Новости

ММКФ: Очарование «Лузеров», печаль критиков и триумф реальности

Московский международный кинофестиваль завершился победой «Лузеров» — симпатичной болгарской трагикомедии о подростках из маленького городка. Критики опечалены отсутствием наград у картины Александра Миндадзе, зрители утирают слезы на сеансах документального кино, а КиноПоиск подводит собственные итоги фестиваля.

«Лузеры» Ивайло Христова сразу подкупают зрителей трогательными героями, узнаваемыми жизненными ситуациями, тонким юмором и самоиронией. «Я читал в словаре определение слова „лузер“. Это человек, родившийся в Болгарии», — печально произносит друг главного героя в одной из последних сцен, в очередной раз срывая аплодисменты зала. В центре истории старшеклассники Елена и Коко. Елена живет с пьющей матерью, прогуливает уроки и мечтает попасть на концерт рок-группы «Кислород», которая скоро приедет в их богом забытый городок. Группа «Кислород» тем временем колесит по захолустьям, выступая перед рабочими, кондитерами и прочими ценителями их творчества, попутно соблазняя сговорчивых местных девиц.

Влюбленный в Елену Коко в одиночку ухаживает за больной Альцгеймером бабушкой, пока родители работают в Греции. Бабушка постоянно убегает, и тогда двое верных друзей Коко — такие же лузеры, как и он — приходят на помощь и вместе возвращают ее домой. Обаяние достаточно стандартной истории (типа «парень встречает девушку, теряет ее и наконец завоевывает обратно») придают трагикомические ситуации и персонажи, за каждым из которых стоит целая история. А черно-белое изображение ловко маскирует унылые пейзажи бедного городка.

«Лузеры»

«Лузеры»

Впрочем, победа «Лузеров» многих удивила. Критики прочили главную награду картине Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Ленту Миндадзе даже сложно сравнить с болгарским фильмом. Российский режиссер не жалеет зрителя, заставляет его мучительно всматриваться в изображение в поисках подсказок, ключей к спрятанному сюжету. Для того чтобы понять «Ханса и Петра», нужно продраться через полтора часа фрагментарного повествования, зато потом все встает на свои места. Группа немецких инженеров во главе с нервным профессором Отто приезжает накануне войны в Советский Союз и работает на стекловаренном заводе над созданием новой линзы. Эксперименты проваливаются, стекло выходит мутным, немцы ругаются между собой, эмоции накаляются до предела, приводят к аварии и человеческим жертвам. Ханс и Петр, немец и русский, оказываются соучастниками преступления, хотя Петр и пытался помешать катастрофе.

Российские критики называют картину Миндадзе одной из самых сильных в конкурсе, если не главным событием фестиваля вообще. Однако ее прокатная судьба остается неясной. Продюсер Лиза Антонова на пресс-конференции сообщила, что вопрос проката за рубежом решается совместно с немецким и английским сопродюсерами. «В Германии фильм выйдет в кинотеатрах абсолютно точно. Это одно из условий получения грантов от немецких фондов. В англоязычный странах картина тоже выйдет в прокат. Надеюсь, фильм достаточно широко будет показан. Что касается проката в России, то у нас пока только предварительные договоренности, поэтому я не могу назвать дистрибьютора», — сказала продюсер.

Картину Миндадзе не назовешь простой, но внимательный зритель обнаружит в ней авторский взгляд на людей, стоящих на пороге войны и неспособных противиться течению истории. «В этом фильме нет ничего загадочного, нет ничего буквального, ничего сверхпрямого и директивного. Он сделан на стыке условности и безусловности. Чтобы его понять, не нужно быть продвинутым киноманом. Нужно иметь душу и сердце. Можно проверить себя с помощью этой картины, как ты чувствуешь эту историю, в каком ты находишься состоянии», — считает режиссер.

«Милый Ханс, дорогой Петр»

«Милый Ханс, дорогой Петр»

Едва ли не самой захватывающей на фестивале стала документальная программа смотра. Зрители ММКФ получили возможность понаблюдать за жизнью отрядов самообороны в Мексике, неблагополучных подростков в Румынии, семей жертв геноцида в Индонезии, приговоренного к смерти от рака британского рокера, престарелых супругов из Южной Кореи. Звучит невероятно серьезно и скучно, на деле же это море эмоций, всплеск адреналина, в унисон шмыгающий носами зал и взрослые мужчины, беззастенчиво утирающие слезы.

Американская картина «Земля картелей», получившая главный приз в документальном конкурсе, — уникальный пример того, как неигровое кино может одновременно быть и мощной драмой о борьбе человека против системы, и боевиком от первого лица, и мелодрамой, и политическим высказыванием. Вместе с героями камера бесстрашно идет под пули, срывает маски с убийц, скрывается от преследователей, фиксирует душераздирающие рассказы тех, кто пострадал от рук бандитов.

Действие происходит по обе стороны границы Мексики и США. В Аризоне свою борьбу с наркотрафиком и нелегальной рабочей силой ведет бывший военный Тим Фоли, решивший переломить собственную судьбу и защитить свою страну. В мексиканском штате Мичоакан доктор Хосе Мирелес поднимает граждан на борьбу с могущественными «Тамплиерами», безнаказанно вырезающими целые семьи невинных жителей. Отряды самообороны под руководством харизматичного Мирелеса набирают силу и привлекают множество сторонников, что совершенно не устраивает правительство Мексики. Власти требуют разгневанных граждан сложить оружие или перейти под контроль полиции. Тем временем само движение самообороны выходит из-под контроля. Желая отомстить бандитам за убийства и грабежи, бывшие жертвы быстро входят во вкус и сами начинают грабить, избивать, пытать. В итоге Мирелесу не удается сохранить не только власть над отрядами, но даже собственную семью.

Главный герой румынского проекта «Тото и его сестры» — десятилетний Тото. Он опаздывает в школу, потому что дома ему с трудом удается поспать. Пока мать отбывает срок за торговлю наркотиками, дядя устроил в их маленькой квартире настоящий притон. Старшая сестра Ана подсела на героин, пятнадцатилетняя Андреа старается пореже появляться дома. Надежду на другую жизнь неожиданно дают танцы. Тото плохо учится, но талантливо танцует хип-хоп. Его сестрам предстоит сделать выбор — жить как прежде или поддержать брата. Плаксивая Андреа находит в себе силы вырваться из прежней жизни. Режиссер Александр Нанау показывает жизнь героев настолько близко, насколько это возможно, избегая при этом мрачных красок, никого не осуждая и не манипулируя эмоциями зрителей.

«Дорогая, не пересекай эту реку»

«Дорогая, не пересекай эту реку»

Настоящий документальный хит ММКФ — южнокорейский фильм «Дорогая, не пересекай эту реку». Картина вышла в южнокорейский прокат в ноябре прошлого года и стала самым кассовым релизом уик-энда, обойдя голливудских конкурентов. Что неудивительно, ведь лента не оставляет равнодушными никого и заставляет рыдать взрослых мужчин. Муж и жена провели вместе 76 лет и до сих пор воркуют, как юные влюбленные, кидаются друг в друга сухой листвой и лепят снеговиков. Она любовно зовет его дедулей, чешет спину и кормит снегом, чтобы лучше слышал. Он поет песни, чтобы ей не было страшно. Камера фиксирует их последние месяцы вместе: неразлучных супругов вот-вот разделит неизбежная смерть. Есть ли испытание тяжелее, чем видеть, как угасает человек, с которым ты разделил жизнь?

«Взгляд тишины» тоже рассказывает об испытании, через которое добровольно проходит Ади, окулист из Индонезии. Он решается посмотреть в глаза убийцам своего старшего брата Рамли, разрезанного на куски и брошенного в реку во время массовых убийств коммунистов в середине 1960-х. Преступники, которых режиссер уже показывал зрителям в «Акте убийства», прекрасно живут на свободе, не чувствуют вины и спокойно рассказывают, как пили кровь своих жертв, чтобы «не сойти с ума». Холодная, сдержанная интонация «Взгляда тишины» заставляет зрителей задерживать дыхание, вглядываться в лица людей, совершивших непостижимые злодеяния, пытаясь вместе с Ади осмыслить корни этого зла, уловить хотя бы тень раскаяния.

37-й Московский международный кинофестиваль проходил с 19 по 26 июня. Фильмы-победители будут повторно показаны 28 июня в Центре документального кино в Москве.

Читайте также
Статьи Питчинг Фонда кино: Новый Пелевин, русский «Дюнкерк» и танго «Ампир V» с участием Oxxxymiron'a, фильм о пилотах Великой Отечественной, поклонники танго и скейтеры-экстремалы — в обзоре питчинга Фонда кино.
Статьи Из России с любовью: Шесть новых интересных авторских проектов Барсуки и лисята, любовь и ревность — что известно о новых фильмах Миндадзе, Бакурадзе, Бычковой, Сайфуллаевой, Мещаниновой и Карас.
Новости Говорухин взял «Нику» количеством, Миндадзе — качеством Старейшая российская кинопремия «Ника» подвела свои итоги. По ключевой позиции академики не совпали с «Золотым орлом» и предпочли картине Меликян фильм Александра Миндадзе, однако и обойти вниманием фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» не смогли.
Комментарии (6)

Новый комментарий...

  • 3

    Ravenside 27 июня 2015, 17:17 пожаловаться

    #

    В Южной Корее никогда не сомневался: они почти всегда снимают безошибочное кино. У них простой, непосредственный и, при этом, тонкий и совершенно уникальный взгляд на вещи.

    ответить

  • 3

    nelegus 28 июня 2015, 02:23 пожаловаться

    #

    Сразу вспоминается — «Я видел дьявола»; «Олдбой» и другие представители трилогии мести по-корейски

    ответить

  • 1

    barselonic 27 июня 2015, 17:36 пожаловаться

    #

    В итоге, Мирелесу не удается сохранить не только власть над отрядами, но даже собственную семью.
    Пожалуйста, не надо озвучивать итоги, независимо от количества потенциальных зрителей.

    ответить

  • 1

    nelegus 28 июня 2015, 02:21 пожаловаться

    #

    «Тото и его сестры» / «Лузеров» / «Земля картелей» — смотреть в ближайшее время !!! (если надо — скачать с торрента)

    ответить

  • 1

    El_principe 28 июня 2015, 11:12 пожаловаться

    #

    ну если «Лузеры» в прокате будут, может и схожу, хотя сомневаюсь — оно же не блокбастер, а такое прокатчикам не интересно…
    А что до Миндадзе, то может хватит искать того, чего там нет?
    Кино бездарное!

    ответить

 
Добавить комментарий...