Россия как бензоколонка, энергия юности и слепая любовь

14 июня 2015Обсудить0

Награды «Кинотавра» в этом году распределились следующим образом.

Главный приз кинофестиваля «Кинотавр»

Приз за лучшую режиссуру

Приз за лучший дебют

Приз за лучшую женскую роль

Приз за лучшую мужскую роль

Приз за лучшую операторскую работу

Приз им. Г. Горина за лучший сценарий

Приз им. М. Таривердиева за лучшую музыку к фильму

Специальный диплом жюри

  • «14+», режиссер Андрей Зайцев («За талантливый и искренний взгляд на поколение „Вконтакте“, познающее вечные ценности любви»)

Приз жюри кинопрокатчиков

Призы Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон»

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков

В программе «Кинотавра» этого года было много ожидаемых премьер, но почти все они оказались более чем спорными картинами. Пожалуй, единодушны зрители и кинокритики только в отношении подростковой истории любви «14+» Андрея Зайцева. После показа публика выходила с мечтательной улыбкой на губах и спешно надрывала цифру пять на бюллетенях зрительского голосования.

Андрею Зайцеву удалось сразу несколько очень редких в нашем кино вещей: показать жизнь современных подростков в спальном районе правдоподобно, но без черных красок, столкнуть два поколения — четырнадцатилетних и их родителей — и угодить всем. Взрослые возвращаются на полтора часа в собственную юность, подростки видят на экране переживания таких же, как они, сверстников, которые общаются через «Вконтакте» и боятся пригласить девочку на медляк. Отдельная удача фильма — идеальный кастинг как на роли подростков (монолог одной из девочек, состоящий наполовину из слов «ну, короче», вызвал в зале аплодисменты), так и на роли взрослых. У «14+» уже есть прокатчик. Это компания «Централ Партнершип», которая выпустит картину на экраны осенью с прицелом на школьные каникулы.

«14+»«14+»

«14+» победил в зрительском голосовании с оценкой 4,82, буквально на сотую балла опередив картину Анны Меликян «Про любовь». Фильм Меликян, состоящий из четырех новелл, вызвал бурю восторга. Во многом благодаря как узнаваемым, так и экзотическим персонажам. Среди них косплееры-анимешники, которые боятся увидеть друг друга без ярких образов, фанатеющая от Достоевского и русского шансона японка, приехавшая в Москву в поисках мужа с широкой душой, любвеобильный художник с внешностью и харизмой Евгения Цыганова, рисующий многочисленных пассий на городских стенах. Но главное в «Про любовь» — это Владимир Машков и Рената Литвинова. Машков в образе прагматичного бизнесмена выдает едва ли не лучшую свою роль за последние годы, хоть и появляется всего на несколько минут, а Рената Литвинова эпизодом с Михаилом Ефремовым окончательно оправдывает существование всего этого попурри.

«Я все делала играючи и легко», — говорит Анна Меликян, которая постоянно добавляет к изображению иконки сообщений из соцсетей, разделяет экран на несколько частей, добавляет фильтры, хештеги и лайки. Все эти приемы как будто фиксируют современную жизнь с ее полувиртуальным существованием, однако легко себе представить, что через 10 лет примочки будут казаться невероятно устаревшими. Заигрывание со зрителем — а если кино соберет хорошую кассу, у создателей уже готовы идеи для сиквела — здесь балансирует на грани хорошего вкуса.

«Про любовь»«Про любовь»

Одной из самых ожидаемых премьер стала «Родина» Петра Буслова, показанная вне конкурса. К сожалению, критики и зрители восприняли фильм прохладно. В картине о русских в Гоа, подсевших на наркотики и сжигающих паспорта на пляже, не найти персонажей, которым хочется сопереживать. Даже единственный относительно положительный герой — йог-гуру в исполнении покрытого татуировками исполина Сергея Бадюка — отталкивает высокомерием и пафосом речей. Сочувствие вызывают только местные полицейские, которые только и делают, что возятся с этими русскими, бесконечно депортируя то одних, то других. Впрочем, сами индийцы не в накладе: любовь к учению Ганди совершенно не мешает им брать огромные взятки с наркодилеров.

Куда больше названию «Родина» отвечает «Страна Оз» Василия Сигарева — самый громкий фильм фестиваля, который (тут все зависит от смелости жюри) вполне может претендовать на главный приз. «Страна Оз» прикидывается комедией о приключениях продавщицы Лены из Малой Ляли (Яна Троянова), безропотно воспринимающей все встречающиеся на ее пути подарки судьбы (среди них Евгений Цыганов и Инна Чурикова), но картина, конечно, куда глубже, чем просто анти-«Елки». Зрителю, которого интересуют исключительно шутки, будет вполне достаточно пятиминутной нарезки, выложенной авторами в сеть в качестве проморолика. В фильме же есть и приветы Балабанову, и столкновение представительницы народа Лены с прогрессивными политиками, о которых она, конечно, ничего не слышала и слышать в общем-то не очень хочет. Есть много обыденного безумия, невозмутимых лиц, монологи про дефекацию и сам ее процесс, есть сюрреалистичный и трогательный финал.

«Страна Оз»«Страна Оз»

В «Стране Оз» каждый увидит свое. Вот и кинокритик Виктория Белопольская заметила на пресс-конференции: «Героиня оказывается на бензоколонке, где нет обустроенного клозета. Я вижу это так: Россия — мировая бензоколонка, а нормального туалета нет. Потом Лена отворачивается от мэра Ройзмана, и Россия в ее лице отворачивается от прогрессивных сил. Для меня это картина прямых анекдотических метафор». Василий Сигарев традиционно лаконично отшутился: «Если я начну снимать метафорами, у меня фильм „Дурак“ получится».

Самый зрительский и непритязательный фильм этого «Кинотавра» — «Парень с нашего кладбища», милая мистическая комедия, не лучше и не хуже аналогов в своем жанре, которая выигрывает за счет обаяния Александра Паля. Подводят создателей очень скромный бюджет и любовь к музыке в стиле 1980-х.

А вот «Спасение» Ивана Вырыпаева массовый зритель вряд ли примет. Первые полчаса картины польская монахиня Анна (удивительно органичная Полина Гришина, одно из открытий фестиваля) едет в Тибет и слоняется по окрестностям, будучи вынужденной ждать, пока откроют горную дорогу в католический храм. Вторые полчаса она утомительно беседует с Каролиной Грушкой про пылесос («Человек не пылесос, нужно перестать втягивать в себя всю эту пыль», — втолковывает ей героиня Грушки) и с Казимиром Лиске про группу U2, после чего еще немножко слоняется, покупает веселую желтую шапку, видит летающую тарелку и приходит к выводу, что Бог существует.

«Спасение»«Спасение»

Персональный приз за лучший дебют КиноПоиск вручил бы Михаилу Местецкому за «Тряпичный союз». Это лихое, сбивающее с ног своей энергией кино о типичном аутсайдере Ване, который знакомится с тремя странными парнями, после чего его жизнь меняется навсегда. То ли арт-группировка, то ли политические активисты, новые друзья Вани оккупируют его дачу и строят планы по захвату мира. Впрочем, как всегда и бывает, планы эти легко рушатся. Во-первых, из-за красивой соседской девчонки, во-вторых, революционный запал — состояние с ограниченным сроком годности. Все это густо приправлено хулиганскими песнями группы «Шкловский».

Особняком в программе «Кинотавра» стоит картина Алексея Федорченко «Ангелы революции» — как и все фильмы режиссера, самобытная и ни на что непохожая, удивляющая и структурой повествования, и образами, и незнакомым большинству зрителей сюжетом. Начинается картина со спектакля про енотиков, сразу располагая к себе публику. Продолжается флешбэками — историями главных героев, советских авангардистов, посланных в 1930-е годы к коренным народам Севера, чтобы приучить тех к цивилизации и идеалам коммунизма. Федорченко берет реальные исторические эпизоды и биографии, открывая мир революционных идей и авангарда, пробуждая интерес к одному из самых насыщенных и трагических периодов жизни страны. Руководит просветительским отрядом Полина Шнайдер (Дарья Екамасова), которая на подобных культурных интервенциях собаку съела. Но ханты и ненцы воспринимать чуждое им искусство напрочь отказываются.

«Ангелы революции»«Ангелы революции»

«Инсайт» Александра Котта стоит смотреть хотя бы ради актерских работ Агриппины Стекловой и Александр Яценко. В изысканно снятом неконтрастном мире герой Яценко Павел Зуев теряет зрение, поэтому не может увидеть медсестру Надежду (Стеклова). Но между ними возникает роман, основанный на хрупком доверии и желании Надежды быть любимой и нужной, роман, в котором действительно много нежности и настоящих чувств. Зритель напряженно следит за развитием этих отношений, но автор заготовил им слишком уж жестокий финал.

Читайте подробнее о победителях 26-го открытого российского фестиваля «Кинотавр».

Смотрите также

Любовь Аксенова: «Меня всегда вдохновляли актеры-мужчины»

21 ноября 2018

Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале

1 июня 2018

Премьера на КиноПоиске: «Близкие» — драма о семейных ценностях

7 марта 2018

Ждать или забыть: Все фильмы «Кинотавра»

16 июня 2017

Главное сегодня

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

Сегодня

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

Сегодня

Сериал «Ханна» представят на «Берлинале-2019»

Сегодня

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

Сегодня

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Сегодня

Билл Скарсгард поразил Джеймса МакЭвоя на съемках «Оно 2»

Сегодня

Сериал «Половое воспитание» посмотрели 40 млн пользователей Netflix

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт