В отечественном прокате стартуют два фильма, посвященных мистической теме. Это масштабная адаптация классики Николая Гоголя «Вий» от Олега Степченко и псевдодокументальный хоррор «Пришествие дьявола». Между ними протискивается экранизация титулованной пьесы «Август: Графство Осейдж», главные роли в которой исполняют Мэрил Стрип и Джулия Робертс.
«ВИЙ»
В силу обстоятельств картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг) отправляется в длительное путешествие по Восточной Европе и набредает на маленькую деревушку, огороженную рвом. Здешние жители считают, что таким образом они могут обезопасить себя от сверхъестественных сил, будто бы основательно укрепившихся в этой местности. Особенно Грина впечатляет история о семинаристе Хоме Бруте, исчезнувшем после нескольких суток отпевания утопленницы.
2014 год заранее стал в определенном смысле знаковым для отечественного кинематографа. Сразу два фильма, чье возведение отняло у их авторов рекордное для индустрии количество лет, наконец-то отправляются в прокатное плавание.
Первый долгострой — экранизация романа Стругацких «Трудно быть богом», поставленная режиссером-модернистом Алексеем Германом (работа над картиной заняла целых тринадцать лет, а до ее окончательного завершения мастер так и не дожил, оставив потомкам сводить звуковую часть). Второй проект — масштабная вариация гоголевского «Вия», чья шестидесятническая адаптация ныне считается эталоном советского хоррора.
Точкой отсчета для «Вия» нового образца является середина 2000-х, когда было запущено производство пары лент, основанных на этой классической новелле (редкий случай для русского кинопрома, но вполне привычный для западного).
Оказавшаяся более прыткой «Ведьма» Олега Фесенко, создававшаяся с прицелом на англоязычный рынок, получила разгромные зрительские отклики, хотя по сборам почти вдвое превзошла собственный бюджет. Стартующему только сейчас ее конкуренту «Вию» Олега Степченко (видного клипмейкера и автора боевиков «Сматывай удочки» и «Мужской сезон») на пути к релизу предстоял затяжной прыжок длиной в семь лет.
Мешал технический перфекционизм, которым режиссер мог реабилитироваться после предыдущих полнометражных неудач, постоянно перетасовывался актерский состав, регулярно менялись участники подготовительного процесса, а сценарий ленты постоянно перерабатывался.
В итоге сюжетный каркас оброс многочисленными подробностями (главным образом картографом Джонатаном Грином, сыгранным британцем Джейсоном Флемингом), отсутствующими в повести. Впрочем, российский фильм хотя бы частично остался соотносим с оригиналом, в отличие от, допустим, совсем вольной картины Фесенко или канонической ленты Марио Бавы «Маска Сатаны», также перерабатывавшей гоголевский текст для европейского зрителя.
«Не безупречный, но увлекательный комедийно-детективный хоррор с вольной интерпретацией Гоголя и массой 3D-эффектов», — Борис Иванов, Empire.
«У создателя „Вия“ слишком много ресурсов и слишком много представлений о прекрасном, которые он не может не попробовать впихнуть в одну нерезиновую картину. Снимает, будто в последний раз (пускай в этом подходе что-то и есть)», — Иван Гиреев, «Ваш досуг».
«Мне было нелегко, так как практически вся русская съемочная группа и многие актеры не говорили по-английски. Именно на съемках „Вия“ я понял смысл выражения „быть одиноким в толпе“, испытав его на себе. Я не понимал ни слова из того, что говорили люди вокруг меня. Мне нужно было расслабляться после съемок в спокойном и тихом буддистском месте, чтобы отойти от атмосферы, где все вокруг разговаривают, а ты ничего не понимаешь», — признался в интервью КиноПоиску актер Джейсон Флеминг.
«АВГУСТ»
Беверли Уэстон (Сэм Шепард) — патриарх большой южной семьи. Сорок лет назад он написал обласканный критиками роман, а теперь регулярно цитирует Томаса Элиота и выпивает, чтобы стерпеть истерики жены (Мэрил Стрип), которую рак горла постепенно погружает в пучину медикаментозного безумия. Когда однажды Уэстон-старший исчезает из дома, в поместье собираются почти все его родственники, чьи тайны постепенно начинают выплывать наружу.
Из набора хитовых пьес американского драматурга Трэйси Леттса позднее всего киношники добрались до самой титулованной — произведения «Август: Графство Осейдж», получившего Пулитцеровскую премию, одну из важнейших литературных наград США.
Другие драматургические опыты Леттса — «Глюки» и «Киллер Джо» — на мировых экранах довольно неоднозначно (хотя, скорее, в лучшем смысле слова) интерпретировал Уильям Фридкин.
За «Август» (такое усеченное название экранизация получила в русском прокате) взялся опытный телевизионный автор Джон Уэллс, писавший сценарии к сериалам «Скорая помощь» и «Западное крыло», а в 2010-м дебютировавший в режиссуре лентой «В компании мужчин».
По словам критиков, такой плодотворный материал, сделанный в духе классических пьес о несчастных семьях, постановщик не провалил, но и полностью раскрыть его потенциал не смог, предоставив свободу действий мощнейшему актерскому составу во главе с Мэрил Стрип.
«Весь фильм построен на актерской игре. Здесь в этом есть смысл, поскольку сюжет не предлагает многого из того, что можно было бы считать оригинальным или запоминающимся», — Джеймс Берардинелли, ReelViews.
«Клаустрофобный, утомительный и удручающий», — Генри Фицгерберт, Daily Express.
«Трэйси Леттс адаптировал свою триумфальную пьесу в гневный портрет одной из самых дисфункциональных семей, когда-либо показанных в истории мирового кино», — Рич Клайн, Contactmusic.com.
«Кидается отсылками к Шекспиру, О'Нилу и семейным драмам Чехова, но без достижения их высот», — Деннис Шварц, Ozus' World Movie Reviews.
«Трогательная, но изнуряющая дисфункциональная семейная драма», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.
«Мощная и увлекательная история, демонстрирующая недостатки, которые делают семьи такими интересными. Сумасшедшими и интересными», — Рик Бентли, Fresno Bee.
«ПРИШЕСТВИЕ ДЬЯВОЛА»
Зак и Саманта Маккол празднуют свой медовый месяц, который фиксируют на видеокамеру. Скоро они получают еще одно радостное известие: новоиспеченная супруга беременна. Только по мере развития плода в физическом состоянии Саманты начинают происходить странные вещи, намекающие на внезапное вторжение в жизнь пары сверхъестественных сил.
Даже если фильм «Пришествие дьявола» и канет в жанровой зыби (на это вовсю намекают многочисленные отрицательные рецензии критиков), то в памяти маркетологов останется его удачная рекламная кампания. Вирусный ролик к картине, запечатлевавший аниматронную куклу, пугающую жителей Нью-Йорка, в короткие сроки стал громким интернет-хитом. Из похожих видео за последнее время столь же внушительный резонанс в сети произвело видео, приуроченное к старту «Телекинеза» (новой экранизации «Кэрри» Стивена Кинга).
В остальном американская пресса признает явную заурядность ленты по отношению к остальным ее собратьям по стилистике found footage — будто бы найденных пленок, которые зритель смотрит уже после произошедших событий. Буквально за пять лет подобные фильмы (почти всегда прибыльные в силу их микробюджетности) быстро заполонили мировые экраны, однако именно «Пришествие дьявола» констатирует явную усталость зрителя от подобного кино (незадолго до этого относительно слабо в прокате прошествовал пятый сегмент франшизы «Паранормальное явление»), тогда как еще два года назад почти любой фильм, снятый в схожей манере, был обречен на популярность. Например, совсем разбитая критикой «Одержимая» Уильяма Брента Белла.
За постановку «Пришествия» отвечали дебютанты в полном метре Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт, до того активно проявлявшие себя в малой форме (они участвовали в создании альманаха «З/Л/О») и в составе режиссерского трио Chad, Matt & Rob снявшие для YouTube серию роликов, среди которых особой востребованностью пользуется мини-фильм Roommate Alien Prank Goes Bad, на текущий момент собравший более 30 миллионов просмотров.
«Пришествие, которое не должно было произойти», — Чарльз Коплински, Illinois Times.
«Ремейк „Ребенка Розмари“ в стиле found footage, но это еще довольно увлекательная версия», — Скотт Уайнберг, FEARnet.
«Будто смотришь секс-видео с Памелой Андерсон и Томми Ли, но без секса», — Кевин Карр, 7M Pictures.
«Заурядный и выветривающий из памяти фильм ужасов. Даже дьявол заслуживает большего, чем это», — Ким Ньюман, Empire Magazine.
«Конвейерный продукт где-то на уровне восьмой серии „Пятницы, 13-го“», — Эндрю Осмонд, SFX Magazine.
Также в российском прокате стартуют фильмы «Одержимая», «Храброе сердце», «Снегурочка», «Мои африканские приключения», «Мы едем, едем, едем».