В российском прокате сразу три важные премьеры. Масштабная — дорогостоящий ремейк «Робокопа», поставленный бразильцем Жозе Падильей. Титулованная — «Афера по-американски» Дэвида О. Расселла, выдвинутая на премию «Оскар» в десяти номинациях. А также наиболее скандальная — первый том «Нимфоманки» от мастера провокаций Ларса фон Триера.
«РОБОКОП»
2028 год, в Детройте сгущается криминогенная обстановка. Помощь приходит в лице и без того распространившей свое влияние компании OmniCorp, ведущей разработку революционной технологии, соединяющей в себе человеческий интеллект и мощь машинной инженерии. Исполнительный директор корпорации (Майкл Китон) хочет обойти неудобный ему закон и наконец-то выйти на американский рынок вооружения, для чего планирует предъявить стране универсального полисмена Робокопа — бесстрашного, неуязвимого и лишенного каких-либо эмоций. Смертельно раненный после взрыва офицер Алекс Мерфи (Юэль Киннаман) становится идеальным подопытным образцом, на котором можно было бы обкатать новую технологию и внедрить ее на улицах страны.
Новый «Робокоп» — уже второе переосмысление голливудских работ голландца Пола Верховена. Как и в случае с ремейком «Вспомнить все», создателям свежей версии истории о роботе-полицейском пришлось столкнуться с тем фактом, что интерпретируемые ими жанровые хиты 20-летней давности оказались неожиданно умнее и актуальнее, чем представлялось изначально.
Верховен начинал на родине с экстравагантных девиационных драм, полных откровенных сцен. Так как европеец был помладше своих коллег-режиссеров, удачно встроившихся в американское кинопроизводство благодаря царствовавшему тогда «новому Голливуду», то ему пришлось столкнуться с ужесточившимся диктатом продюсеров, требовавших от своих подчиненных исключительно кассовых хитов.
Когда провалилась в прокате историческая лента «Плоть + кровь», Верховен решил испытать себя на поприще научно-фантастического кино, где неожиданно нашел ту точную насмешливую интонацию, которая будет сопровождать все последующие его голливудские проекты.
Снятый им «Робокоп» не стеснялся черного юмора, графичных сцен насилия и подтрунивал над корпоративной эстетикой, ведь по сюжету всем в Детройте заведовала могущественная компания OCP, а главный герой (Питер Уэллер) был всего лишь их очередным финансовым вложением, направленным на получение прибыли от соглашения с муниципалитетом. Конгломерат собирался построить утопичный район Дельта-Сити, однако предварительно необходимо было избавиться от преступности — раковой опухоли города.
Особым сюжетным ходом являлась специальная тайная директива, заложенная в сознание персонажа и не позволяющая ему наносить вред сотрудникам корпорации, тогда как главным злодеем в этом сюжете был именно высокопоставленный руководитель OCP в исполнении голливудского ветерана Ронни Кокса.
Фильм стал хитом и превратился в целую франшизу, куда вошли еще два сиквела, теле- и мультсериалы, ворох видеоигр. Сценарий для второго «Робокопа» писал автор выдающихся графических новелл Фрэнк Миллер, но продюсеры пошли легким путем и задействовали другой текст (наработки Миллера гораздо позже вышли в виде комиксов), в результате чего продолжение фильма Верховена получилось зрелищнее, но при этом не в пример избыточнее и глупее.
В 2008-м о ремейке «Робокопа» со студией долгое время вел переговоры Даррен Аронофски, в итоге уступивший должность бразильцу Жозе Падильи (лауреат Берлинале за фильм «Элитный отряд»). Еще до окончания процесса постпродакшна режиссер проговорился о том, что съемки фильма стали для него изматывающим опытом.
Четверть века назад Верховен сумел подстроиться под существующую киносистему и снимать фильмы на интересующие его темы, но всегда с нескрываемой злой иронией, отличавшей и «Вспомнить все», и «Звездный десант». Падилья же оказался не в силах бороться с упертыми студийными управленцами и старался более-менее выполнять то, что от него требуется.
Критики отнеслись к новому «Робокопу» неоднозначно.
«Ни черного юмора, ни сатиры, ни смысла. Но зацените цитаты из фильма 1987 года, закинутые сюда в произвольном порядке», — Мэри Энн Йохансон, Flick Filosopher.
«Как фанат оригинала, рецензент вовсю противился тому, чтобы фильм ему понравился... Но он ему пришелся по душе», — Дэнниэл М. Киммел, New England Movies Weekly.
«Каждое поколение получает того „Робокопа“, которого заслуживает или жаждет», — Манола Дарджис, New York Times.
«Не совсем ужасный. Да и однозначно получше ремейка «Вспомнить все», но их и сравнивать нельзя», — Джордан Хоффман, ScreenCrush.
«Не полная катастрофа, но близок к тому», — Кэмерон Уильямс, The Popcorn Junkie.
«До уровня оригинала не дотягивает, но это все равно отличная и умная научно-фантастическая драма», — Эндрю Осмонд, SFX Magazine.
«Первый фильм был научной фантастикой, но многое из него стало для нас реальностью. Никого уже не удивить тем, что мы можем заменять ампутированные конечности механическими и управлять ими нашим сознанием. Это пока не повсеместное явление, но процесс нельзя остановить. Он совершенствуется, и мы не знаем, куда нас это приведет. Фильм Жозе Падильи предлагает нам один из вариантов такого будущего, где роботы существуют на наших улицах», — поведал в интервью КиноПоиску один из исполнителей главных ролей в картине — Гари Олдман.
«НИМФОМАНКА: ЧАСТЬ 1»
Скромный и немолодой холостяк Селигман (Стеллан Скарсгард) однажды обнаруживает в подворотне своего дома избитую женщину (Шарлотта Генсбур). Она называет себя Джо и утверждает, что является нимфоманкой. Мужчина поит пострадавшую чаем, попутно не без интереса слушая хронику ее эротических переживаний.
Главный современный режиссер-провокатор, датчанин Ларс фон Триер еще не подходил ни к одному своему проекту с такой маркетинговой обстоятельностью, какой удостоилась «Нимфоманка». Да и, пожалуй, масштабнее картины в его фильмографии пока не было (если, конечно, не считать телевизионное «Королевство»).
Постановщик снял разделенный на две серии пятичасовой кинороман о женской натуре и всем том многом, что ее сопровождает на жизненном пути. Причем в очередной раз сумел обвести зрителей и критиков вокруг пальца, сначала пообещав жесткую порнографию, а после выдав стилистически разнообразную и вполне доступную для массового зрителя ленту, где юмора и неожиданных аналогий едва ли не больше, чем интимных подробностей.
Кроме того, «Нимфоманка» закрывает так называемую «трилогию депрессии», начатую Триером вследствие собственных тяжелых психологических переживаний и включающую в себя ленты «Антихрист» и «Меланхолия».
«Можно уверенно сказать, что большая часть зрителей узнает многое скорее о рыбалке, чем о сексе», — Эми Николсон, L.A. Weekly.
«Часто остроумная и поразительно красивая первая часть погружает нас в то, как Джо открывает свой ожесточенный сексуальный аппетит, и в ее последующую лихорадочную погоню за удовлетворением», — Джон Фрош, France24.
«Двухчастный психосексуальный эпический фильм Ларса фон Триера — бодрящий, глубокий и порой непонятный для просмотра», — Софи Монкс Кауфман, Little White Lies.
«Намного больше, чем неприкрашенный рассказ о сексе», — Антон Бител, Film4.
«С пугающей легкостью Триер демонстрирует уже буквально нечеловеческие умения в диапазоне от стилизованного черно-белого ретро (глава о смерти отца) до мультиэкранных изысков (глава о нескольких любовниках Джо, музыкально проиллюстрированная баховской трехголосой полифонией)», — Антон Долин, «Афиша».
«АФЕРА ПО-АМЕРИКАНСКИ»
Ирвин Розенфельд (Кристиан Бэйл) в детстве был примерным мальчиком, но, когда увидел, как обирают его отца-торговца, раз и навсегда поклялся себе стать тем, кто отнимает, а не наоборот. Развивая сеть химчисток, он посвящает немалую часть времени аферам с кредитами. Однажды на вечеринке Ирвин встречает бывшую танцовщицу Сидни (Эми Адамс), которая становится его любовницей и сообщницей, тогда как дома Розенфелда ждет супруга Розалин (Дженнифер Лоуренс). Очередная сделка оборачивается уговором с эксцентричным агентом ФБР Ричи ДиМазо (Брэдли Купер), планирующим при помощи мошенников поймать с поличным крупного коррупционера (Джереми Реннер).
Режиссер Дэвид О. Расселл, десять лет назад славившийся своими накаленными отношениями со звездами, достаточно долго не ставил новых картин, но пересмотрел свой подход к руководству на съемочной площадке и теперь снимает один громкий проект за другим. Вернуться в высшую голливудскую лигу ему помогла спортивная драма «Боец», созданная под продюсерским оком Марка Уолберга и принесшая премии «Оскар» Кристиану Бэйлу и Мелиссе Лео.
Статуэтку академии получила и Дженнифер Лоуренс, сыгравшая в его трагикомедии «Мой парень — псих». Оттуда вместе с Брэдли Купером она перекочевала в новый фильм Расселла «Афера по-американски». Ради этой ленты вновь после «Бойца» сотрудничество с ним продолжили и Кристиан Бэйл с Эми Адамс.
Основой для авантюристской ленты послужила реальная операция Abscam, развернутая ФБР в конце 1970-х. Какое-то время за постановку ленты хотел взяться Бен Аффлек, в итоге решивший заняться съемками «Операции „Арго“».
Критики отнеслись к новой картине Расселла с нескрываемым восторгом и отмечают, что столь вдумчиво к художественной форме кинематографист не относился со времен своих удачных лент 1990-х годов. Вместе с «Далласским клубом покупателей» «Афера» сейчас ходит в основных актерских претендентах на главные кинематографические премии.
«Один из десяти лучших фильмов 2013-го», — Фр. Крис Карпентер, Movie Dearest.
«Еще один незабываемый шедевр, искусно снятый столь талантливым Дэвидом О. Расселлом», — Кэм Уильямс, Baret News.
«Лучший фильм Скорсезе, снятый Дэвидом О. Расселлом», — Джеймс Верньер, Boston Herald.
«Веселая поездка от Расселла», — Бу Аллен, Denton Record Chronicle.
«Есть ли вообще современная актриса, которая лучше, чем Эми Адамс?» — Майкл Боннер, Uncut Magazine.
«Для меня это один из лучших фильмов года», — Дэвид Стрэттон, At the Movies.
«Герой Кристиана любит двух женщин, причем совершенно искренне. Он вообще человек честный. Понимаете, у каждого героя в этом фильме есть искренняя страсть. Я другие фильмы не снимаю. Меня интересуют люди, которые страстно любят, которые честны с собой, несмотря на все трудности и противоречия. Меня интересует, ради чего они живут, что любят и как любят», — подробно объяснил свою творческую позицию режиссер Дэвид О. Расселл во время берлинской пресс-конференции картины.
Также в российском прокате стартуют ленты «Любовь сквозь время», «Золото», «Нереальная любовь», «Очень плохие парни», «Феи: Загадка пиратского острова».