Основные тенденции 2014 года в Голливуде

31 декабря 2014Обсудить0

Нельзя сказать, что 2014-й был уникальным для киноиндустрии, однако некоторые тенденции нам хотелось бы отметить.

В Америке это лето было худшим с 1997 года

Несмотря на пришествие 3D, цифры и заполненность мультиплексов продолжениями, экранизациями бестселлеров и комиксов, летние сборы в Северной Америке упали на 15 %. Впервые с 2001 года ни один фильм не собрал летом 300 миллионов в Штатах. В одном только июле сборы упали на 30 %. Сильвестр Сталлоне с его пожилыми и молодыми бойцами собрал всего 39 миллионов. Том Круз и инопланетяне, несмотря на отличную критику, еле-еле заработали 100 миллионов у себя на родине. Долгожданный сиквел «Города грехов» заработал смешную сумму в 13,7 миллиона. «Трансформеры 4» не окупились бы, положись они со своим 210-миллионным бюджетом только на Америку: картина Майкла Бэя в итоге собрала 245 миллионов дома, а остальные деньги добирала в мире. «Стражи Галактики» стали единственным летним фильмом, чьи сборы в итоге перевалили за 300 миллионов, но эта цифра была достигнута гораздо позже.

Многие годы Голливуд кормился с продаж DVD, но сейчас на смену пришли стрим-сервисы вроде Netflix, которые не только зарабатывают показом кино, но и сами занимаются производством, но пока, правда, сериалов. По данным многих аналитиков, корм у киностудий все больше и больше отбирают видеоигры, увлекающие молодых мужчин, основную зрительскую аудиторию блокбастеров. Также считается, что в 2014-м был недобор по части многобюджетного кино, так называемых тентполов, в которые студии вкладывают большие деньги — как в производство, так и в рекламу, — чтобы получить огромную прибыль.

Стивен Спилберг в прошлом году пророчил киноиндустрии кризис, а глава DreamWorks Animation Джеффри Катценберг недавно назвал киноиндустрию «неразвивающимся бизнесом». Отметим, что DreamWorks Animation в этом году дважды не удалось продать. Японский конгломерат Softbank и игрушечный концерн Hasbro имели подобные намерения, но переговоры так и не увенчались успехом.

Впрочем, студии не унывают. Впереди 2015 год с его мощными франшизами, от «Мстителей» до «Терминатора», так что свои миллионы они еще заработают.

2014 год стал успешным для независимого кино

Пока крупные студии подсчитывают убытки от многобюджетных провалов, независимое кино поднимает голову. Самым успешным в этом году стал «Отель „Гранд Будапешт“», собравший в Америке 59 миллионов долларов, а в общей сложности 172 миллиона. У режиссера Уэса Андерсона «Отель» — самый кассовый проект в фильмографии. Для сравнения: самый кассовый независимый фильм прошлого года — мексиканская лента «Инструкции не прилагаются» — заработал в Штатах 44,5 миллиона. Отлично показывает себя «Бёрдмэн», собравший на родине 23,5 миллиона. Львиная доля международного релиза фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту придется на начало 2015-го, и «Бёрдмэн» себя еще покажет.

12 лет работы над фильмом «Отрочество» Ричарда Линклейтера обернулись затратами в 4 миллиона, но в прокате картина уже давно отбилась. В ее копилке на родине 24,2 миллиона долларов, а за рубежом фильм заработал еще 19 миллионов.

Довольно живенько ведут себя в американском прокате «Снайпер», «Вселенная Стивена Хокинга», «Сельма», «Игра в имитацию», «Врожденный порок», «Дикая». Картины не только среди возможных номинантов на престижные кинопремии, но и вызывают интерес зрителя.

Производство пленочных копий прекращается

Студия Paramount решилась на исторический шаг и стала первым в Голливуде мейджором, отказавшимся от производства и проката пленочных копий своих фильмов на территории США. Последним проектом, отпечатанным на 35-миллиметровой пленке, для Paramount стала комедия «Телеведущий: И снова здравствуйте». В прошлом году французская компания Technicolor, отвечавшая за проявку и постпродакшн пленки, закрыла свою лабораторию в Великобритании, а месяц назад и лабораторию в США. Любопытно, что о своем решении Paramount публично не заявила. О переходе на цифровые носители стало известно благодаря американским кинотеатрам, получившим эту информацию. Напомним, что для студий отказ от пленки означает сокращение расходов на производство копии с 2000 до 100 долларов за копию, ведь стоимость цифрового носителя гораздо ниже.

На Каннском кинофестивале Квентин Тарантино выступил в защиту пленочных проекторов и заявил, что будет продолжать снимать на пленку. Однако считается, что в 2015-м целлулоид окончательно и бесповоротно сыграет в ящик.

Netflix жаждет мирового господства

По данным исследования компании PwC, стриминговые сервисы станут причиной 20-процентного падения продаж фильмов на физических носителях уже к 2018 году. Учитывая, что продажи DVD и blu-ray и так постоянно падают, это не новость. Однако у развития стрим-сервисов есть и другие последствия, которые могут затронуть схемы финансирования независимого кино.

Сейчас бюджет многих независимых проектов собирается на кинорынках еще на стадии препродакшна. Приезжает в Канн, например, режиссер Икс, привозит актрису Игрек, а под них уже существует сценарий. Пока Икс и Игрек позируют фотографам, студия, разрабатывающая фильм, продает права на прокат в разные страны, обеспечивая приличную долю бюджета. Конечно, это очень грубо описанная схема, но так понятнее.

Netflix сейчас серьезно работает над расширением своей сети, уже охватывающей США, Латинскую Америку, Канаду и Великобританию. На очереди у стрим-сервиса Европа. Если удастся выйти на рынки большинства стран, Netflix получит все основные рынки проката независимого кино (не говоря уж об остальной кино- и сериальной продукции). И тут — следите за руками — Netflix будет платить небольшим кинокомпаниям за право прокатывать их будущий фильм. Вместо локальных дистрибьюторов. То есть продюсерам не нужно будет ехать на Каннский кинорынок, будет достаточно продать права Netflix на VOD (video on demand, видео по запросу). Такой прогноз выдает журнал Forbes.

Но пока это только в планах. На деле существует быстро сокращающееся окно между кинотеатральным релизом и выходом фильма на VOD. Кто-то считает, что оно скоро вообще исчезнет, а фильмы будут выходить одновременно в кино и на VOD. Кто-то прогнозирует сокращение окна до трех недель в течение 10 лет (например, Джеффри Катценберг). Продюсер Харви Вайнштейн считает, что кинопоказ в ближайшее время претерпит ряд изменений, и видит Netflix флагманом грядущих перемен.

Северная Корея доказала, что мультиплатформенный релиз может быть успешным

Комедия Сета Рогена и Эвана Голдберга «Интервью» о том, как ведущий ток-шоу и его продюсер собрались поговорить с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, оказалась настоящим ящиком Пандоры, открывать который не стоило. По сюжету ЦРУ заказывает незадачливым телевизионщикам убийство Кима, что приводит к смешным последствиям на экране, но к совершенно неприятным в реале. На студию Sony была обрушена невиданная доселе хакерская атака, после которой многие СМИ начали со смаком рыться в грязном белье: в сеть утекли не только фильмы студии, но и переписка ее боссов с нелицеприятными комментариями. Когда же хакеры пригрозили терактами, крупнейшие киносети стали изымать картину из проката, а в итоге Sony и вовсе отменила релиз, назначенный на 25 декабря.

В бой за «Интервью» вступил американский президент Барак Обама, осудив действия студии. Торренты предлагали распространить фильм в сети, но в итоге Sony выдала копии трем сотням кинотеатров, а также выложила его на YouTube, GooglePlay и Microsoft’s Xbox Video. Прокат стоил 5,99 доллара, а покупка — 14,99. В итоге за первые три дня продаж в сети «Интервью» заработало 15 миллионов долларов, став самым кассовым цифровым релизом студии. В свой первый уик-энд в 331 кинотеатре картина заработала 2,8 миллиона долларов. Для ленты с бюджетом в 44 миллиона шансы отбиться таким образом довольно малы. Однако, как показала практика, в интернете можно спокойно заработать больше, чем в реальности, достаточно посмотреть на американские сборы «Города грехов 2».

И напоследок у нас просьба к маркетологам.

Дорогие наши маркетологи! Мы понимаем, что, рекламируя и продвигая фильм, вы готовы нарисовать на постерах что угодно и кого угодно, но, пожалуйста, перестаньте сыпать этими персонажными постерами, на которых находятся, скажем так, далеко не самые главные персонажи! Странно, конечно, что вы не подписали Джека О’Коннелла, сыгравшего в «Несломленном», на постере «Расцвета империи», но понимаем: не та студия и все такое. Но со стороны это была очень странная афиша.

А вот такие персонажные постеры мы любим и всячески приветствуем:

Ой, и самое последнее. Дорогой Голливуд! Завязывай с тизерами тизеров. Не вешай в инстаграм четыре секунды тизер-трейлера, слезно просим. Понимаем, ты хочешь создать лишний инфоповод, чтобы о фильме написали, но это же ужас что такое!

Другие наши итоговые материалы:

Смотрите также

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

15 января

«Черный список — 2018»: Новая «Социальная сеть», король Ричард и бисквит

18 декабря 2018

Бездушные роботы: Как Майкл Бэй ломал «Трансформеров»

13 декабря 2018

В главной роли: Роберт Дауни-младший

24 ноября 2018

Главное сегодня

«Секс, ложь и видео»: Фильм, который изменил все

Вчера

«Зеленая книга» взяла главный приз Гильдии продюсеров

Сегодня

Как Вонг Кар-Вай пишет кино светом

Вчера

Любовники, детективы и подводники: Что смотреть дома в выходные

18 января

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

18 января

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

18 января

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

18 января
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт