всё о любом фильме:
Новости

VOICES-2013: Сицилийский Терминатор и русский Стэйтем

Палестинский актер Сале Бакри, сыгравший главную роль в итальянском нуаре «Сальво», похож одновременно на Арнольда Шварценеггера и Алена Делона. Российский актер Денис Шведов, звезда криминальной драмы «Майор», напоминает Маттиаса Шонартса из «Бычары» и Джейсона Стэйтема. Оба снимались в фильмах, показанных в Канне в программе «Неделя критиков» и вошедших в конкурс VOICES-2013.


«Сальво» — минималистичное упражнение в нуаре от бывших телесценаристов. Итальянцы Фабио Грассадониа и Антонио Пьяцца прибыли в Вологду прямо с кинокампуса из Москвы, где делились основами сценарного мастерства со студентами. Работа на заказ вымотала Фабио и Антонио, поэтому они решили написать собственную историю, отдав дань своим любимым жанрам — вестерну и нуару. Уже в первых же сценах «Сальво» угадывается оммаж «Самураю» Мельвиля, а герой фильма — такой же немногословный убийца-одиночка.

В Палермо стоит удушающая жара под 40 градусов. Плавится воздух, не говоря о кондиционерах. Сальво — аккуратно подстриженный молодой человек (первые несколько минут мы видим только его затылок), который везет своего босса, мелкого сицилийского мафиози. На машину нападают, но Сальво ловко расправляется с конкурентами. Узнав, кто заказал его начальника, Сальво отправляется на дом к гангстеру. Заказчика пока дома нет, но из подвала на всю катушку несется популярная мелодия. Сальво обнаруживает любительницу песни, слепую сестру своей будущей жертвы. Девушку зовут Рита, и она не только останется в живых, но и прозреет, перенеся психотравму. Сальво забирает Риту с собой и прячет на заброшенном заводе. К девушке постепенно возвращается зрение, но ее спаситель пока никак ее не привлекает. Тем временем до босса Сальво доходят слухи, что его подопечный оставил в живых свидетеля убийства.

По словам режиссеров, им хотелось снять историю о том, как люди предпочитают жить слепыми, закрывая глаза на происходящее. «Мы сами родом из Палермо, а там создавалось ощущение, что мы окружены слепыми, причем не в буквальном, а в переносном смысле, — поясняет Антонио. — Жить вслепую гораздо проще. Тогда просто не замечаешь всего, что творится вокруг».

Финансирование «Сальво» частично осуществлялось французами. «Нам повезло, что не вмешались итальянские телекомпании, иначе нам диктовали бы, кого из актеров взять, — говорит Фабио. — А так мы были вольны выбирать». Выбор Сале Бакри на роль гангстера Сальво как нельзя более удачен: актер сочетает в себе внешность героя боевиков с умением передавать нюансы. Начиная бездушным роботом, Сальво постепенно преображается. Привязанность к прозревающей девушке постепенно раскрывает глаза и ему.


Гиперреалистичное изображение в «Сальво» обеспечил оператор и режиссер Даниэле Чипри. КиноПоиск поинтересовался у режиссеров, как тот помогал дебютантам в их работе. «У нас много общего с Даниэле, — говорит Фабио. — Все его фильмы сняты в Палермо, как и наш. Кроме того, он разделяет наше видение итальянского общества. Может, у него даже более радикальное видение, чем у нас. Когда мы передали ему сценарий и попросили поработать с нами, он согласился, потому что ему интересно было попробовать себя в рамках нуара. Нам очень хотелось избежать некоторых клише, связанных с Сицилией, и думаем, что операторская работа Даниэле помогла нам в этом».

Роль слепой Риты получила начинающая актриса Сара Серайокко. Режиссеры выбрали девушку из множества претенденток, подыскивая свежее лицо. Для полной убедительности игры Саре надевали контактные линзы, которые полностью перекрывали ей зрение. Так что актриса играла вслепую большую часть времени.


История сицилийского терминатора взяла главный приз каннской программы «Неделя критики», в рамках которой демонстрировался российский фильм «Майор». По стечению обстоятельств «Сальво» и «Майора» показывали в Вологде практически друг за другом. И надо сказать, что отечественная криминальная драма ничуть не уступает итальянскому нуару.

Режиссер Юрий Быков, сыгравший в своей картине одну из ключевых ролей, был краток, представляя «Майора» вологодской публике: «Фильм тяжелый». КиноПоиск не согласится: фильм смотрится на одном дыхании, а тяжесть возникнет у тех, кто редко ходит в кинотеатры и никогда не видел картин о коррумпированных копах.

Раннее утро в пригороде Рязани. Сонный майор Сергей Соболев отвечает на звонок. Оказывается, жена рожает. Соболев прыгает в машину и на всех парах несется по скользкой зимней дороге в город. Уже через несколько секунд он насмерть сбивает возле автобусной остановки мальчика и, будучи в шоке, запихивает его обезумевшую от горя мать в свою машину. Пока Ирина бьется в истерике, Сергей звонит своим коллегам. Он явно не намерен отбывать срок в тюрьме за убийство. Когда же его коллеги приезжают, Ирине дают выпить, чтобы в крови нашли алкоголь, а показания Соболева подделывают в ее пользу. Круговая порука, как пелось в песне, мажет как копоть. Постепенно вокруг Сергея нарастает целый ком отвратительных событий, кровь льется рекой, но сам он сделает попытку выйти из ситуации с поднятой головой.

Денис Шведов, которого Быков снимал в своем полнометражном дебюте «Жить», как нельзя лучше подходит на роль полицейского, осознавшего степень кошмара случившегося. Западные критики после каннского показа сравнивали актера с бельгийцем Маттиасом Шонартсом, звездой драм «Бычара» и «Ржавчина и кость». Мы же добавим еще и Джейсона Стэйтема. С пистолетом в руках Денис смотрится не менее органично, чем в драматических сценах. Режиссер называет его своим альтер эго и обещает снимать и дальше.

«Мне хотелось поднять проблему настолько, чтобы поставить все вопросы и исчерпывающе на них ответить, — говорит Юрий. — Поэтому я поставил персонажей в максимально жесткие условия». Героям «Майора» и правда приходится решать сложные моральные дилеммы. В частности, персонаж самого Быкова, бывалый оперативник Павел, вынужден выбивать из потерпевшей и ее мужа ложное признание, чтобы помочь другу. Вместе с тем Павел Коршунов готов на все, чтобы защитить своих коллег. В том числе и на преступление. «Никто не хотел играть эту роль, пришлось самому, — говорит Быков. — Ссылались на карму и все такое».

«Почему-то некоторым людям, я бы даже сказал, что большинству, кажется, будто существует внутренняя мораль и какая-то эфемерная и никому не нужная общественная мораль. У меня абсолютно жесткое понимание того, что все разлагается, уничтожается и деградирует, потому что нет понятия гражданского долга. Мы живем в обществе. Если мы договариваемся, что наше общество — это пять человек (генерал там, майор, полковник), то тогда наше общество, как на экране, существует по определенным законам, все всех устраивает. Правда, один человек вывалился из этого общества. Потому что, наверное, все-таки нравственность в природе вещей. Если нет нравственности, все превращаются в животных», — считает Юрий Быков.

Отдельно отметим операторскую работу немногословного Кирилла Клепалова. КиноПоиск поинтересовался, как снимался фильм — на пленку или в цифре. «Да были бы деньги, снимал бы на пленку, — отвечает Кирилл. — Но мы снимали частично на фотоаппарат, а все сцены в помещении — на цифровую камеру. Потом, конечно, пытался всеми силами вытравить цифру из кадра. Вроде получилось». Получилось также создать полный эффект присутствия и документальности, отчего все происходящее воспринимается как реальные события одного дня (действие «Майора» разворачивается на протяжении суток).

Надо сказать, что история, показанная в «Майоре», легко могла бы случиться в маленьком американском городке, на Сицилии или где-нибудь в Манчестере. Круговая порука — проблема международная, поэтому «Майор» будет понятен не только в России, но и за границей. Ряд лестных рецензий после каннского показа является тому свидетельством. Например, The Hollywood Reporter пишет, что «Серпико» на фоне «Майора» покажется зрителю мультиком «Бэмби».


«У нас две проблемы в стране — полиция и ЖКХ», — шутливо говорит Быков и грозится снять свой следующий фильм о сантехнике. Шведов там, конечно, появится, но в небольшой роли: «Вы же его видели! Какой из него сантехник?»


«Майор» выйдет в российский прокат 8 августа.

Победители 4-го международного кинофестиваля VOICES в Вологде станут известны вечером 9 июля.

Читайте также
Интервью Лед под ногами майора: О чем Юрий Быков рассказал в видеоинтервью Юрию Дудю Режиссер стал гостем одного из главных российских интервьюеров. КиноПоиск публикует его высказывания о Звягинцеве, «Брате» и «Побеге из Шоушенка».
Новости Netflix снимет сериал по фильму «Майор» Режиссер драмы «Воин» Гэвин О’Коннор снимет сериал «Семь секунд» из 10 эпизодов, в основу которого ляжет фильм Юрия Быкова «Майор».
Новости Проекту Быкова о борьбе рабочих с олигархом отказали в субсидии Новый проект Юрия Быкова «Завод» не прошел второй этап конкурса на получение государственной поддержки. Режиссер рассказал КиноПоиску, почему экспертному совету Минкультуры не понравился сценарий ленты.
Комментарии (17)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...