В повести «Кроткая» есть двое безымянных главных героев — Неизвестный и Кроткая. Он — владелец ломбарда, она — сирота, которую тетки вот-вот продадут в жены 50-летнему мяснику. Когда пути героев пересекаются, они венчаются. Кроткая — от безденежья, Неизвестный — из благородства. Так начинается история бесконечных мучений, настоящая семейная война, жизнь в тюремной клетке. Это история любви, но любви трагической, не нашедшей выхода. Жена сходит с ума и сводит счеты с жизнью, оставляя Неизвестного, мучившего ее равнодушием, с чувством вины.
Юрий Арабов говорит, что из повести Достоевского сделал семейный триллер. Он ввел нового персонажа — жителя современного Санкт-Петербурга, настоятеля храма, к которому Неизвестный приходит на исповедь. «Юрий Николаевич придумал этого персонажа как человека, который приходит к героям Достоевского из нашего времени. Его можно трактовать по-разному. Возможно, эта история — фантазия батюшки. Возможно, Юрий Николаевич хотел показать город, в котором множество пластов. Это и Санкт-Петербург Петра Первого, и Санкт-Петербург Пушкина, и Санкт-Петербург Достоевского. Через это пространство мы ощущаем все человеческие страсти, эмоции, страдание, любовь, ненависть», — рассказала КиноПоиску продюсер проекта Александра Пискунова. По ее словам, это не Достоевский в чистом виде, а именно сплав Достоевского с Арабовым.
Режиссером «Клетки» должен был стать Михаил Пандурский, однако по семейным обстоятельствам он был вынужден отказаться от проекта буквально за месяц до съемок. На помощь пришла продюсер Элла Архангельская. С благословения Юрия Арабова она заняла режиссерское кресло, а сам сценарист выполняет роль художественного руководителя и постоянно курсирует между Москвой, где преподает, и Петербургом, где идут съемки.
«Мы вместе утверждали актеров, вместе выбирали натуру, принимали концепцию, потому что за месяц сложно войти в проект. Нам повезло, что он согласился стать нашим художественным руководителем. На площадке мы в каком-то смысле получились сорежиссерами. Ему очень нравится работать со съемочной командой и актерами. Мы в одной упряжке, обсуждаем мизансцены, накал страстей. Он абсолютно погружен в проект», — поделилась с КиноПоиском режиссер Элла Архангельская.
В главных ролях заняты давно мечтавший сыграть Неизвестного Даниил Спиваковский и молодая актриса Елена Радевич. Во второстепенных ролях задействованы Ирина Рахманова, Михаил Горевой, Дмитрий Нагиев и многие другие. «Сначала нам показалось, что Елена (Радевич) слишком мягкая для роли Кроткой, ведь ее героиня, с одной стороны, ангел, а с другой — дьявол. В первой части ее мучает Неизвестный, он не дает ей эмоциональной и близкой любви. Кроткая хочет любить, хочет контакта, но не получает его. Во второй части героиня добивается от Неизвестного теплоты, открывает его ранимую душу, и тут она превращается в ведьму, начинает мстить мужу за прежнее равнодушие, — рассказала Александра Пискунова. — В роли ростовщика Мозера у нас замечательный Дмитрий Нагиев. К нам на съемки приезжал Александр Сокуров и удивился, как Нагиев, которого привыкли видеть в телепроектах, органично попал в классику. Юрий Николаевич тоже представлял себе Мозера совсем другим, но образ благодаря Нагиеву получился многогранным и запоминающимся, хотя актер провел на площадке всего два дня».
В «Клетке» создатели пошли на занятный эксперимент. Некоторые пространства соответствуют XIX веку, но отдельные сцены снимаются на улицах современного Петербурга. Этот же компромисс между разными эпохами нашел отражение в костюмах героев и в их речи.
«Эти два времени в нашем проекте не конфликтуют. Настоящее и прошлое мы связали в единое целое концепцией безвременья. Какие-то современные детали одежды, интерьера органично вписались в прошлое, а по фону у нас может проехать и машина, и карета. Петербург — вечный город. В нем можно, завернув за угол, попасть в сегодняшний день, а зайдя во двор, оказаться в прошлом. Надеюсь, что у нас в кино этот микс получится, и зритель не запутается, — объяснила Элла Архангельская. — У нас кино о всепоглощающей любви. В какое бы время, в каких бы декорациях эта история ни разворачивалась, отношения мужчины и женщины — это главное, а все остальное является лишь фоном».
По мнению продюсера Александры Пискуновой, хотя в фильме много философских рассуждений, картина обращена к широкому кругу зрителей, а не к фестивальной публике. «Когда я читала сценарий, я не могла оторваться, получая удовольствие от легких, ироничных и современных диалогов. Мне кажется, этот фильм может разойтись на цитаты. Философия в нем не скучная, есть сюжет и напряженные отношения. Ты просто погружаешься в это и очаровываешься глубиной материала», — поделилась она.
«Клетка» должна появиться на экранах в январе 2015 года.
а именно сплав Достоевского с Арабовым. Кто такой Арабов?
Юрий Арабов мой любимый сценарист, и фильмы снятые по его текстам (даже, можно сказать, произведениям, так как их можно читать как романы) я постоянно пересматриваю.
Спасибо за ответ.