авторы?
    Может кто-нибудь знает???
    Заранее спасибо за пояснения!

    ответить

  • 5

    NicKeLas 15 июля 2015, 13:43 пожаловаться

    #

    И очередная новость на главной странице, которой место в авторских редакционных блогах. Вот не считая последних трёх абзацев, статья весьма увлекательная и вроде как просто рассказывает о фильме и некоторых связанных с ним вопросах. Но потом почему-то резко пытается убедить меня, что фильм смотреть, в принципе, и не стоит. Но тогда непонятно, зачем надо было до этого так увлекательно его пересказывать? В общем, так и не понял, о чём новость, и, главное, зачем.

    ответить

 
Добавить комментарий...