2013 год в российской киноиндустрии: «Географ», зритель и касса

31 декабря 2013Обсудить0

По данным исследовательской компании Movie Research, на 22 декабря, еще до старта «Елок 3» и «Ивана-царевича и Серого Волка 2», российская киноиндустрия уже достигла позитивных результатов. Доля отечественных фильмов по посещаемости по итогам 51-й прокатной недели составила 17,93 %, что выше уровня посещаемости отечественных картин по итогам последних трех лет. Российские киноленты посмотрело более 33 миллионов человек, а по кассовым сборам доля отечественных фильмов составила 17,6 % (7,547 млрд рублей).

2013 год оказался невероятно богатым на события. Долго не стихали разговоры вокруг «Сталинграда», ставшего лидером проката, выстрелил малобюджетный дебютный проект «Горько!», после долгого ожидания вышла экранизация романа «Географ глобус пропил». Параллельно чиновники выдавали одну шокирующую инициативу за другой, принимали антипиратский закон и запрещали мат в кино и на ТВ. Российские фильмы, как это часто бывает, порой возникали из ниоткуда и удивляли критиков и зрителей. Тем не менее во многом наш прошлогодний прогноз подтвердился, и значительная часть картин оправдала ожидания.

Какие события в российской киноиндустрии стали главными для ее участников? КиноПоиск попросил выделить несколько в личной профессиональной жизни и в том, что касается работы коллег.

Федор Бондарчук, режиссер, продюсер, Art Pictures:

— Этот год разбил все мантры, которые мы много лет друг другу пели: что русское кино неконкурентоспособно, что русское кино не экспортируется, что большие бюджеты бессмысленны, потому что они никогда не окупятся. Все эти установки, как оказалось, могут разрушиться на глазах. «Это возможно» — эти слова подытоживают 2013 год. Если говорить о товарищах, то я рад и за «Горько!», и за «Легенду № 17», рад, что Звягинцев закончил съемочный период, что Сигарев в запуске.

В 2014 году больших отечественных проектов не будет. Мы снова возвращаемся к вопросу о том, как студия может планировать свои проекты, о государственной поддержке Фонда кино, от которой мы зависим, что не очень правильно. С одной стороны, институт лидерства критикуется, но именно компании-лидеры выпускают фильмы, которые все смотрят и обсуждают целый год. В будущем году крупных проектов, кроме «Вия», я не припомню, поэтому доля отечественных фильмов в прокате, скорее всего, уже не будет такой, как в 2013-м. Самое главное, что зрители — а я читаю даже самых агрессивных комментаторов, которые пишут всем известные слова про российское кино — уже по-другому говорят, обсуждают, по-другому реагируют.

«Географ глобус пропил» собрал ворох наград«Географ глобус пропил» собрал ворох наград

Алексей Учитель, режиссер, продюсер, Rock Films:

— Мне кажется, что год для российского кино в целом и для меня лично был напряженным, и я бы его назвал успешным. Можно по-разному относиться к самим фильмам, но факт есть факт: на отечественные картины зритель пошел, и на некоторые — даже сверхактивно. Я имею в виду фильмы «Сталинград», «Легенда № 17» и «Горько!». Я считаю, это прорыв. Хотел бы, чтобы эта тенденция сохранилась и дальше. Но хочется, чтобы люди ходили не только на зрелищные ленты, но и на более сложные, авторские. Впрочем, здесь все зависит не только от того, как фильмы производить, но и как их подавать. В том, что касается маркетинга, у нас еще есть проблемы.

Как режиссер я в этом году закончил работу над экранизацией повести Захара Прилепина «Восьмерка». Ее премьера состоялась в Торонто, где картину хорошо приняли, что было очень приятно. В прокат она выйдет 8 мая следующего года, и мы хотим прорваться к зрителю с этим серьезным, но одновременно зрелищным кино, готовим для этого мощную кампанию.

В этом году было много дебютов. Два наших фильма — «Майор» и «Отдать концы» — вошли в программу Каннского кинофестиваля. Я очень доволен, никогда еще наша студия не выпускала столько картин. Сейчас я готовлюсь к своему новому фильму «Матильда», который обещает быть масштабным. Это история отношений Матильды Кшесинской и Николая II. Мы строим в Санкт-Петербурге огромную декорацию Успенского собора, где будем снимать церемонию коронации.

Георгий Малков, продюсер, Enjoy Movies:

— То, что произошло у нас, сложно уместить в одно событие. Для Enjoy Movies 2013 год был самым продуктивным, результаты работы мы будем осязать уже в следующем году. Мы сняли девять фильмов, три из которых — это международные проекты. Фонд кино наконец причислил нас к разряду мейджоров. Мы понимаем, что если мы сумели выдержать такой объем в этом году, то с учетом государственной поддержки и при достижении первых результатов на международном рынке мы, думаю, создали предпосылки к тому, чтобы в обозримом будущем стать мейджором в международном понимании.

Что касается общей индустриальной картины, то чего-то радикального не произошло. Было два прецедентных фильма — «Легенда № 17» и «Сталинград». Рынок не ожидал, что они соберут такую кассу. На самом же деле этот запрос в обществе на патриотическое кино, который всегда существовал, ярко проявился и дает сигнал продюсерам: когда кино дает людям возможность ощутить себя гражданином страны, которой есть чем гордиться, оно очень востребовано, как и в любой стране мира. И не только востребовано, но может быть привлекательно для зрителя и собирать большую кассу. Мне кажется, теперь таких фильмов будут снимать больше, делая их зрительскими, используя актуальный и зрелищный киноязык, чтобы человек ощущал себя причастным к чему-то великому и при этом смотрел кино большой формы. Думаю, эту тенденцию поддержит наш фильм «Чемпионы», который выйдет в январе.

Светлана Ходченкова, актриса:

— Подводя итоги этого года, я могу сказать, что наш кинематограф шагнул далеко вперед, и это, конечно же, радует. Одно из последних творений, которое я видела, — это «Географ глобус пропил» с моим партнером по «Авантюристам» Константином Хабенским. Я была приятно поражена, мне очень понравилось. Во-первых, он мне нравится как актер, как мужчина. Он бесподобен. И кино оставляет за собой определенный шлейф. Очень приятно, когда после просмотра какой-то картины ты выходишь, и она тебя еще какое-то время держит, ты обдумываешь какие-то жизненные ситуации. Кино, я думаю, как раз для этого и существует. Я рада, что в нашем кинематографе таких картин становится все больше и больше. Будем надеяться, что и в следующем году мы не подведем нашего зрителя.

Из собственных проектов я бы выделила «Авантюристов». Это солнце, лето, романтика, было очень приятно и комфортно работать. И, наверное, «Любовь в большом городе 3», которая выходит 1 января. Вот этими работами я горжусь.

«Горько!» доказал: можно снимать хорошее малобюджетное кино и окупаться«Горько!» доказал: можно снимать хорошее малобюджетное кино и окупаться

Юрий Коротков, сценарист:

— Главным событием, наверное, были все-таки коммерческие успехи «Легенды № 17», «Сталинграда» и «Горько!». «Метро» тоже, наверное, надо сюда добавить, хотя у него не такие большие сборы, но это прорыв в коммерческом кино. Художественных успехов и прорывов, которые бы хотелось отметить, не было. Из приятных неожиданностей отметил бы «Интимные места». Всегда интересно, когда картина сделана на нехарактерном и даже неожиданном для нашего кино материале. К тому же медаль за отвагу нужно вручить режиссерам и продюсерам, которые рисковали остаться в черном списке и не быть показанными нигде. Тем не менее они сделали одну из самых смешных комедий за последнее время.

Проект «Географ глобус пропил», который многие хвалят, — это очень здорово и высокохудожественно снятый фильм, на мой взгляд, ставший неудачей еще на уровне режиссерского замысла. Не может в кино быть героем персонаж, который ничего не хочет, ни к чему не стремится и никого не любит. Ему просто некуда двигаться — ни в плюс, ни в минус. Если вспоминать схожих персонажей, то Янковский в «Полетах во сне и наяву» — это человек, который летал во сне, который рвался к матери и никак не мог вырваться. Даль в «Отпуске в сентябре» — человек, который рвался на утиную охоту, понимая, что его спасет единение с природой. Географ у Велединского никуда не стремится, в отличие от своего родоначальника из романа Иванова. У писателя герой, как это ни странно, любит своих учеников. Не знаю, как можно было не снять ключевую сцену, в которой Служкин, увидев из окна, что его детей избивает шпана на улице, бросается их защищать и получает страшнейших люлей от завуча, потому что учителю не пристало использовать кулаки как аргумент. Его дети становились для него, наверное, самым важным в этом мире, а у Велединского все эти школьные моменты опущены.

Сергей Мелькумов, продюсер, «Нон-стоп Продакшн»:

— В том, что касается моей деятельности, главное событие — это, конечно, «Сталинград». Что касается коллег, это «Легенда № 17», «Географ глобус пропил» и «Оттепель» Валеры Тодоровского.

Петр Ануров, продюсер, «Кинослово»:

— Что запомнилось и порадовало в 2013 году? Во-первых, кассовый успех фильма «Сталинград». Я рад за Федора и партнеров, что они смогли успешно реализовать все свои смелые планы. Позитивным опытом является и чрезвычайно успешное сотрудничество российского фильма с корпорацией IMAX. 
Во-вторых, невероятно успешный выпуск фильма Николая Лебедева «Легенда № 17» и закрепление Данилы Козловского в статусе главной кинозвезды российского кино. 
Из телевизионных событий это сериал Валерия Тодоровского «Оттепель». Наконец, продажа компании «КиноПоиск» «Яндексу». По сообщениям СМИ, компания была оценена в 80 млн долларов, что стало одной из самых успешных сделок на российском интернет-рынке. Блестящая сделка лучшего в интернете ресурса о кино!

«Оттепели» нашлось место в сердцах кинематографистов«Оттепели» нашлось место в сердцах кинематографистов

Игорь Толстунов, продюсер, «ПРОФИТ»:

— Произошло несколько важных событий. В части жанрового, массового кино очень важно, что в этом году был успешный выстрел российских картин по зрительской аудитории. Многие картины собрали больше 10 млн долларов, чего не было очень давно, если вообще когда-либо было. Получается, что около 10 % всех выходящих в прокат отечественных картин очень неплохо заработали. Думаю, мы в начале ощутимой тенденции. Создание Фонда кино для финансирования зрительских картин наконец-то начинает давать свои плоды. Три года назад, когда он только начинал работать, мы говорили: подождите, кино — это не пирожки, которые можно испечь за пять минут. В этом году как раз и выходят картины, которые стали результатом этой работы. Я очень рассчитываю, что это превратится в поток, хотя понятно, что бурным он не будет. Если количество зрительских картин увеличится хотя бы в два раза, будет очень хорошо. Если компании-лидеры будут делать один-два успешных фильма раз в три года, то это уже прорыв для настоящей ситуации.

Выход картины Германа «Трудно быть богом» для меня тоже является значительным событием. То, что «Сталинград» поднялся на первую строчку в прокате, чего давно не случалось с российскими лентами, тоже важно. Для меня лично лучшим фильмом года является «Географ глобус пропил». Безусловно, принятие так называемого антипиратского закона — серьезнейшее событие, начало формальной борьбы с пиратством в интернете. Добивались мы этого закона добрый десяток лет. Все понимают, что за интернет-рынком будущее, и для нас важно, чтобы монетизация контента происходила четко и по закону.

Вадим Горяинов, продюсер, «Красная стрела»:

— Для меня это, конечно, «Географ глобус пропил», который добился небывалого успеха в прокате для такого рода фильма. Скажем так, это феномен, который надо еще долго изучать. Каким образом удалось хорошему фильму собрать больше 4 миллионов долларов в прокате? Второе — это «Оттепель» моего друга и коллеги Валерия Тодоровского, революционная вещь для сериалов, которая задала очень высокую планку для всех, кто занимается этим бизнесом.

Денис Шведов, актер:

— В этом году я посмотрел два прекрасных фильма, с режиссерами которых хотел бы поработать. Это «Зимний путь» — я смотрел его четыре раза! Когда я был на фестивале в Польше, я стащил просмотровку. Я нигде не мог ее достать, а тут она лежала, и я просто ее стащил. Всем его рекомендую, даже нет слов, чтобы описать. А вторая картина — это «Географ глобус пропил». Что касается моих событий и планов, то это новый фильм Юры Быкова, где я снова участвую, слава Богу. Так получилось, что до последнего момента я не знал, буду ли в нем играть. Это из-за того, что не сходились графики съемок. Еще день или два, и меня бы заменили. Но продюсеры пошли мне навстречу, и меня там подменили, тут подвинули, там передвинули — в общем, я снялся и безмерно счастлив.

Смотрите также

Лучшие сериалы 2018 года: Выбор редакции КиноПоиска

18 декабря 2018

Лучшие фильмы 2018 года: Выбор редакции КиноПоиска

14 декабря 2018

Федор Бондарчук экранизирует «Человека-амфибию»

26 ноября 2018

«Розыгрыш»: Премьера жесткой короткометражки

26 сентября 2018

Главное сегодня

Режиссер «Зеленой книги»: «Я не планировал фильм о том, что расизм — зло»

Сегодня

Премьеры недели: Красивый мальчик, «Зеленая книга» и море соблазна

Сегодня

Против короткометражного фильма об убийстве мальчика выступила мать ребенка

Сегодня

Создатели «Мачо и ботана» начали работу над третьим фильмом

Сегодня

Минкультуры будет штрафовать кинематографистов-нарушителей

Сегодня

«Оскар-2019»: Номинации — сюрпризы и цифры

Вчера

Блог команды: Мы снова показываем «Оскар»! Теперь и на английском языке

22 января
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт