Новости

Венеция-2013: Цай Минлян останавливает время, как в «Матрице»

Заявление тайванца Цая Минляна, режиссера социальной инсталляции «Бродячие псы», снова поднимет среди критиков тему авторского кино против кино массового. Минлян сообщил, что этот фильм будет его последним, поскольку он устал от кинематографа.

Надежда кинокритиков на «Золотого льва», он в очередной раз испытывал терпение зрителей. Уже первый план — женщина расчесывает волосы возле матраса со спящими детьми — длится как минимум две минуты, но за это время кто-то из критиков успевает считать много информации. То, что женщина сидит немного в отдалении, намекает на натянутые отношения, стены дома показывают, что герои живут за чертой бедности, а посапывание детей намекает на то, что их сон спокойный, и они несмотря ни на что довольны жизнью.

Из того же кадра можно вынести информацию о том, что у женщины хорошие волосы, у нее удачно подобран шампунь, а кроме того, она не настолько бедна, раз находит средства на эпиляцию ног. Когда кадр длится несколько минут, при желании можно придумать все что угодно. Учитывая, что в образе этой женщины появляются три разные актрисы, диапазон вариантов расширяется вплоть до призрака матери, следящей за семьей из того мира.

Главный герой картины появляется позже. Это снова муза Цая Минляна Ли Кан-шен. Здесь он играет отца семейства, подрабатывающего человеком-рекламой. Он часами неподвижно стоит на перекрестке, сжимая в руках транспарант с рекламой. «Десять лет назад я увидел на улицах Тайпея человека, держащего рекламу туристических туров, — вспоминает режиссер. — Зрелище меня поразило, и, пока я наблюдал за ним в свете фар автомобилей, у меня появилось множество вопросов. Как долго он стоит здесь? Сколько он зарабатывает? А если ему надо в туалет? Видит ли он своих друзей и родственников на улице? Будет ли ему стыдно, если они подойдут к нему? Чем заняты его мысли? Он был похож на телефонный столб, или на стену, или на дерево. Никто его не замечал, и всем было плевать на него. Постепенно эти люди-билборды выросли как грибы после дождя. Многие теряют работу, и этот способ заработка становится одним из самых доступных, чем пользуются компании по торговле недвижимостью. Как будто время этих людей ничего не стоит. И потом я подумал: хочу, чтобы в моем фильме Ли Кан-шен сыграл такого персонажа. Три года назад мне передали сценарий о безработном мужчине среднего возраста и о домашнем насилии. Это напомнило мне о том человеке на улице».

Людям-билбордам дается десятиминутный перерыв каждые 50 минут, во время которого они могут попить или сходить в уборную. Они работают 8 часов в день, держат рекламные транспаранты и не имеют права заниматься другой работой во время смен. Минлян рассказывает, что наблюдал, как эти рабочие бормочут себе что-то под нос, поэтому в его фильме герой поет патриотическую песню, написанную знаменитым китайским генералом Юэ Фэем. «Все китайцы, которым за сорок, знакомы с этим произведением. Я даже слышал, как его напевал Кан-шен», — говорит режиссер.

«Бродячие псы» — фильм об отце-одиночке и его детях. О семье без матери. По сути, у героев фильма даже нет дома. Отец с сыном и дочерью кочуют из одного заброшенного здания в другое. Каждое из заброшенных зданий для Минляна многое значит: «Они становятся персонажами моих фильмов. Я нахожу их, а они рассказывают мне свои истории». Разыскивая локации для «Бродячих псов», Цай Минлян обнаружил пейзаж, нарисованный на стене одного из заброшенных зданий. Картина режиссеру понравилась, и он задействовал ее в фильме. «Она меня очень тронула. Может, это выражение лица одинокого города. Может, это зеркало, отражающее одновременно иллюзии и реальности человеческого мира».

Главную женскую роль в «Бродячих псах» играют сразу три актрисы.

Во время постпродакшна режиссеру рассказали, что автором картины является художник Као Чжун Хонн, который вот уже несколько лет расписывает заброшенные здания. Чжун Хонн не собирался выставлять свои работы, лишь хотел, чтобы люди случайно натыкались на них. «Но, что самое интересное, картина была написана по снимку английского фотографа Джона Томсона, — продолжает Минлян. — Он снял этот примитивный пейзаж южного Тайваня в 1871 году. На оригинальной фотографии в левом углу стояли двое детей, но Као решил не оставлять их в своей картине. Совершенно случайно оказалось, что двое детей бегали в этом здании во время съемок моего фильма».

Коллега Минляна, режиссер Апитчатпон Вирасетакун, чей фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, говорит о фильмах Цая так: «Один мой друг сказал, что во время медитации он может подсчитать капли дождя. Такое случается, когда разум запечатлевает течение времени. Переживания моего друга точно представляет фильм „Матрица“. Вам нужно видеть фильмы Цая. Потому что Ли Кан-шен и Киану Ривз не медитируют, но они останавливают время».

«Волшебство фильмов Цая лежит за пределами кадра, — считает Вирасетакун. — Я уверен, что то, что он не показывает, гораздо важнее того, что он показывает. Ваш разум дорисовывает разнообразные версии происходящего».

Программный директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера называет «Бродячих псов» экспериментальным фильмом.

В пресс-релизе Цай Минлян заявляет, что устал от кино. «Так называемая развлекательная ценность фильмов, механизмы индустрии, постоянное заигрывание со вкусами зрителей — все это кажется мне отвратительным. Я больше не чувствую желания снимать фильмы или, если уж совсем начистоту, снимать фильмы, которые требуют поддержки посетителей кинотеатров. Я постоянно задаю себе вопросы. Что такое кино? Зачем снимать фильмы? Для кого я их снимаю? Что такое широкая публика? Это люди, которые смотрят фильмы Стивена Спилберга? Честно говоря, меня это больше совсем не интересует».

«Бродячие псы» повергнут в восторг поклонников режиссера и оставят в недоумении остальных. Фильм требует невероятного терпения во время просмотра (одна из сцен длится 11 минут), так что зрителю, привыкшему к безумному темпу жизни, «Псы» покажутся инсталляцией из картинной галереи. Возможно фильмам Цая Минляна действительно место в музеях.

Читайте также
Новости Венеция-2013: Короткометражки известных режиссеров на КиноПоиске Венецианский кинофестиваль выложил в сеть микрофильмы именитых режиссеров, которые те сняли специально для проекта Venezia 70: Future reloaded. КиноПоиск составил подборку лучших и попросил одного из участников проекта, Алексея Германа-младшего, рассказать об опыте создания полутораминутного кино и своем необычном замысле.
Новости Венеция-2013: 13 самых интересных фильмов по версии КиноПоиска В пятницу, 13 сентября, мы представляем вам чертову дюжину фильмов, которые нам открыл 70-й Венецианский кинофестиваль. Это не артхаусные экзерсисы, которые трудно даются обычному зрителю, а картины, которые могут смотреть все.
Видео и фото Венеция-2013: Вручение наград 70-й Венецианский кинофестиваль подвел итоги. «Золотой лев» достался документальной картине Джанфранко Роси «Священная Римская кольцевая». Представляем фотоотчет с церемонии награждения.
Комментарии (25)

Новый комментарий...

  • 11

    sozdan 6 сентября 2013, 13:11 пожаловаться

    #

    «Я уверен, что то, что он не показывает гораздо важнее того, что он показывает» — в самую точнейшую точку. Со времён «Бунтари неонового бога» пристально слежу за тайванцем, почти всегда радует, но, ксож, заявление об уходе из кино, вызывает лишь чувство большого сожаления, ещё один «Дон Кихот» от кино, пал жертвой ветрянных мельниц-системы(
    Грустно(

    ответить

  • 6

    Вадим Петров 6 сентября 2013, 13:40 пожаловаться

    #

    Это люди, которые смотрят фильмы Стивена Спилберга?
    Это не самый плохой вариант. Вот если бы он сказал «Сумерки» или «Гарри Поттера», тогда можно было бы беспокоиться за зрителей.

    ответить

  • 4

    LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 13:42 пожаловаться

    #

    Не будь Спилберга, Лукаса и прочей голливудской братии тех годов, быть может, коммерческое кино не поставили бы на конвейер и теперь мы не наслаждались «Сумерками» ;)

    ответить

  • 3

    Вадим Петров 6 сентября 2013, 13:43 пожаловаться

    #

    Да, только вот у Спилберга и у Лукаса кино то не плохое.

    ответить

  • 3

    LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 13:44 пожаловаться

    #

    Я не спорю, но любое хорошее начинание или идею можно со временем скатить в г…)

    ответить

  • 4

    Вадим Петров 6 сентября 2013, 13:44 пожаловаться

    #

    Это ж вина не Спилберга, а тех, кто плохо снимает)

    ответить

  • 2

    LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 13:45 пожаловаться

    #

    Но процесс все равно начался еще тогда) Да и сам Спилберг в последние годы лично меня совсем не радует.

    ответить

  • 5

    Вадим Петров 6 сентября 2013, 13:47 пожаловаться

    #

    Меня тоже местами. А мейнстрим — это неплохо само по себе. Кино должно же и развлекать. Не каждый же день смотреть Линча, верно?

    ответить

  • 3

    LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 13:49 пожаловаться

    #

    Я и не говорю, что плохо) Просто некоторым, в том числе Цаю и, например, мне, это не совсем близко. В любом случае, это новость про Минляна, а не про Спилберга, а наш диалог что-то сильно растянулся :D

    ответить

  • 1

    Вадим Петров 6 сентября 2013, 13:50 пожаловаться

    #

    Я давно пришел к выводу, что я — оффтопер)

    ответить

  • LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 13:51 пожаловаться

    #

    :D

    ответить

  • Как однако связали, ну конечно ведь в появлении Сумерек виновын Спилберг. Еще Жоржа Мельеса обвините. Илита, понимаешь.

    ответить

  • 1

    LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 17:20 пожаловаться

    #

    А оскорблять меня не надо) Если посмотреть фильмы того жанра, который сейчас называется мейнстримом, но сделанные до прихода этого человека и иже с ним в киноиндустрию, то можно увидеть, что все — практически все, что показывалось на экранах кинотеатрах, заслуживает внимания и сегодня. Потому что делалось это не только ради денег. А еврейская братия поставила кинематограф на конвеер, из-за чего и стали появляться не самые качественные фильмы. Я, кажется, писал, что Спилберга ни в чем не обвиняю (хотя в число моих любимых режиссеров он не входит). Если Вам сложно прочитать сообщения, в которых человек высказывает свое мнение, и уже на основании прочитанного включаться в спор, то лучше не читайте — и себе нервы сохраните, и другим. Написал бы в конце, ради вежливости, «спасибо за понимание», но не буду. Вы меня, боюсь, не поняли.

    ответить

  • А я не оскорблял.
    но сделанные до прихода этого человека и иже с ним в киноиндустрию, то можно увидеть, что все — практически все, что показывалось на экранах кинотеатрах, заслуживает внимания и сегодня. Потому что делалось это не только ради денег.
    Не смешите.

    ответить

  • 3

    I-van 7 сентября 2013, 01:49 пожаловаться

    #

    Кино встало на конвеер в момент своего рождения)) первое что было сделано — развлекалово)
    Иногда появляются хорошие режиссёры в развлеКалове. и даже делают с глубокой мыслью, и это даже не сложно…

    ответить

  • LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 13:40 пожаловаться

    #

    Жаль. Сперва Бела Тарр, теперь вот Цай… Соденберга в расчет не беру, во-первых из-за того, что он, скорее всего, уходить не будет, а во-вторых из-за того, что его в один ряд Кк Тарру и Цаю ставить просто нельзя) Ну, если уж уходить, то красиво. Надеюсь, что золотой лев уйдет к тайваньцу)

    ответить

  • 2

    LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 13:46 пожаловаться

    #

    Кстати, не слишком ли иронично по отношению к режиссерскому методу Цая начало рецензии?)

    ответить

  • Вадим Петров 6 сентября 2013, 14:12 пожаловаться

    #

    Это скорее превью.

    ответить

  • 9

    blague 6 сентября 2013, 14:31 пожаловаться

    #

    Искусстово не должно опускаться до уровня общества. Искусство должно тянуть общество вверх. ©Джимми Волмер

    ответить

  • 6

    barselonic 6 сентября 2013, 14:58 пожаловаться

    #

    10 лет назад я увидел на улицах Тайпея человека, держащего рекламу туристических туров, — вспоминает режиссер. — Зрелище меня поразило, и пока я наблюдал за ним в свете фар автомобилей, у меня появилось множество вопросов. Как долго он стоит здесь? Сколько он зарабатывает? А если ему надо в туалет? Видит ли он своих друзей и родственников на улице? Будет ли ему стыдно, если они подойдут к нему? Чем заняты его мысли?
    Пьет ли он по утрам кофе? Играет ли на балалайке? Когда он починит кран на кухне? И согласен ли он с тем, что взмах крыльев бабочке на одном конце континента может вызвать ураган на другом?

    ответить

  • 2

    I-van 7 сентября 2013, 01:51 пожаловаться

    #

    Интересно что бы такой человек ответил на эти вопросы?

    ответить

  • 5

    excavator 6 сентября 2013, 15:56 пожаловаться

    #

    Когда кадр длится несколько минут, при желании можно придумать все, что угодно.

    Фильм требует невероятного терпения во время просмотра (одна из сцен длится 11 минут)


    Как советовал когда-то один режиссёр — «Для того, чтобы критики были от фильма в восторге, снимайте как можно больше длинных планов без монтажных склеек, причем камеру вообще не двигайте, забудьте про нее»

    ответить

  • 1

    LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 16:05 пожаловаться

    #

    По-вашему это плохо?)

    ответить

  • Сразу понятно что это не мой режиссер. Видать из тех которые снимает малопонятное что-то, но публика приписывает им статус шедевров.

    ответить

  • 3

    LavDiasMyLove 6 сентября 2013, 18:19 пожаловаться

    #

    Видать Вы его не видели. Ухожу из диспута, дабы не расстраивать ни себя, ни Вас, ни кого-либо еще.

    ответить

 
Добавить комментарий...