Уильям Фридкин: «Кто смотрит кино в айфоне? Вон из зала!»

29 августа 2013Обсудить0

Пресс-конференции режиссера «Экзорциста» — редкий подарок для любого журналиста. Билл не стесняется в выражениях, поет, декламирует стихи и просит выйти из зала всех, кто не согласен с его сентенциями. Два года назад Фридкин приезжал с криминальной драмой «Киллер Джо», которая демонстрировалась в конкурсе («МакКонахи меня теперь ненавидит! Наверное, убьет когда-нибудь), но, к сожалению, картина ничего не получила.

Сейчас Уильям Фридкин приезжает триумфатором: критики изменили отношение к «Колдуну», его новых проектов после «Джо» снова ждут, а сам он пребывает в отличном расположении духа. КиноПоиск поблагодарил режиссера за пресс-конференцию, на что Фридкин ответил: «Не каждый день получаю „Золотых львов“, знаете ли».

Фридкин пришел на пресс-конференцию с бокалом золотистого напитка, который потом сменил на воду. Дожидаться вопросов он не стал: «Я вчера гулял тут по Лидо, и один мужчина спросил меня: „Каково получить „Оскар“ вместо Кубрика?“ Я ответил, что мой фильм Il braccio violento della legge смешнее, чем „Заводной апельсин“! Нет, он и правда смешнее. И смотрите, как звучит по-итальянски

«Колдун» считается ремейком французской ленты «Плата за страх», но Фридкин ненавидит слово «ремейк». «Слушайте, ну вот каждый год ставят „Гамлета“. Вы же не говорите, что это ремейк! Вы считаете это просто новой интерпретацией. Лично я пытался снять фильм современный, важный и оригинальный. Вроде получилось. Или вот смотрите, сколько версий „Великого Гэтсби“. Все они разные. Скажете, они ремейки? Нет! Кстати, оригинальных историй в кино вообще очень мало, все когда-то уже было рассказано».

Съемки «Колдуна» дались режиссеру с трудом: «У меня 50 человек валялись с гангреной, малярией и прочей хренью! И я валялся! Но не жалею!»

Далее разговор перекинулся на сотрудничество с драматургом Трэйси Леттсом, автором пьесы, по которой Уильям снимал «Киллера Джо». «Даст Бог, еще поработаем! Вы знаете, что Трэйси сейчас пишет новую версию романа „Гроздья гнева“ для Спилберга? Я хотел снимать с ним вестерн, но пока не получается. Но если снимем, то обязательно привезем его в Венецию! Позовете?»

Раз уж речь зашла о Стивене Спилберге, у Фридкина поинтересовались его отношением к заявлению режиссера о крахе студийного кино. «Ненавижу крупные студии! Но всему когда-то приходит конец, даже Риму! — ответил Уильям. — Мейджоры сейчас по большей части занимаются прокатом. Они очень мало фильмов снимают, а все, что снимается, нужно как-то прокатывать. Так вот, прокат меняется! Молодежь может сейчас пойти, купить камеру, снять фильм и выложить в интернет. В мое время такого не было! И вообще сейчас гораздо проще стать кинематографистом».

В студийной системе Уильям Фридкин себя больше не видит: «Мне бы пришлось снимать кино про мужика в трико с логотипом на груди, то есть про супергероя, который летает и спасает людей. Или про убийц вампиров. Или про зомби. А я не хочу! Я такое кино не люблю и не смотрю».

Голливуд сегодня как большое казино. И все фишки ставятся на один номер. Студии могут снимать сотни фильмов, но тратят эти деньги на один!
Но что же смотрит Фридкин? «Старые фильмы на „блюрике“. „Гражданин Кейн“, „Сокровища Сьерра-Мадре“, „Всё о Еве“, „Поющие под дождем“, „Дьяволицы“, все фильмы Антониони, „Восемь с половиной“, „Фотоувеличение“. Смотрю иностранные фильмы из других стран. Вот был „Сербский фильм“. Видели его? Как, вам не понравился? Вон отсюда! Я смотрю старые фильмы, а из новых авторов люблю, например, братьев Коэн. И Маттео Гарроне мне нравится — „Изумительный“, „Гоморра“. Ой, „Изумительного“ Соррентино снял? Ну так он тоже крутой!»

Как режиссер относится к тому, что зрителям он больше известен как постановщик «Экзорциста»? «Я рад, что людям вообще нравится то, что я снимаю! „Экзорцист“ мне тоже нравится. Это вообще единственный мой фильм на тему силы Христа и силы веры. Я верю в силу Христа и считаю, что вера — это загадка. Смотрите, мы до сих пор очарованы человеком, который жил много лет назад! При этом нет фоточек Христа, нет картин, написанных в то время. Все, что мы о нем знаем, рассказали какие-то люди. Но вот сколько лет прошло, а миллиарды до сих пор верят в этого человека! Загадка же! Мы больше знаем о посмертной жизни Христа, чем о настоящей жизни Иисуса».

Фридкин славился своими жесткими методами работы с актерами. Изменился ли он? А то Джин Хэкмен до сих пор на него сердит. «В жопу Хэкмена! Он отлично живет, как сыр в масле катается. Я работал с ним так, потому что его персонаж был тяжелым человеком. Мало ли что ему там не нравится. Вот вы откровенничаете с психиатром? И я тоже сажусь с актерами перед съемками и вытягиваю из них информацию о том, что их радует, печалит, какие самые трагичные моменты были. И использую эти моменты, чтобы вызывать у них эмоции. Они должны помнить, что такое быть радостным, печальным или хорошим. Актеры не просто читают текст, они проживают другую жизнь. Во „Французском связном“ Хэкмен играл очень крутого мужика, но сам он по жизни человек мягкий. И я выжимал из него по капле этого героя! И на меня он злился больше всех. Пришлось помочь ему и вытащить эмоции наружу».

«Давайте уже глобальнее мыслить, задавайте сложные вопросы!» — призывал режиссер журналистов. И вот, пожалуйста: какова роль кино? Фридкин толкнул речь о том, что в наше трудное время, когда все страны угрожают друг другу, кино должно находить способ объединять людей. «Оружие теперь ядерное, так что достаточно одного безумца — и привет! Никто в спандексе не летает! Нет Супермена! Нет Бэтмена! Только обычные люди, как мы с вами. И единственное правильно решение состоит в том, чтобы в мире появился новый Ганди или Мартин Лютер Кинг-младший».

Будущее кино Фридкин пока не предсказывает. «Сейчас кабельное ТВ в Штатах гораздо лучше, чем кино. „Сопранос“, „24 часа“, „Родина“ — они гораздо интереснее того, что показывают в кино! Кино стало доступно на компьютерах и айпадах. Кому-то это нравится. Я никогда не буду смотреть кино в айфоне! Если вы привыкли смотреть кино в айфоне, то вон из зала! Вот встали и ушли! Кино надо смотреть в кинотеатрах! Не для айфонов снимаем».

И напоследок Фридкина попросили дать совет молодым кинематографистам. «Совет молодым кинематографистам дам, конечно. Во-первых, если вы поступили в киношколу, немедленно уходите! Во-вторых, найдите магазин техники и купите кинокамеру. Снимайте кино, выкладывайте в интернет. Пусть люди смотрят! Не бойтесь критики, это нормально. Главное — снимайте. Помните, что никто не научит вас правильно снимать фильмы. Я всегда говорю: смотрите фильмы Хичкока! Не только его триллеры, но и другие. Он был великим мастером. Любые жанры давались ему легко. Например, он снял величайший романтический фильм в истории кино — ленту „На север через северо-запад“. Помните, как Кэри Грант смотрит на Еву-Марию Сэйнт? Такую химию сейчас не найдешь! Учитесь у Хича».

КиноПоиск освещает события кинофестиваля ежедневно с помощью аккаунтов в социальных сетях Twitter и Instagram, а также в специальном разделе «Венецианский кинофестиваль Live».

Смотрите также

Видео: Новый Голливуд за 23 минуты

3 ноября 2018

Меня преследуют: Краткая история автомобильных погонь в кино

8 июня 2018

Уильяму Фридкину приглянулся бестселлер Дона Уинслоу

7 августа 2015

Бетт Мидлер сыграет Мэй Уэст в биографическом фильме для HBO

13 декабря 2013

Главное сегодня

«Оскар-2019»: Номинанты

Сегодня

Блог команды: Мы снова показываем «Оскар»! Теперь и на английском языке

Сегодня

Бокс-офис России: Танк под стеклом

Сегодня

10 Years Challenge в кино: Как годы изменили любимых героев

Сегодня

Вигго Мортенсен: «„Зеленая книга“ делает людей счастливыми»

Сегодня

У Фонда кино появится новый критерий для отбора проектов

Сегодня

Кристиан Бэйл намерен прекратить радикально менять вес ради роли

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт