Итоги кинопрокатного лета в США

10 сентября 2013Обсудить0

По примерному количеству проданных билетов завершившийся летний сезон стал лучшим за последние шесть лет. За четыре месяца кинотеатры Северной Америки посетило 586 миллионов зрителей. Для справки: суммарное население США и Канады составляет 350 миллионов человек.

Из четырех летних месяцев 2013 года три стали самыми кассовыми за всю историю кинопроката. Кинотеатры заработали 1,14 млрд долларов в мае, 1,25 млрд в июне и 0,93 млрд в августе. Июльский результат (1,37 млрд долларов) занимает второе место после рекордного 2011 года.

Полностью доминировали в кинопрокате этим летом дорогостоящие франшизы. Шесть самых кассовых фильмов лета были сиквелами, приквелами или ребутами. Свыше 200 миллионов заработали «Железный человек 3» (409 млн), «Гадкий я 2» (357,6 млн), «Человек из стали» (290,9 млн), «Университет монстров» (265 млн), «Форсаж 6» (238,7 млн) и «Стартрек: Возмездие» (228,8 млн). Суммарный результат этой шестерки составляет 37,5 % от всех сборов кинопрокатного лета.

С другой стороны, тяжело пришлось многим оригинальным высокобюджетным проектам. В широком смысле слова под такими понимают в Голливуде все фильмы, не являющиеся частями уже существующих франшиз. Провалились в прокате «Призрачный патруль» (33,3 млн), «После нашей эры» (60,5 млн), «Штурм Белого дома» (73 млн) и «Одинокий рейнджер» (88,8 млн). Серьезно недобрали «Элизиум» (85,1 млн) и все-таки доковылявший до стомиллионной отметки «Тихоокеанский рубеж» (100,9 млн). Из фильмов этой категории определенных успехов в кинопрокате добились только «Война миров Z» (201,4 млн) и «Великий Гэтсби» (144,8 млн).

Серьезные неудачи сразу нескольких блокбастеров продолжают вызывать оживленную дискуссию в Голливуде. Инсайдеры киноиндустрии прямо говорят об общей тенденции к сокращению расходов на все крупные проекты в районе 20 %. Это касается не только рискованных оригинальных проектов, но и будущих сиквелов. Так, студия Paramount Pictures дала зеленый свет продолжению «Войны миров Z», но надеется существенно сократить свои производственные затраты до 160 миллионов долларов.

Аналогичная ситуация наблюдается с продолжением франшизы «Звездный путь». Две первые части снимались в очень дорогом для кинопроизводства Лос-Анджелесе, тогда как производство триквела планируется перевести в другое место. Помимо прямого сокращения затрат, во многих других штатах киностудии могут рассчитывать на изрядные налоговые льготы. Именно поэтому студия Warner Bros. запланировала съемки своего блокбастера «Бэтмэн против Супермена» в Мичигане. Налоговые льготы обещают там до 35 миллионов долларов экономии. «Человек из стали» Зака Снайдера снимался в Чикаго, Лос-Анджелесе и Ванкувере без такого рода выгодных инициатив со стороны локальных властей. Фильм собрал 658 миллионов долларов в мировом прокате, но гигантский 225-миллионный бюджет существенно ограничил прибыльность проекта.

Свыше 110 миллионов долларов в Китае спасли от полной катастрофы неоправданно дорогой «Тихоокеанский рубеж». Тем не менее окупаемость понесенных затрат все равно остается под большим вопросом. 75 % расходов на производство фильма взяла на себя студия Legendary Pictures, которая теперь занята серьезным переосмыслением своих подходов к разработке такого рода дорогостоящих проектов.

Инсайдеры утверждают, что для фильмов без больших звезд или узнаваемого бренда потолком бюджета должны стать 175 миллионов долларов. Нельзя сказать, что сиквел «Тихоокеанского рубежа» полностью снят с повестки дня, но производство его может быть запущено только при гарантиях существенного сокращения затрат.

Довольно успешным было лето 2013 года для комедийных проектов. Свыше 100 миллионов долларов собрали «Копы в юбках» (157,9 млн), «Одноклассники 2» (130,6 млн), «Мы — Миллеры» (123,6 млн) и третий «Мальчишник» (112,2 млн). Постарается присоединиться к элитному клубу комедия «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски». С этой целью студия Sony Pictures вернула киноленту 6 сентября в широкий прокат на 2000 кинотеатров. На данный момент в копилке проекта 98,8 млн долларов.

Неоднозначно шли в этот летний сезон релизы на детскую и семейную аудиторию. Гигантские 623 миллиона на двоих добыли «Гадкий я 2» (358 млн) и «Университет монстров» (265 млн). С другой стороны, серьезно недобрали «Перси Джексон и Море чудовищ» (59,7 млн), «Смурфики 2» (68,2 млн) и «Турбо» (80,6 млн). В какой-то мере это относится также к мультфильмам «Эпик» (107,5 млн) и «Самолеты» (79 млн).

Наделали шуму этим летом два хоррора с рейтингом R. Для начала рекорд стартовых сборов в данной категории побила «Судная ночь». Однако после великолепного дебютного уик-энда малобюджетный фильм быстро стал обваливаться в прокате (финальные сборы — 64,5 млн долларов). Совсем не так повело себя сенсационное «Заклятие». Фильм Джеймса Вана не только обновил ряд рекордов на старте, но и до сих пор демонстрирует просто феноменальную стойкость для жанра сверхъестественного хоррора (135,2 млн). Так много чистокровные ужастики не собирали в кинопрокате больше 10 лет.

Важной тенденцией кинопрокатного лета стало резкое падение популярности трехмерного формата. В большинстве случаев доля сборов с 3D в первой половине лета не превышала 40 %. Для отдельных релизов формат не давал даже 30 % от полученной выручки. К середине лета американские прокатчики вообще перестали выдавать сведения о проценте сборов в 3D.

Помимо зашедшей слишком далеко бюджетной гонки вооружений, киностудии часто жаловались летом на слишком высокую конкуренцию в прокате. Уже во многом со сформированным прокатным графиком на лето следующего года принципиальных изменений здесь не предвидится. При всех этих сложностях многие в Голливуде признают, что часто главной проблемой является качество самих фильмов.

«Это лето наглядно показывает, что одной зрелищности уже недостаточно», — считает глава отвечающего за производство фильмов подразделения студии 20th Century Fox. «Фильмы нуждаются в оригинальности, глубоких персонажах и сюжете. Чистое нагромождение тонн спецэффектов к успеху не приведет», — убежден он.

Топ-20 самых кассовых фильмов лета в США и Канаде (по состоянию на 8 сентября)

1. «Железный человек 3» — 408,992,272 млн

2. «Гадкий я 2» — 357,558,315 млн

3. «Человек из стали» — 290,925,471 млн

4. «Университет монстров» — 264,989,136 млн

5. «Форсаж 6» — 238,679,850 млн

6. «Стартрек: Возмездие» — 228,756,232 млн

7. «Война миров Z» — 201,359,019 млн

8. «Копы в юбках» — 157,896,666 млн

9. «Великий Гэтсби» — 144,840,419 млн

10. «Заклятие» — 135,185,985 млн

11. «Одноклассники 2» — 130,648,721 млн

12. «Росомаха: Бессмертный» — 129,411,133 млн

13. «Мы – Миллеры» — 123,613,931 млн

14. «Иллюзия обмана» — 117,386,290 млн

15. «Мальчишник. Часть III» — 112,200,072 млн

16. «Эпик» — 107,492,284 млн

17. «Тихоокеанский рубеж» — 100,860,390 млн

18. «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» — 98,847,912 млн

19. «Одинокий рейнджер» — 88,818,158 млн

20. «Элизиум: Рай не на Земле» — 85,118,599 млн

Смотрите также

В главной роли: Роберт Дауни-младший

24 ноября 2018

Американский бокс-офис: Фредди Меркьюри одолел Чайковского

4 ноября 2018

Американский бокс-офис: Майкл Майерс убил Венома

22 октября 2018

Американский бокс-офис: Веном удержал лидерство

15 октября 2018

Главное сегодня

«Оскар-2019»: Номинанты

Сегодня

Блог команды: Мы снова показываем «Оскар»! Теперь и на английском языке

Сегодня

Бокс-офис России: Танк под стеклом

Сегодня

10 Years Challenge в кино: Как годы изменили любимых героев

Сегодня

Вигго Мортенсен: «„Зеленая книга“ делает людей счастливыми»

Сегодня

У Фонда кино появится новый критерий для отбора проектов

Сегодня

Кристиан Бэйл намерен прекратить радикально менять вес ради роли

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт