Новости

Российское кино захватывают женщины

«Кинотавр» объявил свою программу. В ней нашлось место восьми женщинам, дебютам, ангелу-хранителю Нурику, нью-йоркским иммигрантам, сантехникам и современной версии «С любимыми не расставайтесь». В жюри смотра вошли Юрий Колокольников и Елена Лядова, а на закрытии покажут картину «Левиафан» Андрея Звягинцева.

«Кинотавр» в этом году пройдет в юбилейный, 25-й раз. В связи с этим организаторы придумали несколько нововведений. Например, на церемонии открытия покажут не полнометражный фильм, как обычно, а программу конкурсных короткометражек, среди которых режиссерские работы Яны Трояновой и Григория Добрыгина.

Во время фестиваля в Сочи пройдет питчинг Фонда кино. Экспертный совет выслушает презентации маститых продюсеров и определит, какие фильмы получат финансирование от фонда. Закроет «Кинотавр» участник Каннского кинофестиваля — картина «Левиафан» Андрея Звягинцева.

Но главные открытия таятся в программе смотра. Как всегда, в основном конкурсе «Кинотавра» много дебютов. В этом году шесть фильмов из четырнадцати — первые полнометражные картины режиссеров. Но больше всего впечатляет количество женщин-режиссеров, чьи фильмы отобраны в основной конкурс. Их восемь, то есть больше половины полнометражной программы. Такого в истории фестиваля еще не было.

На церемонии открытия Александру Сокурову вручат приз «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию».

«Это не предел. Если бы некоторые картины были готовы, фильмов женщин-режиссеров в программе могло бы быть и больше, — поделилась с журналистами программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. — Эта ситуация отражает общемировую тенденцию. Так случилось, что в режиссуру приходят женщины. Им есть что сказать. Мы не ставили специальной задачи собрать женщин. Ни в коем случае. Так получилось, реальность сама диктует нам нашу программу».

По традиции программный директор «Кинотавра» объявила программу, прокомментировав каждую из конкурсных картин. Единственная документальная картина в конкурсе — дебютная лента выпускницы мастерской Марины Разбежкиной Тамары Дондурей «21 день». «Это совсем маленький документальный фильм. Без документального кино сегодня невозможно делать программу открытого национального кинофестиваля. Документальное кино набирает обороты даже быстрее игрового в том, что касается смыслов, содержания, способов рассказа истории, — пояснила Алиева, напомнив, что в прошлом году в конкурсе участвовал фильм Виталия Манского «Труба». — Тамара сняла картину маленькую, но очень важную. Этот фильм посвящен смерти. Он снят с согласия владельцев хосписа. Это абсолютно безбюджетное кино. Оно о жизни двух людей, которые умирают. „21 день“ — подвиг девочки, которая взяла камеру, пришла к тяжелобольным людям и вела с ними диалог весь фильм».

«Белая белая ночь» — фильм Рамиля Салахутдинова, который, уточняет Ситора Алиева, остается верным «тяжелому артхаусу» и не хочет ему изменять. «Это попытка сделать современное философское кино, где в одном городе сходятся прошлое, настоящее и будущее. Настоящий питерский артхаус с медленным повествованием и скрытой философичностью, которая никогда не довлеет над сюжетом. Она является концептуально важной для авторов».

Судить конкурс будет жюри во главе с Андреем Звягинцевым. В состав судейской комиссии вошли Денис Родимин, Владислав Опельянц, Вячеслав Тельнов, Юрий Колокольников, Елена Лядова и Алена Шумакова.

«Велкам хом» — второй фильм Ангелины Никоновой, которая стала лауреатом «Кинотавра» со своим дебютом «Портрет в сумерках», снятым за 20 тысяч долларов. «Фильм о тех людях, которые в какой-то момент больше не чувствуют себя гражданами определенной страны. Они все приехали из разных мест в Нью-Йорк, и каждый из них ищет счастья по-своему. Мне нравится, что в этой картине есть микс того, из чего состоит вся наша современная жизнь. Ангелина Никонова решила охватить все: и тему миграции, и тему авторского кинематографа, и режиссеров авторского кинематографа, и тему семей режиссеров авторского кинематографа. Мне нравится, что это одна из немногих картин в отборе, которая несет в себе чувство юмора. Мне кажется, это даже гораздо более авторское высказывание, чем ее первая картина».

«До свидания, мама» Светланы Проскуриной — современная версия «Анны Карениной» с Александрой Ребенок в роли охваченной страстью замужней женщины, которая бросает семью ради любовника. Картина более открыта зрителю, чем предыдущие фильмы Проскуриной, считает Алиева. «В сущности, это кино о страданиях маленького ребенка, который всегда становится жертвой страстей его родителей». Сценарий к фильму написал Василий Сигарев.

«Дурак» Юрия Быкова станет уже третьей полнометражной картиной молодого режиссера, участвующей в «Кинотавре». А до этого автор «Майора» побеждал в конкурсе короткого метра. «Это серьезное публицистическое высказывание, совершенно иное для Юры Быкова кино, и мне он нравится тем, что он старается в каждом новом фильме не повторять себя. Замечательно, что он не боится выглядеть проще, потому что новая картина энергетически и эмоционально отличается от „Майора“ и стоит на совершенно другом уровне осмысления, понимания и расшифровки реальности», — говорит программный директор «Кинотавра».

Новый фильм Оксаны Бычковой «Еще один год» получил приз на Роттердамском кинофестивале, причем российские реалии, незнакомые иностранцам, не стали помехой, как объяснила Ситора Алиева. «Конечно, она концентрируется на наших реалиях, на чисто российских концептах существования мужчин и женщин, их отношений, брака. Люди не понимали, о чем идет речь, но награждали кино». Сценарий был написан по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Главные герои — молодая пара, Женя и Егор. Он никак не найдет работу и «бомбит», а Женя тем временем устраивается бильд-редактором в общественно-политическое издание и меняет круг общения на креативную молодежь. Егор же начинает ревновать.

«Испытание» Александра Котта — один из самых интригующих фильмов этого года. «Саша Котт — режиссер с большой буквы, потому что это кино, в котором не будет ни одного слова. Это настоящий фильм-метафора, это поэтический кинематограф, которого давно не было в нашем отборе», — говорит Алиева. Сюжет «Испытания» строится вокруг испытания водородной бомбы в Семипалатинске в 1953 году. На фоне страшного события разворачивается роман молодых Максима и Динары.

Один из самых зрительских фильмов грядущего «Кинотавра» — проект «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, о котором КиноПоиск подробно рассказывал осенью.

«Как меня зовут» раньше назывался «Штормовым предупреждением». Это полнометражный дебют Нигины Сайфуллаевой, дважды участницы короткометражного конкурса «Кинотавра». «Это неожиданный для нашего кино арт-мейнстрим, когда режиссер не хочет делать сугубо авторское кино, а хочет делать кино для зрителя, кино открытых эмоций. Нигина думает о зрителе. Видно, что она не делает ставку на свою амбициозность или чисто авторскую позицию».

«Кино про Алексеева» — третий фильм режиссера «Рассказов» Михаила Сегала. По словам Ситоры Алиевой, это глубоко личное кино, посвященное нашему прошлому. О сюжете известно немного. Главный герой — одинокий старик Алексеев, который неожиданно узнает, что прожил совсем не ту жизнь, какую предполагал, и является совсем другим человеком.

«Класс коррекции» Ивана Твердовского рассказывает о школе, где вместе учатся инвалиды и дети с отставанием в развитии, однако в ней происходит все то же самое, что и в обычной школе, там кипят те же страсти. «Картина для нас принципиально важна, так как она рассказывает об инвалидах. На желании людей выйти из гетто, стать другими строится вся сюжетная линия. Очень нежное и тонкое кино, у которого, я надеюсь, будет интересная фестивальная судьба», — поделилась Ситора Алиева.

«Комбинат „Надежда“» Натальи Мещаниновой тоже участвовал в конкурсе фестиваля в Роттердаме и, как утверждает программный директор «Кинотавра», тоже понятен абсолютно всем независимо от национальности. Действие дебютного фильма Мещаниновой разворачивается в промышленном городе на севере России, в Заполярье, откуда молодые люди отчаянно хотят вырваться. В игровое кино Мещанинова пришла из документалистики. Она, как и Тамара Дондурей, выпускница мастерской Марины Разбежкиной.

«Спроси меня» Веры Харыбиной — докудрама, снятая с минимальным бюджетом и рассказывающая восемь реальных историй реальных гастарбайтеров. Кино, очевидно, сделано в технике вербатима, больше свойственной театральным постановкам. Собранный сценаристами документальный материал произносят актеры.

«Ч/б» — дебют Евгения Шелякина, давно работающего на телевидении. По сюжету в драке с националистом Ярославом погибает кавказский жулик Нурик, однако вскоре Нурик возвращается с того света с миссией быть ангелом-хранителем Ярослава, что не устраивает их обоих. «Режиссер берет суперактуальную тему межнациональных отношений и делает ее в совершенно открытом жанре. Это и драма, и комедия, и фильм-путешествие. Главные герои — русский парень-националист и кавказец, вышедший из тюрьмы — ненавидят друг друга в начале картины и проходят путь сближения, понимания. Режиссер экспериментирует с жанрами, а это мало кто делает», — комментирует Ситора Алиева.

«Звезда» автора «Русалки» Анны Меликян — самый долгожданный российский фильм, о котором поначалу ходили только слухи. Сюжет держался в строгом секрете. «Картина посвящена городской жизни. Главная героиня — молодая девушка, мечтающая изменить нос, рот, губы и искренне верящая, что это делает жизнь лучше, а женщину — счастливее, — рассказывает Ситора Алиева. — Это для меня современная „Дама с камелиями“. И мелодрама, и комедия. И в ней есть вся наша современная жизнь со страстями, бедными, богатыми, приезжими, актерами, бизнесменами, чиновниками. Это действительно кино для зрителя, для более широкой аудитории, чем фестивальная публика, к которой Анна привыкла».

25-й «Кинотавр» пройдет с 1 по 8 июня в Сочи.

Читайте также
Статьи Алексей Гуськов: «Я как пер, так и буду переть!» Актер, сценарист и продюсер — о своей международной карьере, зрителе в глубинке, работе с Бегбедером и новом фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова».
Новости У Фонда кино сменится руководство Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев заявил, что уходит со своего поста. Ранее у фонда сменился устав, теперь его работу больше контролирует Минкульт.
Статьи «Олеся»: Премьера короткометражки про дуэль Паля и Ефремова Александр Паль и Никита Ефремов спорят из-за необычной девушки в фильме от автора «Пьяной фирмы».
Новости Госдума начала принимать поправки к закону о кинофестивалях В первом чтении из закона ушла необходимость получения прокатных удостоверений для фильмов, демонстрирующихся на кино смотрах.
Комментарии (29)

Новый комментарий...

  • 11

    HellVat 13 мая 2014, 12:05 пожаловаться

    #

    Извините, что не по теме вопрос, но хотелось бы знать куда делся БАКС?

    ответить

  • http://clck.ru/9Ceye

    ответить

  • 1

    audiovideofil 13 мая 2014, 16:26 пожаловаться

    #

    Если учесть, сколько было недовольных, то до сих пор подписываемая петиция выглядит странно. Как и требование вернуть удалённую статью, противоречащее остальным требованиям.

    ответить

  • ну а Вы то ее поддерживаете?

    ответить

  • 1

    иван-91 13 мая 2014, 12:07 пожаловаться Российское кино захватывают женщины

    #

    Ну может быть хоть они умеют снимать кино то на мужчин нет надежд.

    ответить

  • 4

    Bespristrast 13 мая 2014, 22:23 пожаловаться

    #

    Сразу видно, что ты российское авторское кино не смотришь, раз так говоришь))

    ответить

  • 3

    иван-91 13 мая 2014, 22:36 пожаловаться

    #

    я вообще российский «кинематограф» не смотрю.

    ответить

  • 2

    Bespristrast 13 мая 2014, 23:21 пожаловаться

    #

    мог и не говорить, это очевидно)) у нас много любителей называть какашкой то, чего они в глаза не видели. достаточно просто вспомнить критиков сериала «Школа», которые начали лить сериал говном тогда, когда на экраны ещё даже третья серия не вышла.

    ответить

  • 3

    DikCinema 13 мая 2014, 12:37 пожаловаться

    #

    Просто… не… интересно!
    Колокольникова в жюри взяли явно потому что засветился в «Игре престолов» (ну и критерий, однако). Лядова еще более-менее.
    Фонду кино тоже уже не доверяю. Учитывая что на их совести находятся такие падшие фильмы, как «Страна хороших деточек», «Ёлки 3», «Одноклассники: Накликай удачу», «Темный мир: Равновесие» и прочие, я бы на их месте вообще не рискнул на какой-либо кинофестиваль ехать, не то что что-то отбирать!

    ответить

  • 6

    iskatel_ 13 мая 2014, 13:43 пожаловаться

    #

    Колокольникова в жюри взяли явно потому что засветился в «Игре престолов»
    Он был задействован в картине «Интимные места» — одном из лидеров прошлого наградного сезона среди отечественных лент.

    ответить

  • 1

    DikCinema 13 мая 2014, 14:32 пожаловаться

    #

    Да, был. Но за свою работу в этой картине Колокольников не удостоился даже номинации. Почему он? Почему не Хабенский, Быков или кто-нибудь еще? Хотя мне, честно, говоря, и так все равно)))

    ответить

  • 2

    lehmr 13 мая 2014, 12:58 пожаловаться

    #

    «Но больше всего впечатляет количество женщин-режиссеров, чьи фильмы отобраны в основной конкурс. Их восемь, то есть больше половины полнометражной программы.»

    Бородатых среди них, надеюсь, нет?

    ответить

  • 4

    iskatel_ 13 мая 2014, 13:46 пожаловаться

    #

    Бородатых среди них, надеюсь, нет?
    Критерий противоречит закону о недобросовестной конкуренции…)

    ответить

  • 3

    starcom2 13 мая 2014, 13:44 пожаловаться

    #

    Конечно, она концентрируется на наших реалиях, на чисто российских концептах существования мужчин и женщин, их отношений, брака. Люди не понимали, о чем идет речь, но награждали кино

    значит опять псевдореалистичная чернуха про немытую Россию.

    ответить

  • 9

    lehmr 13 мая 2014, 13:49 пожаловаться

    #

    «Фильм не понял, но награждаю».

    Потому что так надо.

    ответить

  • 4

    starcom2 13 мая 2014, 13:52 пожаловаться

    #

    просто западные критики это дело любят — смотреть с экрана как плохо живут в других странах.

    ответить

  • 1

    audiovideofil 13 мая 2014, 13:58 пожаловаться «Кинотавр»

    #

    Моё внимание обращено на закрытие.

    ответить

  • Почему?

    ответить

  • 3

    audiovideofil 14 мая 2014, 05:18 пожаловаться

    #

    Потому что «Левиафан».)

    ответить

  • 1

    Kino Serg 13 мая 2014, 16:09 пожаловаться

    #

    Збруева не узнать… всю жизнь его воспринимал молодым, а здесь уже старость на лицо(

    ответить

  • 1

    RomanPraHer 13 мая 2014, 18:00 пожаловаться

    #

    Колокольников — легенда российского кинематографа

    ответить

  • 1

    Alex Croft 13 мая 2014, 19:13 пожаловаться

    #

    Звучит как оглашение о катастрофе.

    ответить

  • 5

    ronny10 13 мая 2014, 19:31 пожаловаться

    #

    Шокирую и наведу смех на многих недоброжелателей российского кино, но 4-5 картин интересных тут есть.

    ответить

  • 2

    barselonic 13 мая 2014, 19:47 пожаловаться

    #

    По сюжету в драке с националистом Ярославом погибает кавказский жулик Нурик, однако вскоре Нурик возвращается с того света с миссией быть ангелом-хранителем Ярослава
    Знатная, видимо, была трава…))

    ответить

  • 2

    Гвалиор 13 мая 2014, 20:13 пожаловаться

    #

    Может, и есть здесь неплохие картины, да только суждено забыться им…

    ответить

  • 4

    racoonpam 14 мая 2014, 00:05 пожаловаться

    #

    А я бы с удовольствием посмотрела несколько фильмов, для себя уже приметила. И обязательно посмотрю.
    И вообще, такая критика, однако. Чем некоторым так не угодило российское кино? Тем, что оно российское? У нас есть, чего стыдиться, а как же. Но и что не стыдно будет любому зрителю показать — тоже.

    ответить

  • Чем некоторым так не угодило российское кино? Тем, что оно российское? У нас есть, чего стыдиться, а как же. Но и что не стыдно будет любому зрителю показать — тоже.
    «Хорошо там, где нас нет». Не уверен, что американцы так не гонят на фильмы с Адамом Сэндлером или студии Asylum.

    ответить

  • 1

    Гвалиор 14 мая 2014, 16:22 пожаловаться

    #

    Только вот у американцев и другие режиссёры есть, вроде Скорсезе, Нолана, Кэмерона, Спилберга, Скотта и иже с ними. А у нас и старые режиссёры или не снимают, или посредственное выдают (если не хуже).

    ответить

  • Гм, Скорсезе и Спилберг тоже выдают переодически середняки. У нас тоже есть свои авторы, но это — арт-хаус, как правило.

    ответить

 
Добавить комментарий...