всё о любом фильме:
Новости

Венеция-2013: Лукас Мудиссон возродил панк как способ выжить

В программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля состоялась премьера нового фильма шведского режиссера Лукаса Мудиссона «Мы — лучшие!». Яркая, смешная и трогательная история девчачьей панк-группы начала 1980-х покорила журналистов и зрителей.

После «Мамонта» Лукас Мудиссон пропал на несколько лет. Режиссер устал от кино, поэтому занялся написанием романов, преподавал в киношколе в Хельсинки, даже играл в шахматы, но не очень успешно. «Мамонт» стал для него разочарованием, к тому же во время работы над фильмом умер отец Мудиссона. К счастью, в какой-то момент режиссер понял, что хочет снять светлое и радостное кино о том, что жизнь — это в общем-то неплохая штука, она стоит того, чтобы за нее держаться.

За основу Мудиссон взял комикс своей жены Коко, главными героинями которого были три тринадцатилетние девочки. Значительно изменив историю, он попытался сохранить дух комикса, его настроение. «Мы — лучшие!» рассказывает историю лучших подружек, Бобо (Мира Баркхаммар) и Клары (Мира Гросин). Им 13 лет, они любят панк, воротят нос от диско и не понимают одноклассниц, для которых розовая жвачка и аэробика интереснее физики и политики. Бобо — смешной очкарик с короткой стрижкой, она тайно влюблена в старшего брата Клары. Клара — задиристая девчонка с ирокезом, беспрекословный лидер в их дружбе.

Случайно, чтобы насолить школьной группе Iron Fist, ребята из которой обзывают Клару и Бобо уродинами, девочки организуют собственную панк-группу, не умея играть ни на одном инструменте. Им есть что сказать. Первую песню они посвящают ненавистному учителю физкультуры, в припеве повторяя фразу «Ненавижу спорт! Ненавижу спорт! Дети в Африке умирают, а вы строите новые теннисные площадки!».

На школьном концерте они примечают скромную блондинку Хедвиг (поразительно похожая на юную Леа Сейду Лив Лемойн), которая отлично играет на гитаре, но из-за католического воспитания и стеснительности совершенно не имеет друзей и вынуждена терпеть насмешки. Несмотря на принципиальные разногласия по части религии (Бога нет, уверена Клара), Бобо и Клара приглашают Хедвиг в свою группу. Юные панкушки раскрепощают тихую Хедвиг, а та, в свою очередь, помогает им в сложный момент сохранить дружбу.

«Фильм называется „Мы — лучшие!“, потому что мне было интересно показать, как, даже будучи в меньшинстве, можно чувствовать в себе силы противостоять остальному миру и ощущать себя свободным. Конечно, так случается не всегда, но так все равно бывает. И мне было важно создать подобное оптимистичное высказывание именно сейчас», — объяснил режиссер на пресс-конференции.

Мудиссон показывает все то, что уже было на экране много раз: первые тусовки и алкоголь, первые влюбленности и ссоры из-за них, ощущение одиночества в 13 лет, непонимание родителей и попытки изменить мир своим творчеством. Однако он умудряется снять Клару, Бобо и Хедвиг так естественно, что зритель ощущает себя четвертым членом их радикальной панк-группы и словно участвует в их уморительных разговорах о Боге, коммунизме и мальчиках.

Когда 13-летняя Бобо вздыхает перед сном и говорит Кларе: «У меня никогда не будет парня», — каждый из зрителей вспоминает себя в том же возрасте.

«Я хотел снять историю, в которой не было бы четкого сюжета, двигающего историю, — рассказал Лукас Мудиссон в ответ на вопрос КиноПоиска о том, как ему удалось добиться такой естественности от юных актрис. — Это, скорее, хроника жизни этих трех девочек за полтора часа. В моем фильме нет строгой линии развития от точки А к точке Б. Поэтому снимать было гораздо проще, ведь можно было сцену поставить в то место в фильме, где она смотрится лучше всего, а не следовать заранее прописанной драматургии. К тому же мне повезло с актерами. Не только с девочками, но и со взрослыми. Как с профессиональными, так и непрофессиональными артистами. И я во многом полагался на них. Я очень долго подбирал актеров и потом уже давал им свободно работать на площадке. Если они делали что-то неожиданное, я был только рад. Я совсем не диктатор. Большинство сцен в фильме действительно включают элементы импровизации».

Действие разворачивается в 1982 году, когда панк-движение уже тихо умирало, но героини фильма упорно верят в любимую музыку и одеваются, как и кумиры, в растянутые свитера и красные штаны. Кое-что в данном случае взято из детства самих Лукаса и Коко. Подростками они тоже были в восторге от шведской панк-сцены, и Клара и Бобо слушают тех же исполнителей (KSBM и Ebba Grön). А старый пиджак, который носит Бобо, и вовсе оказался пиджаком дедушки Мудиссона. На пресс-конференции некоторые журналисты с тоской отмечали, что в современных декорациях такое радостное и светлое кино не снимешь, уж очень времена изменились.

КиноПоиск освещает события кинофестиваля ежедневно с помощью аккаунтов в социальных сетях Twitter и Instagram, а также в специальном разделе «Венецианский кинофестиваль Live».

Молодая актриса Лив Лемойн отчасти согласна с ними: «Мне кажется, сейчас девушки испытывают куда больше давления в том, как нужно выглядеть и что говорить. Тогда было проще быть собой, одеваться так, как тебе хочется. Да, тогда тоже можно было услышать насмешки в свой адрес, но все-таки было лучше».

«У нас в Швеции действительно очень сильная традиция фильмов для подростков и про подростков, и я горжусь тем, что являюсь ее частью, — поделился с журналистами Лукас Мудиссон. — Приехать сегодня сюда, увидеть реакцию на наш фильм очень приятно. В Швеции всегда были режиссеры, которые воспринимали детей всерьез, как Бергман с фильмом „Фанни и Александр“ и Рой Андерссон с „Шведской историей любви“. Грустно осознавать, что не везде есть такая традиция».

Читайте также
Новости Венеция-2013: Короткометражки известных режиссеров на КиноПоиске Венецианский кинофестиваль выложил в сеть микрофильмы именитых режиссеров, которые те сняли специально для проекта Venezia 70: Future reloaded. КиноПоиск составил подборку лучших и попросил одного из участников проекта, Алексея Германа-младшего, рассказать об опыте создания полутораминутного кино и своем необычном замысле.
Новости Венеция-2013: 13 самых интересных фильмов по версии КиноПоиска В пятницу, 13 сентября, мы представляем вам чертову дюжину фильмов, которые нам открыл 70-й Венецианский кинофестиваль. Это не артхаусные экзерсисы, которые трудно даются обычному зрителю, а картины, которые могут смотреть все.
Репортажи Венеция-2013: Вручение наград 70-й Венецианский кинофестиваль подвел итоги. «Золотой лев» достался документальной картине Джанфранко Роси «Священная Римская кольцевая». Представляем фотоотчет с церемонии награждения.
Комментарии (11)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...