Фестиваль чествует зрительское кино, побеждает любовь

15 июня 2015Обсудить0

Главную награду жюри под руководством режиссера Алексея Учителя присудило фильму Анны Меликян «Про любовь». Это предельно зрительская картина, состоящая из четырех новелл о влюбленных. Объединены истории лекциями героини Ренаты Литвиновой о природе любви — химии, гормонах, запахах и прочих научных подробностях окрыляющего чувства. В кадре находятся сплошные звезды — от Цыганова до Колокольникова, от Ефремова до юной звезды Саши Бортич. Веселая, насыщенная актуальными шутками картина смотрится легко, несмотря на почти два часа хронометража, однако не выглядит новым словом в кино.

«Наверное, эта награда лишний раз доказывает, что ты получаешь желаемое, когда об этом совсем не думаешь. Я просто хотела снять зрительское кино, в первый раз в жизни снять фильм для проката. Быстро, в перерывах между своими важными картинами. Невероятный фестивальный успех для меня оказался совершенно неожиданным», — призналась режиссер, принимая приз из рук Алексея Учителя. Отдельное жюри кинопрокатчиков, в которое входят трое представителей дистрибьюторских компаний, тоже отдали свои предпочтения картине «Про любовь» как потенциально успешной в коммерческом плане.

Нужно отметить, что после премьеры картины Меликян, которая состоялась в последний день конкурсных показов, сразу стало ясно, что это едва ли не единственный претендент на главный приз в основном конкурсе. Конкурентом, столь же звездным и масштабным, была разве что «Страна Оз» Василия Сигарева, но дать главный приз насквозь матерной, совершенно необузданной комедийной эпопее было бы слишком рискованным и концептуальным жестом. В итоге Сигарева наградили за лучший сценарий, который режиссер написал в соавторстве с уральским писателем Андреем Ильенковым.

«Андрей — великий современный писатель, которого нужно экранизировать. Я многим режиссерам показываю его произведения и хочу, чтобы когда-нибудь их кто-то снял. У него есть очень много достойных и именно киношных вещей», — сказал со сцены Василий Сигарев. Вручавший ему приз член жюри Николай Куликов пояснил выбор лауреата такими словами: «Огромная радость, когда появляется такое кино, в котором на тебя с экрана льется настоящая, живая, зубастая, сумасшедшая русская речь, за которой видна наша сумасшедшая, зубастая русская жизнь». Зубастую речь в прокате зрители услышать смогут только с купюрами: весь мат, в соответствии с законом, будет запикан.

Гильдия киноведов и кинокритиков традиционно вручила статуэтки слонов своим фаворитам. Специального упоминания удостоилась лента «Пионеры-герои», о которой КиноПоиск писал из Берлина, а главный приз разделили два уральских режиссера — тот же Сигарев за «Страну Оз» и Алексей Федорченко за «Ангелов революции». Федорченко также получил приз от жюри основного конкурса за лучшую режиссуру.

Актерские награды фактически достались дебютантам. Театральный художник и режиссер Полина Гришина, идеально попавшая в образ польской монахини из фильма Ивана Вырыпаева «Спасение», впервые сыграла в кино. Для Василия Буткевича «Тряпичный союз» тоже стал дебютом в полном метре. Впрочем, Буткевич приз за лучшую мужскую роль делит с тремя более опытными, но тоже очень молодыми коллегами по «Тряпсоюзу» Александром Палем, Павлом Чинаревым и Иваном Янковским. Их ансамбль действительно сложно оценивать по отдельности, а искусным дирижером этого квартета стал режиссер Михаил Местецкий. Как отметил со сцены Буткевич, это и его награда тоже.

Многие ожидали, что приз за лучший дебют уйдет как раз создателю «Тряпичного союза». Однако жюри решило наградить медитативную драму «Чайки» Эллы Манжеевой. В номинации «Лучшая операторская работа» конкуренция была очень сильной, но победил Андрей Найденов, снявший для «Находки» Виктора Демента суровые зимние пейзажи Карелии. Кстати, у Найденова в конкурсе была еще одна картина. Он же снимал «Спасение».

Статуэтка за лучшую музыку отправится в Швейцарию к композитору фильма «Синдром Петрушки» Николя Рабеюсу. Музыка действительно играет в этом фильме о кукловоде и его болезненной любви огромную роль, буквально дергая самого зрителя за нужные ниточки, как куклу. Победивший в зрительском голосовании фильм «14+» получил от жюри всего лишь специальный диплом с формулировкой «За талантливый и искренний взгляд на поколение „Вконтакте“, познающее вечные ценности любви».

Фильмом закрытия «Кинотавра» стала «Зеленая карета» — кино о кинематографе, вернее, о режиссере Вадиме Раевском (Андрей Мерзликин), который мечется между фантазиями и реальностью, предпочитая убегать от последней. Раевский избалован успехом, его картину отправляют на «Оскар», а сам он передвигается по Москве исключительно на «порше». Когда его сын, безуспешно пытаясь достучаться до вечно занятого работой и любовницами отца, погибает на вечеринке, Раевский наконец начинает смотреть на жизнь по-другому. Прежде всего он хочет разобраться в смерти сына.

В «Зеленой карете» много условностей, но чувствуется крепкий сценарий, которому не хватает должного воплощения. Градус мелодрамы иногда зашкаливает, музыка навязчиво диктует настроение, возникает из ниоткуда и уходит в никуда второплановая героиня. Зато сцена, в которой Раевский после похорон сына бесцельно ездит по Москве и зачем-то подвозит группу подростков от центра до спального Бирюлево, вдруг тонко и легко расставляет все по местам.

26-й открытый фестиваль российского кино «Кинотавр» проходил в Сочи с 7 по 14 июня.

Смотрите также

Борода царя Бориса: Какой «Годунов» получился у Безрукова

28 июня 2018

Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале

1 июня 2018

Анна Меликян: «Мне не стыдно, что там все друг друга любят»

2 сентября 2017

Открылась регистрация на специальную программу «Ночи кино»

21 августа 2017

Главное сегодня

Первый кадр из «Кровавого выстрела»: Вин Дизель ушел в армию

Вчера

Создатели «Игры престолов» все-таки выпустят трейлер 8-го сезона

Вчера

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Вчера

Сэмюэл Л. Джексон выбрал свои любимые роли

Вчера

В Омске установили «три билборда» с требованием убрать снег

Вчера

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Вчера

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

15 января
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт