• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Новости

Ушел из жизни режиссер Патрис Шеро

В минувший понедельник в Париже от рака легких скончался режиссер «Королевы Марго» Патрис Шеро. Постановщик сочетал работу в театре, опере и кинематографе и славился своими вызывающими и влиятельными работами. Шеро было 68 лет.

Патрис Шеро родился 2 ноября 1944 года в Лезинье, что на западе Франции. Родители будущего режиссера были художниками, а сам он с самого детства питал слабость к театру. Уже в 16 лет Патрис стал администратором театральной труппы в школе, а в 19 лет, будучи студентом Сорбонны, поставил пьесу Виктора Гюго «Вмешательство». Работа Шеро оказалась настолько удачной, что он покинул университет и основал собственную театральную труппу в Париже.

В начале 1970-х Шеро ставил спектакли в Италии и Германии, а также приложил руку к работе над некоторыми оперными постановками, включая «Сказки Гофмана» Оффенбаха в Парижской опере. Получил международное признание в 1976 году, что произошло благодаря тетралогии «Кольцо Нибелунга» Вагнера для Байрейтского фестиваля.

Шеро переосмыслил знаменитую постановку, выставив сюжет марксистской аллегорией капитализма и эксплуатацией трудового класса. Его «Кольцо Нибелунга» не было похоже ни на одну предыдущую постановку оперы и разделило критиков. Одни считали режиссера гением, другие были возмущены таким отношением к классике. Однако благодаря видению Патриса Шеро оперные постановки во всем мире стали подвергаться переосмыслению.

Последний показ «Кольца Нибелунга» Шеро на фестивале в Байройте завершился 45-минутной стоячей овацией. В интервью The New York Times Патрис Шеро сравнивал режиссуру оперы с наслаждением, которое может быть похоже только на воскрешение мертвых.

В кино Шеро дебютировал в 1975 году готической драмой «Плоть орхидеи» с Шарлоттой Рэмплинг по роману Джеймса Хедли Чейза. Картина получила две номинации на премию «Сезар», в том числе на награду за лучшую операторскую работу. Переход к кино дался режиссеру легко. Впоследствии он рассказывал газете Guardian: «Для меня что театр, что кино — все одно. Истории с актерами».

Свой первый «Сезар» Шеро получил в 1984 году за драму «Раненый человек», показанную на Каннском кинофестивале в 1983-м. Признание Канна пришло позже, когда режиссер в 1994 году привез историческую драму «Королева Марго» с Изабель Аджани в главной роли. Картина получила приз жюри и в этом году была показана в Канне в отреставрированном виде.

Первая и последняя картина Патриса Шеро на английском языке — драма «Интим» — получила главный приз Берлинского кинофестиваля, а также подарила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль актрисе Керри Фокс. Берлинский смотр благоволил французскому постановщику, памятуя о Вагнере, и в 2003-м драма «Его брат» была удостоена приза «Серебряный медведь» за режиссерскую работу. Премьера последней картины Патриса Шеро «Преследование» прошла на Венецианском кинофестивале в 2009 году.

Патрис Шеро снимался в ряде фильмов, в том числе у Майкла Манна в «Последнем из могикан» и у Михаэля Ханеке в драме «Время волков».

В Голливуде Шеро так и не поработал, однако был очень близок к этому. Он провел 7 лет, пытаясь поднять фильм о Наполеоне с Аль Пачино в главной роли, но смог найти только 21 миллион долларов, а нужно было 28 миллионов. «Я сказал продюсерам, что за 21 миллион можно снять хороший телефильм, но не то кино, которое я хочу», — говорил Шеро. О потраченном времени режиссер не жалел: «Я запрещаю себе думать, что время вообще тратится впустую».

Генеральный директор «Метрополитен-опера» Питер Гельб, где режиссер в 2009-м ставил оперу Леоша Яначека «Из мертвого дома», считает Патриса Шеро одним из самых влиятельных европейских режиссеров за последние 50 лет. «Однажды он пошутил, что благодаря своей постановке „Кольца Нибелунга“ является ответственным за движение, впоследствии пренебрежительно названное евротрэшем», — говорит Гельб.

Последней театральной постановкой Патриса Шеро стала опера Рихарда Штрауса «Электра», премьера которой состоялась этим летом.