Венеция-2013: Цай Минлян останавливает время, как в «Матрице»

6 сентября 2013Обсудить0

Надежда кинокритиков на «Золотого льва», он в очередной раз испытывал терпение зрителей. Уже первый план — женщина расчесывает волосы возле матраса со спящими детьми — длится как минимум две минуты, но за это время кто-то из критиков успевает считать много информации. То, что женщина сидит немного в отдалении, намекает на натянутые отношения, стены дома показывают, что герои живут за чертой бедности, а посапывание детей намекает на то, что их сон спокойный, и они несмотря ни на что довольны жизнью.

Из того же кадра можно вынести информацию о том, что у женщины хорошие волосы, у нее удачно подобран шампунь, а кроме того, она не настолько бедна, раз находит средства на эпиляцию ног. Когда кадр длится несколько минут, при желании можно придумать все что угодно. Учитывая, что в образе этой женщины появляются три разные актрисы, диапазон вариантов расширяется вплоть до призрака матери, следящей за семьей из того мира.

Главный герой картины появляется позже. Это снова муза Цая Минляна Ли Кан-шен. Здесь он играет отца семейства, подрабатывающего человеком-рекламой. Он часами неподвижно стоит на перекрестке, сжимая в руках транспарант с рекламой. «Десять лет назад я увидел на улицах Тайпея человека, держащего рекламу туристических туров, — вспоминает режиссер. — Зрелище меня поразило, и, пока я наблюдал за ним в свете фар автомобилей, у меня появилось множество вопросов. Как долго он стоит здесь? Сколько он зарабатывает? А если ему надо в туалет? Видит ли он своих друзей и родственников на улице? Будет ли ему стыдно, если они подойдут к нему? Чем заняты его мысли? Он был похож на телефонный столб, или на стену, или на дерево. Никто его не замечал, и всем было плевать на него. Постепенно эти люди-билборды выросли как грибы после дождя. Многие теряют работу, и этот способ заработка становится одним из самых доступных, чем пользуются компании по торговле недвижимостью. Как будто время этих людей ничего не стоит. И потом я подумал: хочу, чтобы в моем фильме Ли Кан-шен сыграл такого персонажа. Три года назад мне передали сценарий о безработном мужчине среднего возраста и о домашнем насилии. Это напомнило мне о том человеке на улице».

Людям-билбордам дается десятиминутный перерыв каждые 50 минут, во время которого они могут попить или сходить в уборную. Они работают 8 часов в день, держат рекламные транспаранты и не имеют права заниматься другой работой во время смен. Минлян рассказывает, что наблюдал, как эти рабочие бормочут себе что-то под нос, поэтому в его фильме герой поет патриотическую песню, написанную знаменитым китайским генералом Юэ Фэем. «Все китайцы, которым за сорок, знакомы с этим произведением. Я даже слышал, как его напевал Кан-шен», — говорит режиссер.

«Бродячие псы» — фильм об отце-одиночке и его детях. О семье без матери. По сути, у героев фильма даже нет дома. Отец с сыном и дочерью кочуют из одного заброшенного здания в другое. Каждое из заброшенных зданий для Минляна многое значит: «Они становятся персонажами моих фильмов. Я нахожу их, а они рассказывают мне свои истории». Разыскивая локации для «Бродячих псов», Цай Минлян обнаружил пейзаж, нарисованный на стене одного из заброшенных зданий. Картина режиссеру понравилась, и он задействовал ее в фильме. «Она меня очень тронула. Может, это выражение лица одинокого города. Может, это зеркало, отражающее одновременно иллюзии и реальности человеческого мира».

Главную женскую роль в «Бродячих псах» играют сразу три актрисы.

Во время постпродакшна режиссеру рассказали, что автором картины является художник Као Чжун Хонн, который вот уже несколько лет расписывает заброшенные здания. Чжун Хонн не собирался выставлять свои работы, лишь хотел, чтобы люди случайно натыкались на них. «Но, что самое интересное, картина была написана по снимку английского фотографа Джона Томсона, — продолжает Минлян. — Он снял этот примитивный пейзаж южного Тайваня в 1871 году. На оригинальной фотографии в левом углу стояли двое детей, но Као решил не оставлять их в своей картине. Совершенно случайно оказалось, что двое детей бегали в этом здании во время съемок моего фильма».

Коллега Минляна, режиссер Апитчатпон Вирасетакун, чей фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, говорит о фильмах Цая так: «Один мой друг сказал, что во время медитации он может подсчитать капли дождя. Такое случается, когда разум запечатлевает течение времени. Переживания моего друга точно представляет фильм „Матрица“. Вам нужно видеть фильмы Цая. Потому что Ли Кан-шен и Киану Ривз не медитируют, но они останавливают время».

«Волшебство фильмов Цая лежит за пределами кадра, — считает Вирасетакун. — Я уверен, что то, что он не показывает, гораздо важнее того, что он показывает. Ваш разум дорисовывает разнообразные версии происходящего».

Программный директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера называет «Бродячих псов» экспериментальным фильмом.

В пресс-релизе Цай Минлян заявляет, что устал от кино. «Так называемая развлекательная ценность фильмов, механизмы индустрии, постоянное заигрывание со вкусами зрителей — все это кажется мне отвратительным. Я больше не чувствую желания снимать фильмы или, если уж совсем начистоту, снимать фильмы, которые требуют поддержки посетителей кинотеатров. Я постоянно задаю себе вопросы. Что такое кино? Зачем снимать фильмы? Для кого я их снимаю? Что такое широкая публика? Это люди, которые смотрят фильмы Стивена Спилберга? Честно говоря, меня это больше совсем не интересует».

«Бродячие псы» повергнут в восторг поклонников режиссера и оставят в недоумении остальных. Фильм требует невероятного терпения во время просмотра (одна из сцен длится 11 минут), так что зрителю, привыкшему к безумному темпу жизни, «Псы» покажутся инсталляцией из картинной галереи. Возможно фильмам Цая Минляна действительно место в музеях.

Смотрите также

Венеция-2013: Короткометражки известных режиссеров на КиноПоиске

14 сентября 2013

Венеция-2013: 13 самых интересных фильмов по версии КиноПоиска

13 сентября 2013

Венеция-2013: Церемония награждения имени Римской кольцевой

7 сентября 2013

Венеция-2013: Луи Гаррель сыграл собственного деда в фильме отца

6 сентября 2013

Главное сегодня

Как Вонг Кар-Вай пишет кино светом

Сегодня

Любовники, детективы и подводники: Что смотреть дома в выходные

Вчера

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

Вчера

Сериал «Половое воспитание» посмотрели 40 млн пользователей Netflix

Вчера

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

Вчера

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Вчера

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт