Новости

Мартин Скорсезе написал письмо дочери о будущем кино

Открытое письмо Мартина Скорсезе дочери Франческе было на днях опубликовано в итальянском журнале L’Espresso. В нем режиссер пишет о будущем кинематографа, которое считает светлым, и объясняет, почему все не так плохо.

«Дорогая Франческа!

Пишу тебе это письмо о будущем. Я смотрю на него сквозь призму своего мира, сквозь призму кинематографа, являвшегося центром этого мира.

За последние годы я понял, что представление о кино, с которым я рос и которое заметно в фильмах, что я показывал тебе с детства, те представления, что расцветали, когда я начал снимать кино, уже неактуальны. И я не имею в виду уже снятые фильмы, речь о тех, которые еще будут сняты.

Я не собирался впадать в отчаяние. Я пишу эти строки без уныния в душе. Напротив, я считаю, что у кино светлое будущее.

Всегда было известно, что кино — это бизнес, что искусство в кино возможно только благодаря связям с условиями бизнеса. Никто из нас, начинавших в 1960-х и 1970-х, не питал иллюзий по этому поводу. Мы понимали, что ради сохранения того, что мы любим, придется хорошенько поработать. Мы также понимали, что иногда будет нелегко. И, пожалуй, в какой-то мере мы осознавали, что столкнемся со временем, когда любой элемент непредсказуемости, любые затруднения в кинопроцессе будут сведены к минимуму или вообще исчезнут. Самый непредсказуемый элемент из всех? Фильм. И люди, которые его снимают.

Не хочется повторяться, поскольку об изменениях в кинобизнесе было многое сказано и написано до меня, но исключения из правил крайне воодушевляют. Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пэйн, братья Коэн, Джеймс Грэй, Пол Томас Андерсон — им удается снимать кино, а Пол не только снял «Мастера» на 70-миллиметровой пленке, но и показал фильм в этой проекции в ряде городов. Любой человек, которому небезразлична судьба кинематографа, должен быть благодарен.

Я также очень тронут авторами, продолжающими снимать фильмы во всем мире: во Франции, Южной Корее, Англии, Японии, Африке. Это становится все труднее, но они справляются.

Но я не сочту себя пессимистом, если скажу, что искусство кино и кинобизнес сейчас на перепутье. Аудиовизуальное развлечение и то, что мы называем кино — движущиеся картинки, задуманные отдельными людьми, — похоже, движутся в разных направлениях. В будущем ты, возможно, будешь все реже встречать то, что называется кино в мультиплексах, но чаще видеть его в небольших залах, в интернете и как вариант в местах и при обстоятельствах, которые я не берусь предсказать.

Так почему же будущее столь светлое? Потому что впервые за историю этой формы искусства фильмы можно снимать за очень небольшие деньги. Во времена моей юности это было неслыханное дело, и крайне малобюджетные фильмы всегда были исключением, нежели правилом. Теперь все наоборот. Доступные по цене камеры позволяют красиво снимать. Можно записывать звук. Можно монтировать дома и там же заниматься цветокоррекцией. Все это теперь возможно.

Но при всем внимании к технологиям, совершившим революцию в производстве кино, стоит помнить одну важную вещь: кино снимают не инструменты, кино снимаешь ты. Можно свободно взять камеру, снять что-то и смонтировать в Final Cut Pro. Снять фильм такой, какой ты хочешь, — это совсем другое дело. Срезать не получится (здесь Скорсезе употребляет слово shortcuts, имеющее значение «кратчайший путь» и одновременно обозначающее клавишу быстрого доступа на компьютере — Прим. ред.).

Если бы Джон Кассаветис, мой друг и наставник, был сейчас жив, он бы с радостью использовал имеющееся оборудование. Но при этом он сказал бы то же самое, что и всегда: нужно полностью отдавать себя работе, защищать искру, благодаря которой ты решил снимать этот фильм. Защищать ценой жизни. В прошлом из-за дороговизны производства кино нам приходилось защищаться от истощения и компромиссов. В будущем тебе придется сражаться против других факторов. Например, с желанием плыть по течению и дать фильму ускользнуть от тебя.

И дело не только в сущности кино. Кратчайшего пути не бывает в принципе. Я не хочу сказать, будто все должно даваться тяжело. Я хочу сказать, что голос, что воодушевляет тебя, — это твой голос. Или, как говорят квакеры, внутренний свет.

Это ты. И такова правда».

Читайте также
Новости Действие нового фильма Уэса Андерсона развернется во Франции 1940-х Режиссер «Острова собак» попробует себя в жанре мюзикла.
Новости Настоящий робот сыграет главную роль в фильме Тони Кэя Режиссер «Американской истории X» хочет использовать в своей картине искусственный интеллект.
Новости Режиссер «Варкрафта» снимет остросюжетный сериал «Убийственные намерения» Многосерийный проект основан на одноименном романе Тони Кента.
Комментарии (124)

Новый комментарий...

  • 5

    Poteryayev 10 января 2014, 16:41 пожаловаться

    #

    Человечище. Восхищаюсь этим человеком, просто нет слов. Настолько быть преданным делу-это надо уметь! Потрясающий режиссер и человек. За счет этого письма у меня все больше любви появляется к этому италоамериканцу. Советую всем посмотреть выпуск одного шоу под названием «В студии актерского мастерства», в котором в гости к Джеймсу Липтону пришел Мартин Скорсезе.

    ответить

  • 5

    Poteryayev 10 января 2014, 16:49 пожаловаться

    #

    Ну а насчет главной проблемы письма. Я лично считаю, что американскому кинематографу необходимо новая волна авторских режиссеров. Да, я знаю, что таких полно, да и они постоянно что-нибудь показывают на кинофестивале «Санденс». Но, к сожалению, эти фильмы до нас не доходят. Нужны режиссеры, которые смогли бы сочетать картинку и мысль. Таких режиссером было много в 70-ых. Щас их практически нет. Можно, конечно, выделить Джеффа Николса, но на одном волна не может держаться.

    ответить

  • 1

    wayine 10 января 2014, 16:58 пожаловаться

    #

    Кинематограф всегда попадал в кризис.
    Взять тот же период восхождения режиссера — 70-е года, когда телевидение переманивало зрителя. Всегда был диктат студий, и всегда было некачественного материала. Драматизирует мистер Скорцезе.

    ответить

  • 1

    sfajrat 10 января 2014, 18:08 пожаловаться

    #

    всё правильно сказал)))

    ответить

  • HenryL_ 10 января 2014, 18:52 пожаловаться

    #

    Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пэйн, братья Коэн, Джеймс Грэй, Пол Томас Андерсон — ну, кто там еще сомневается в величине Грэя?

    ответить

  • 2

    splash emotion 10 января 2014, 20:34 пожаловаться

    #

    да, кто-то явно лишний. Причем Финчер тоже.

    ответить

  • HenryL_ 11 января 2014, 19:43 пожаловаться

    #

    Финчер — лучший в коммерческом кино, тут и спорить не о чем

    ответить

  • splash emotion 11 января 2014, 20:00 пожаловаться

    #

    Вы это мне для чего пишете? Он лишний в ряду этих независимых авторов, не прав?

    ответить

  • 4

    hatalikov 10 января 2014, 19:02 пожаловаться

    #

    Очень воодушевляющий конец письма. Да и вообще Скорсезе большой молодец! Вместо того, чтобы ныть, как всё плохо и утрированно стало в кино, он выделяет плюсы.

    ответить

  • После такого обращения надеюсь, что Мартин Скорсезе возьмётся за «Молчание», призовёт все свои силы, таланты и опыт, и выдаст нам шедевр, достойный его лучших работ.

    ответить

  • 3

    Blackm0re 10 января 2014, 20:49 пожаловаться

    #

    Письмо Скорсезе без колебаний можно нарекать «Монументальным посланием».
    Блестящая речь Мартина.

    ответить

  • 1

    wember251 10 января 2014, 20:55 пожаловаться

    #

    Для потомков.

    ответить

  • 1

    Spider@man 11 января 2014, 05:16 пожаловаться ГЕНИАЛЬНО!!!ПОТРЯСАЮЩЕЕ!!!ПОХВАЛЬНО!!!СУПЕР!!!

    #

    Очень хорошо написано и даже идеально выглядит. Мои почтение и снимаю шляпу перед Мартином Скорсезе. Лично я бы ему руку пожал за сказанное и сделанное за всю его долгую жизнь. БЕСКОНЕЧНО СПАСИБО!!!

    ответить

  • Alex Croft 11 января 2014, 20:40 пожаловаться

    #

    Заставляет задуматся.

    ответить

  • 4

    Miles Dyson 3 февраля 2014, 10:05 пожаловаться

    #

    В будущем тебе придется сражаться против других факторов. Например, с желанием плыть по течению и дать фильму ускользнуть от тебя.

    Так это даже не в будущем, а практически с самого начала, как только находишь спонсора — в меньшей или большей степени (зависит от самого спонсора) он будет диктовать свое видение. Если повезет, то он, спонсор, просто предложит парочку идей. Даже в независимых студиях (где предоставляется свобода) идет полным ходом редактура на 3 4 этапах.

    ответить

 
Добавить комментарий...