Новости

Венеция-2013: Якудза-киноманы и реквием по пленке

«Японский кинематограф умирает из-за погони за деньгами», — заявляет один из героев фильма Сиона Соно «Почему ты не играешь в аду?». Режиссер называет свою картину «реквиемом по 35-миллиметровой пленке», а количеству разлитой в этом очень киноманском фильме крови может позавидовать сам Квентин Тарантино.

«Почему ты не играешь в аду?» открыл параллельную программу «Горизонты», аналога Каннского «Особого взгляда». Здесь тоже есть призы и жюри — его возглавляет Пол Шредер, — поэтому мы стараемся следить и за этими фильмами.

10 лет назад Хирата и его команда кинематографистов-любителей снимали очередную нетленку и увидели, как в школьном дворе дерутся мальчишки. Так Хирата познакомился с Сасаки и твердо решил сделать его звездой боевиков, японским Брюсом Ли. Сасаки надевает желтый тренировочный костюм, как Ли в «Игре смерти», группа гордо именует себя Fuck Bombers, а Хирата оставляет возле храма, где якобы исполняются все желания, просьбу богу кино: «Хочу снять шедевр, даже если ради этого придется умереть!»


Параллельно Шицу Муто, супруга босса якудза Тайцо Муто, умудряется уничтожить всех киллеров, нанятых конкурентами, непредусмотрительно сунувшихся в дом семьи. Умирающий гангстер Дзюн Икегами видит маленькую дочку Муто, Мицуко, которая известна всей Японии по рекламе зубной пасты (песня из ролика настолько навязчивая, что не покинет вас несколько дней после просмотра). Икегами чудом выживает, возвращается к подельникам и формирует свой клан, заставив всех надеть кимоно. К сожалению, из-за инцидента в доме Муто рекламу с Мицуко убирают из эфира.

Проходит 10 лет. Мицуко превратилась в очаровательную барышню, а ее мать Шицу скоро выйдет из тюрьмы. Единственное ее желание — видеть дочку в полнометражном фильме. Но девушка не горит желанием сниматься и постоянно сбегает со съемочной площадки. Муто, понимая, что остается совсем немного времени, готов вбухать все средства, лишь бы сделать приятное жене. И тут как раз появляются Fuck Bombers. Думаете, Хирата и Сасаки сняли шедевр? О нет, они прозябают в здании закрытого кинотеатра и до сих пор мечтают о большом кино. И якудза предоставляют им шанс снять самую кровавую сцену битвы — бой клана Муто и клана Икегами (они так и ходят в кимоно).

Фильм начинается очень бойко, пробуксовывает к середине, но к финалу несется на всех парах, обливаясь потом и кровью. Крови Соно не жалеет и заливает ею целые комнаты, не забывая приправить отрубленные части тел. Умирают герои с огоньком, теряя руки-ноги, но иногда могут протянуть недолго с катаной в голове. Насилие на экране не настоящее, оно мультяшное и несерьезное, еще веселее и несерьезнее, чем у Квентина Тарантино в «Убить Билла», который, как мы знаем, был оммажем азиатским боевикам.

Сион Соно приезжал в Венецию два года назад с драмой о землетрясении «Химидзу». За роль в ней молодые актеры Шота Сомея и Фуми Никайдо получили приз им. Марчелло Мастроянни. Никайдо играет и в новом фильме Соно, но на сей раз ей досталась роль бойкой и острой на язык (иногда в буквальном смысле!) Мицуко.

«Я написал сценарий 17 лет назад, — говорит Соно. — Несмотря на то, что история не очень-то изменилась за это время, мир кино развернулся от пленки к цифре, так что смог закамуфлировать всю историю под реквием по 35 миллиметрам». Режиссер начинал свою карьеру как поэт, что не осталось незамеченным на пресс-конференции. Как он совершил такой переход? Постановщик с японским спокойствием констатировал, что творческий человек имеет право пробовать себя в разных областях, и добавил: «По молодости я еще и продюсировал собственные фильмы».

Дзюн Кунимура, игравший у Тарантино в дилогии «Убить Билла» босса Танаку, в «Почему ты не играешь в аду?» изображает очень смешного, но беспощадного гангстера Муто. «За всю свою карьеру я старался играть естественно, никогда не переигрывать, — говорит Кунимура. — Но здесь режиссер хотел, чтобы я играл одновременно крутого и смешного героя. А я настолько не привык к такой манере игры, что с трудом догонял полет его мысли!»

Трудно пришлось и Хироки Хасегаве, который снимался в роли молодого Хираты. «Я иногда так переигрывал, что у меня температура поднималась до 39 градусов!» — признался актер.

Гораздо спокойнее роль у Фуми Никайдо. «Я согласилась сниматься, даже не читая сценарий. Сразу стало понятно, что моя героиня — очень сильная девушка». В «Химидзу» у меня была совершенно другая роль, хотелось попробовать себя в ином жанре».

Наблюдать пресс-конференцию съемочной группы было довольно странно: режиссер и актеры редко улыбались и отвечали на вопросы предельно серьезно. Казалось бы, только что на экране эти герои творили полный беспредел. Как им удается сохранять такое спокойствие? Соно не вывел из себя даже вопрос про Тарантино: мол, вы цитируете его «Билла» вплоть до музыки (там играет «Don’t Let Me Be Misunderstood»), как так вышло? Режиссер поправил бабочку и напомнил, что сценарий написал почти 20 лет назад, еще до «Убить Билла», да и ему просто нравятся фильмы про якудза. «Я черпал вдохновение из фильмов с Брюсом Ли, а рубить головы начал далеко не Квентин».

КиноПоиск освещает события кинофестиваля ежедневно с помощью аккаунтов в социальных сетях Twitter и Instagram, а также в специальном разделе «Венецианский кинофестиваль Live».

Возвращаясь к вопросу противостояния пленки и цифры, Соно отмечает, что не стоит на пути у прогресса и не считает исчезновение целлулоида чем-то ужасным. «В фильме они говорят о переходе с пленки на цифру, но это не критическое высказывание, это просто констатация факта. Например, был переход от немого кино к звуковому, от черно-белого к цветному. В то время тоже всегда находились критики. Но, по сути, это всего лишь влияние времени».

В японский прокат «Почему ты не играешь в аду?» выйдет уже в сентябре. Интересно, что, несмотря на обилие крови, картина получила щадящий детский рейтинг и будет доступна даже юным зрителям. «Я сам удивился, — спокойно констатирует Соно. — Но, может, у нас в Японии цензоры понимают, что кровь в смешном контексте воспринимается иначе».

Читайте также
Новости Азиатские трейлеры: Китайский киберпанк, встреча с богом и повар из якудза Супергеройский блокбастер от режиссера «Поезда в Пусан», Царь обезьян, путешествующая девушка-андроид и аниме-сериал Netflix о японских школьниках, спасающих мир.
Статьи Перерождение гангста-мюзикла: Чем интересен режиссер Сион Соно Вечером 1 августа в рамках московского кинофестиваля Otkritie X Strelka показывают фильм Сиона Соно «Клан Токио» — настоящий рэп-мюзикл из жизни ночного Токио. КиноПоиск рассказывает о режиссере.
Новости Венеция-2013: Короткометражки известных режиссеров на КиноПоиске Венецианский кинофестиваль выложил в сеть микрофильмы именитых режиссеров, которые те сняли специально для проекта Venezia 70: Future reloaded. КиноПоиск составил подборку лучших и попросил одного из участников проекта, Алексея Германа-младшего, рассказать об опыте создания полутораминутного кино и своем необычном замысле.
Комментарии (10)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...