Новости

«Кинотавр 2013»: Конец света, комикс-нуар и путешествие по трубе

2 июня начал работу фестиваль «Кинотавр» — пожалуй, главный смотр нового российского кино. Первыми конкурсными фильмами, которые увидели журналисты и члены жюри, стали совершенно противоположные картины — оптимистичная и наивная трагикомедия «Отдать концы» и документальное полотно Виталия Манского с говорящим названием «Труба».

В первый день «Кинотавра» традиционно нет показов, кроме фильма открытия. В этом году честь открывать фестиваль выпала фильму Станислава Говорухина Weekend — перенесенному в условную современную реальность ремейку «Лифта на эшафот» Луи Маля. Черно-белый детектив режиссер явно хотел сделать стильным нуаром, но получился, скорее, комикс, гротескный и смешной в финале, хотя в намерения Говорухина это, возможно, и не входило.

3 июня, в понедельник, зрителям предстояло увидеть два конкурсных фильма — «Отдать концы» Таисии Игуменцевой, который многие журналисты видели еще в Канне, где картина была представлена в секции спецпоказов, и единственную в программе документальную ленту «Труба» Виталия Манского. Сложно представить себе более разных соседей: наивная, даже чересчур наивная трагикомедия резко контрастирует с двухчасовым путешествием вдоль газового трубопровода, представляющим собой безрадостную картину жизни в современной России.

Герои Игуменцевой живут в придуманном мире. Вряд ли в какой-либо деревне на свете живут столь красивые и фактурные персонажи, каждый со своей сумасшедшинкой и бурей эмоций в преддверии конца света. Реальные люди, жизнь которых Манский документирует в «Трубе» — оленеводы на Крайнем Севере, крановщица на сталелитейном заводе, новобрачные в Екатеринбурге, сельский ветеринар, жители маленьких городков, забытые всеми ветераны, цыгане в Румынии, — воспринимают ежедневные концы света со смирением и отрешенностью.

«Труба» открывается титром: «Доходы от нефтегазовой отрасли составляют 50 % доходов бюджета России. В. Путин». Дальше следует кадр с крестами на кладбище (те же кресты мы увидим в финальных титрах), и начинается путь вдоль трубопровода Уренгой — Помары — Ужгород, построенного в 1983 году и доставляющего газ из России в Западную Европу. Газ идет по трубе, газовики спонсируют гонки на оленях, «сохраняя культурное наследие Севера», но на подледной рыбалке ханты вылавливают лишь дохлую рыбу. Газ идет по трубе, но в мелких поселках бабушке остается вспоминать о том, как в колхозе она водила трактор, и надеяться на Бога.

Бог приезжает в забытый им же поселок — в виде храма-вагона РПЦ с бородатым батюшкой-миссионером. Батюшка стучится в деревенский дом: «У вас вроде младенец недавно родился. Крестить будете, а то мы уедем скоро?» «Не знаю, муж на работе, да и мы некрещеные тут все», — выдворяет его молодая мать. Другое отдаленное поселение поздравляет женщин с 8 марта в местном ДК. Праздничный концерт служит музыкальным фоном для мужиков, выкапывающих в мерзлой земле могилу, и для рабочих котельной (топят здесь, несмотря на близость трубы, по-прежнему углем и дровами). Местный глава обещает провести газ, но ему, кажется, уже давно никто не верит. На Украине газовый баллон привозят к Вечному огню, а зажигают его только 9 мая. Очевидно, из экономии. Фильм Манского идет с Востока на Запад, от покосившихся крестов на российском Севере к помпезным крематориям в Европе.

Фильму Манского аплодировали за сеанс неоднократно. Документалист ловко помечает комичность многих ситуаций, но более радостной от этого картина не становится. Привязанная к трубе, застрявшая где-то между ностальгией по СССР и никому непонятной суверенной демократией от Путина. Путин, кстати, даже появляется в кадре. Его фото украшает календарь с надписью «Тебе в этой стране жить», висящий на стене в комнате одного из героев. Стоит отметить отличную операторскую работу, благодаря которой фильм смотрится как европейское независимое кино. За нее отвечала недавняя выпускница ВГИКа Александра Иванова.

«Все, включая фестиваль „Кинотавр“, происходит потому, что в России есть газ. Поэтому у нас в фильме нет ни одного упоминания „Газпрома“. Мы не эксплуатируем эту тему, потому что мы живем в этой теме, это очевидно, это ось координат», — пояснил на пресс-конференции режиссер Виталий Манский. — Мы дали себе зарок: в картине нет ни одного разрушенного дома, деревни, храма. А их по России сотни, тысячи. Мы не сняли ни одного лежащего где-нибудь на дороге в луже человека. Мы сняли людей, комфортно живущих в своей среде. Их отношение к жизни: „Нам ничего не надо, только электричество на два часа в день, мы картошку сами посадим, не трогайте нас“».

Тем не менее «Газпром» принял своеобразное участие в съемках. Компания любезно помогла кинематографистам получить визу на территорию газовых месторождений, а также разрешила снимать на газокомпрессорной станции под Ноябрьском. Правда, фильм представители «Газпрома», естественно, еще не видели. Журналисты не обошли вниманием кадр с календарем и риторическим вопросом. «У меня есть пара планов в картине, которые я бы сегодня изъял. Этот календарь — он очень буквален, он, по сути дела, отвечает на вопрос, на который хотелось бы, чтобы каждый из нас ответил себе без педалирования. Но он все-таки остался в фильме по той простой причине, что он реально висел в этой комнате, нам нужно было чем-то перебиться, а выходить за пределы комнаты не хотелось», — пояснил Манский.

Завершился понедельник «Кинотавра» за полночь. И не вечеринкой, а мастер-классом от председателя жюри Александра Митты. Неутомимый педагог, Александр Наумович уже в который раз рассказывал кинематографистам и всем интересующимся о главных элементах сценария, драматической структуре фильма, скелете, на котором держится любое повествование. Несмотря на поздний час, послушать собрались и молодые режиссеры, участвующие в коротком метре, и актеры, и журналисты. Последним в зал тихо прокрался Дмитрий Дюжев.

Кинофестиваль «Кинотавр» проходит с 2 по 9 июня в Сочи. «Отдать концы» появится на российских экранах в августе, широкий прокат «Трубы» не планируется, однако фильм покажут на нескольких фестивалях.

Партнерами фестиваля выступают Kia, Perrier и S7.

Читайте также
Новости Она вам не «Орел»: Как прошла церемония вручения «Ники» Призы не стали сенсацией и почти повторили расклад «Золотого орла». Зато речи призеров не обошлись без упоминаний Сенцова и Навального.
Новости Лунгин, Манский и Хлебников вступились за «Матильду» Фильм Алексея Учителя «Матильда» давно критикуют РПЦ и депутат Наталья Поклонская.
Статьи Бабушкин секрет и вирус «Стакснет»: 12 лучших докфильмов года Аутисты, победившие недуг с помощью шахмат и лент Диснея, туристы из Освенцима и другие герои самых интересных документальных фильмов 2016-го.
Комментарии (14)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...