Новости

Фестиваль чествует зрительское кино, побеждает любовь

14 июня завершил свою работу фестиваль «Кинотавр». Триумфаторами смотра стали ленты «Про любовь», «Страна Оз» и «Ангелы революции». КиноПоиск рассказывает, какие из результатов были неожиданными, а какие — предсказуемыми, и делится впечатлениями от фильма закрытия «Зеленая карета» с Андреем Мерзликиным.

Главную награду жюри под руководством режиссера Алексея Учителя присудило фильму Анны Меликян «Про любовь». Это предельно зрительская картина, состоящая из четырех новелл о влюбленных. Объединены истории лекциями героини Ренаты Литвиновой о природе любви — химии, гормонах, запахах и прочих научных подробностях окрыляющего чувства. В кадре находятся сплошные звезды — от Цыганова до Колокольникова, от Ефремова до юной звезды Саши Бортич. Веселая, насыщенная актуальными шутками картина смотрится легко, несмотря на почти два часа хронометража, однако не выглядит новым словом в кино.

«Наверное, эта награда лишний раз доказывает, что ты получаешь желаемое, когда об этом совсем не думаешь. Я просто хотела снять зрительское кино, в первый раз в жизни снять фильм для проката. Быстро, в перерывах между своими важными картинами. Невероятный фестивальный успех для меня оказался совершенно неожиданным», — призналась режиссер, принимая приз из рук Алексея Учителя. Отдельное жюри кинопрокатчиков, в которое входят трое представителей дистрибьюторских компаний, тоже отдали свои предпочтения картине «Про любовь» как потенциально успешной в коммерческом плане.

Нужно отметить, что после премьеры картины Меликян, которая состоялась в последний день конкурсных показов, сразу стало ясно, что это едва ли не единственный претендент на главный приз в основном конкурсе. Конкурентом, столь же звездным и масштабным, была разве что «Страна Оз» Василия Сигарева, но дать главный приз насквозь матерной, совершенно необузданной комедийной эпопее было бы слишком рискованным и концептуальным жестом. В итоге Сигарева наградили за лучший сценарий, который режиссер написал в соавторстве с уральским писателем Андреем Ильенковым.

«Андрей — великий современный писатель, которого нужно экранизировать. Я многим режиссерам показываю его произведения и хочу, чтобы когда-нибудь их кто-то снял. У него есть очень много достойных и именно киношных вещей», — сказал со сцены Василий Сигарев. Вручавший ему приз член жюри Николай Куликов пояснил выбор лауреата такими словами: «Огромная радость, когда появляется такое кино, в котором на тебя с экрана льется настоящая, живая, зубастая, сумасшедшая русская речь, за которой видна наша сумасшедшая, зубастая русская жизнь». Зубастую речь в прокате зрители услышать смогут только с купюрами: весь мат, в соответствии с законом, будет запикан.

Гильдия киноведов и кинокритиков традиционно вручила статуэтки слонов своим фаворитам. Специального упоминания удостоилась лента «Пионеры-герои», о которой КиноПоиск писал из Берлина, а главный приз разделили два уральских режиссера — тот же Сигарев за «Страну Оз» и Алексей Федорченко за «Ангелов революции». Федорченко также получил приз от жюри основного конкурса за лучшую режиссуру.

Актерские награды фактически достались дебютантам. Театральный художник и режиссер Полина Гришина, идеально попавшая в образ польской монахини из фильма Ивана Вырыпаева «Спасение», впервые сыграла в кино. Для Василия Буткевича «Тряпичный союз» тоже стал дебютом в полном метре. Впрочем, Буткевич приз за лучшую мужскую роль делит с тремя более опытными, но тоже очень молодыми коллегами по «Тряпсоюзу» Александром Палем, Павлом Чинаревым и Иваном Янковским. Их ансамбль действительно сложно оценивать по отдельности, а искусным дирижером этого квартета стал режиссер Михаил Местецкий. Как отметил со сцены Буткевич, это и его награда тоже.

Многие ожидали, что приз за лучший дебют уйдет как раз создателю «Тряпичного союза». Однако жюри решило наградить медитативную драму «Чайки» Эллы Манжеевой. В номинации «Лучшая операторская работа» конкуренция была очень сильной, но победил Андрей Найденов, снявший для «Находки» Виктора Демента суровые зимние пейзажи Карелии. Кстати, у Найденова в конкурсе была еще одна картина. Он же снимал «Спасение».

Статуэтка за лучшую музыку отправится в Швейцарию к композитору фильма «Синдром Петрушки» Николя Рабеюсу. Музыка действительно играет в этом фильме о кукловоде и его болезненной любви огромную роль, буквально дергая самого зрителя за нужные ниточки, как куклу. Победивший в зрительском голосовании фильм «14+» получил от жюри всего лишь специальный диплом с формулировкой «За талантливый и искренний взгляд на поколение „Вконтакте“, познающее вечные ценности любви».

Фильмом закрытия «Кинотавра» стала «Зеленая карета» — кино о кинематографе, вернее, о режиссере Вадиме Раевском (Андрей Мерзликин), который мечется между фантазиями и реальностью, предпочитая убегать от последней. Раевский избалован успехом, его картину отправляют на «Оскар», а сам он передвигается по Москве исключительно на «порше». Когда его сын, безуспешно пытаясь достучаться до вечно занятого работой и любовницами отца, погибает на вечеринке, Раевский наконец начинает смотреть на жизнь по-другому. Прежде всего он хочет разобраться в смерти сына.

В «Зеленой карете» много условностей, но чувствуется крепкий сценарий, которому не хватает должного воплощения. Градус мелодрамы иногда зашкаливает, музыка навязчиво диктует настроение, возникает из ниоткуда и уходит в никуда второплановая героиня. Зато сцена, в которой Раевский после похорон сына бесцельно ездит по Москве и зачем-то подвозит группу подростков от центра до спального Бирюлево, вдруг тонко и легко расставляет все по местам.

26-й открытый фестиваль российского кино «Кинотавр» проходил в Сочи с 7 по 14 июня.

Читайте также
Статьи Борода царя Бориса: Какой «Годунов» получился у Безрукова На площадке нового исторического сериала «России 1» поговорили о Смутном времени с исполнителем роли Бориса Годунова Безруковым, а также с Сухоруковым и Мерзликиным.
Статьи Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале В Сочи начинается самый важный для российского кино фестиваль. Или не самый важный? Объясняем, почему надо следить за «Кинотавром».
Видео и фото Анна Меликян: «Мне не стыдно, что там все друг друга любят» Для кого фильм «Про любовь. Только для взрослых»? И как удалось привлечь к съемкам Джона Малковича? Создатели фильма отвечают на вопросы зрителей.
Новости Открылась регистрация на специальную программу «Ночи кино» Спеть с Цоем, задать вопрос Меликян, встретиться с Норштейном и Роднянским — все это можно будет сделать 26 и 27 августа в Москве.
Комментарии (15)

Новый комментарий...

  • 9

    Alexandr Kinolove 15 июня 2015, 09:15 пожаловаться

    #

    Неужели ещё одно голое депрессивное уныние от Анны Меликян…

    ответить

  • 1

    Jonny_D 15 июня 2015, 19:44 пожаловаться

    #

    Да, дружище, и хорошо, что ты это понимаешь: страна превратилась в сборище наглых недалеких кинематографистов, понизивших планку ниже некуда и скатившихся в депрессивную чушь с повторами и эксплуатацией клише и тупых «позитивно заряженных» дегенератов-зрителей, наивно верящих в выход каждой такой картины и гневно осуждающих те, кто с ними не согласен. Не знаю, кого я ненавижу больше — киношников, которые просрали весь опыт советского кино или это поколение всеядных дурачков, сжимающих в своих ручонках билеты разных ненужных форматов.

    ответить

  • 2

    ВНЧ 15 июня 2015, 09:26 пожаловаться

    #

    «Страна Оз». Надо будет глянуть «насквозь матерную, совершенно необузданную комедийную эпопею». Постер с котиком тоже настраивает положительно. :)
    «Пионеры-герои» разочаровали. Только девочка, сыгравшая Катю (Дарья Мороз) в детстве, оживляла картинку. :(

    ответить

  • 3

    Demba 15 июня 2015, 17:10 пожаловаться

    #

    В этом году всем настолько пофиг на этот кинотавр, что почти никто его даже и не освещал.

    ответить

  • Jonny_D 15 июня 2015, 19:46 пожаловаться

    #

    Освещали все, кому не лень. Ленты социальных сетей не по соседски вламывались в сознание своими фотками с ковровых дорожек, дурацкими постерами и личными итогами фестиваля.

    ответить

  • Demba 15 июня 2015, 21:40 пожаловаться

    #

    я о фестивалях не в социальных сетях читаю. И в сравнении с предыдущим Кинотавром, этот большинство проспали.

    ответить

  • 1

    Jonny_D 17 июня 2015, 04:00 пожаловаться

    #

    Ну так начни читать))

    ответить

  • Demba 17 июня 2015, 16:50 пожаловаться

    #

    Пфф, я читаю статьи на интересных мне сайтах, а уж какие сайты мне интересны — я без вас разберусь.

    ответить

  • 1

    Jonny_D 18 июня 2015, 02:26 пожаловаться

    #

    А…, ну это не интересно, опять сайты, я думал из первых уст, так сказать, узнаете между оральными ласками режиссеров и заигрываниями с продюсерами, а вы по старинке попердываете на диване с журналами)))

    ответить

  • 1

    Demba 18 июня 2015, 14:02 пожаловаться

    #

    эх, ладно, гудбай, ваша деревенская манера общения мне больше неинтересна.

    ответить

  • 1

    Jonny_D 17 июня 2015, 04:01 пожаловаться

    #

    Ну, так начни читать))

    ответить

  • 1

    Jonny_D 17 июня 2015, 04:03 пожаловаться

    #

    Поклеил себе аву Линча теперь думаешь можно претенциозно врать?

    ответить

  • 1

    Demba 17 июня 2015, 16:52 пожаловаться

    #

    Не понимаю, как первая часть предложения (там, где про аватарку с Линчем) связана со второй.
    Это как если бы я сказал, что вы поставили себе на аватарку мужика без штанов и думаете, что можете всем указывать.

    ответить

  • Alex Croft 16 июня 2015, 17:00 пожаловаться

    #

    Что то слабенько. Даже по меркам самого Кинотавтра

    ответить

  • Alex Croft 16 июня 2015, 17:01 пожаловаться

    #

    Что то слабенько. Даже по меркам самого Кинотавра

    ответить

 
Добавить комментарий...