• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Новости

Режиссер-атеист экранизировал «Монахиню» Дидро

Чтобы добиться аплодисментов у сдержанной публики Берлинале, нужно снять хорошее кино. Гийом Никлу, режиссер ряда мейнстрим-триллеров, осуществил давнюю мечту — экранизировал книгу Дени Дидро «Монахиня». И сорвал аплодисменты зала после воскресного пресс-показа.

Франция, 60-е годы XVIII столетия. Молодой человек возвращается домой к серьезно больному отцу. Перед тем как отправиться ко сну, он замечает на столе рукопись «Мемуары Сюзанны Симонен». «Отец мой был адвокатом. Он женился на моей матери, будучи уже немолодым, и имел от нее трех дочерей», — повествуют первые строки.

Сюзанна (Полин Этьен), красивая и музыкально одаренная барышня, имела неосторожность признаться матери в своей любви к Богу. Чтобы сократить расходы и успешно выдать двух дочерей замуж, супруги Симонен отправляют Сюзанну в монастырь. Поначалу девушка думает, что проведет в нем всего год, но семейный священник, приехавший к ней, сообщает неприятную весть: согласно решению родителей она должна принять постриг и стать монахиней. Сюзанна не имеет ни малейшего желания оставаться в монастыре. Кроме того, она результат измены матери, влюбившейся уже в замужестве в красавца мужчину.

Мать умоляет Сюзанну искупить ее грехи и остаться в монастыре. Девушка с тяжелым сердцем соглашается. Ее жизнь среди монахинь превращается в ад, когда на смену сердобольной пожилой наставнице приходит садистка сестра Кристина (Луиз Бургуан). Сюзанна пытается найти способ покинуть монастырь и хочет отказаться от своих клятв. Испытав множество унижений, девушка оказывается в новом монастыре. Несмотря на удобную келью и доброжелательных монахинь, жизнь в нем тоже непроста: Сюзанна становится фавориткой настоятельницы, сестры Терезы (Изабель Юппер), проявляющей к новенькой совсем не сестринские чувства.

Для режиссера Гийома Никлу «Монахиня» стала делом жизни. «Я вынашивал этот проект со своей юности», — признался постановщик, собиравшийся по молодости отправиться в духовную семинарию. Но в 13 лет Гийом открыл для себя секс и музыку, и увлечение религией отошло на третий план. «Открыв для себя панк и анархию, я начал читать все, что на глаза попадется, в том числе „Монахиню“. Книга произвела глубокое впечатление, я запомнил ее на всю жизнь».


Только три года назад Никлу смог приступить к адаптации романа Дидро. Режиссер, ставший к этому времени атеистом, решил не фокусироваться на антиклерикальном посыле книги и снять оду свободе. «Дидро не выступал против религии, он выступал против религиозного фанатизма. Глубоко в душе Сюзанна не отрицает свою веру в Бога, она лишь борется за то, чтобы выражать ее так, как считает правильным для себя».

Таким образом, «Монахиня» претерпела кое-какие изменения и стала ближе к современному миру. «Моя семнадцатилетняя дочь в прошлом году открыла для себя эту книгу и заявила, что она до сих пор важна. Некоторые религии по-прежнему относятся к женщинам очень жестоко, — сказал режиссер на пресс-конференции. — Мы до сих пор живем в патриархальном обществе, где женщинам отказывают в правах выражения свободы мысли по религиозным или культурным мотивам».

Во время съемок «Монахини» режиссер не репетировал сцены со своими актрисами, полагаясь на их интуитивное восприятие сценария.

Из романа Дидро читатель так и не узнает, что случилось с Сюзанной. Авторы экранизации 1966 года предложили довольно мрачную версию, тогда как у Гийома Никлу совсем другой взгляд на историю свободолюбивой мадемуазель Симонен. «В 1960-х связь государства и церкви была еще слишком сильна, чтобы показывать другой финал», — считает режиссер.

Настоящим открытием фильма стала исполнительница роли Сюзанны, бельгийская актриса Полин Этьен, которую Никлу увидел в фильме Хоакима Лафосса «Частные уроки». «Я вызвал ее на прослушивание, и, когда Полин вошла в комнату, я почувствовал целый спектр эмоций, подходящих под слово „благословение“. В ней есть как внутренняя сила, так и необыкновенное спокойствие».

Этьен четыре месяца потратила на обучение пению, поскольку у ее героини прекрасный голос. Все композиции, что в кадре исполняет Полин, записаны непосредственно на площадке. «Я пыталась понять, как вели себя монахини, даже попробовала пожить в монастыре, но меня хватило только на 48 часов». Как и режиссер фильма, Этьен не верит в Бога, но это не помешало ей понять свою героиню.

Луиз Бургуан и Изабель Юппер

Луиз Бургуан и Изабель Юппер

Изабель Юппер впервые за свою карьеру играет монахиню. «В театре играла, но не в кино, — признается актриса. — Роман Дидро я не читала, но, когда взялась за него, он показался мне во многом очень забавным». Возможно, этот факт несколько повлиял на игру Юппер: ее сестра Тереза смотрится немного карикатурно, но это никак не мешает общему тону картины.

Отдельно стоит отметить визуальное решение фильма. Гийом Никлу рассказывает, что в качестве точки опоры брал снимки Сергея Прокудина-Горского, пионера цветной фотографии в России. «Прокудин разработал метод съемки, одновременно делавший фотографию насыщенной и блеклой, — поясняет режиссер. — И мы с оператором Ивом Капом старались показывать монастырь не пыльным и мрачным, как это принято в кино, а сосредоточиться на игре света и теней, придать картинке теплоту».

Следить за событиями Берлинале можно в прямом эфире с помощью аккаунтов КиноПоиска в Twitter и Instagram.

Фильм Никлу многие критики сравнивают с лауреатом прошлогоднего Каннского фестиваля «За холмами» Кристиана Мунджиу. Как и в картине румынского режиссера, монастырская жизнь в драме Никлу не является чем-то чудовищным. Просто она не подходит Сюзанне, стремящейся к свободе.

«Монахиня» куплена для российского проката, но точная дата релиза пока не оглашается.


Читайте также
Новости VOICES-2013: Много европейского кино и «Монахиня» в Кремле Фестиваль молодого европейского кино VOICES в Вологде берет курс на максимально разнообразную программу. Помимо традиционного конкурса дебютов, зрителей ждут фильмы британских и ирландских режиссеров, картина с каннской победительницей Адель Экзаркопулос, представленная в Берлине «Монахиня» Гийома Никлу, множество мастер-классов от именитых режиссеров и даже пикник.
Новости Берлинский фестиваль отдал главный приз румынскому фильму Завершил свою работу 63-й Берлинский кинофестиваль. Первый крупный европейский киносмотр года не отличился никакими скандалами, но привлек к себе усиленное внимание прессы из-за огромного количества звезд, приехавших в Берлин. Однако среди призеров звездам места не нашлось. «Золотого медведя» взяла румынская драма «Поза ребенка».
Новости В Берлине высадилась трехмерная доисторическая семейка Под занавес 63-го Берлинского кинофестиваля в рамках внеконкурсной программы состоялась премьера анимационной ленты студии DreamWorks «Семейка Крудс», к сценарию которой приложил руку легендарный Джон Клиз. Представлять картину приехали режиссеры Крис Сандерс и Кирк де Микко, а также озвучившие главных героев Эмма Стоун и Николас Кейдж.
Комментарии (36)

Новый комментарий...

  • 5

    Alex Croft 11 февраля 2013, 12:26 пожаловаться

    #

    Раннее творчество Гийом Никлу абсолютно не впечатлило. Не уж то он наконец то снял сильный фильм ? Однозначно заинтригован.

    ответить

  • 3

    debora-23 11 февраля 2013, 12:45 пожаловаться

    #

    Книга произвела глубокое впечатление, я запомнил ее на всю жизнь». Полностью согласна!!! Произведение сильное!!!

    ответить

  • 4

    orange18 11 февраля 2013, 12:52 пожаловаться вопрос КП

    #

    КП, «Угадай фильм-победителя Берлинского кинофестиваля» будет?

    ответить

  • Еще в университете читала «Монахиню», и роман очень понравился. Обязательно посмотрю эту экранизацию.

    ответить

  • 2

    roachkiller 11 февраля 2013, 13:32 пожаловаться

    #

    Вспомнил студенческие годы. На экзамене выпал билет о творчесте Дидро, к счастью за день до этого успел прочитать «Монахиню»)))
    Посмотрю с огромным удовольствием)

    ответить

  • 2

    Капрал Зубоскал 11 февраля 2013, 14:31 пожаловаться

    #

    Ну что… опять монахини в макияже? Не, я конечно понимаю условность кино, но чрезмерно выщипанные бровки, накрашенные реснички и губки монахинь напрочь убивают атмосферу. Не спорю, сложно подобрать актрису, чтоб и без макияжа смотрелась классно. Но, примеры в кинематографе имеются…

    ответить

  • Нет никакого макияжа на актрисах.

    ответить

  • 1

    Капрал Зубоскал 11 февраля 2013, 17:12 пожаловаться

    #

    На фото с прессконференции может и нет, чего не скажешь о кадрах из фильма.

    ответить

  • Кадры из фильма сильно подкорректированы пресс-службой.

    ответить

  • 12

    Harry Angel 11 февраля 2013, 15:07 пожаловаться

    #

    В своем романе Дидро нападает на церковь. Его инвективы лишены вдохновения, будучи энциклопедистом он пишет сухо и безжизненно и чтобы произвести эффект на читателя вынужден прибегнуть к не самому почтенному приему — ввести в повествование лесбиянку, которая домогается главной героини.

    ответить

  • Mrs Cartman 11 февраля 2013, 15:57 пожаловаться

    #

    прекрасный материал, спасибо огромное

    ответить

  • 6

    Nestid 11 февраля 2013, 16:59 пожаловаться

    #

    Мы до сих пор живем в патриархальном обществе, где женщинам отказывают в правах выражения свободы мысли по религиозным или культурным мотивам

    Это интересно про какую там страну он говорит? А мне кажется, сегодня уже чуть что-то антифеминистическое женщине говоришь, сразу пол руки выгрызает. В погоне за равноправием и феминистическими идеалами многие женщины уже настолько потеряли себя, что сегодня едва ли можно найти нормальную более и менее понастоящему женственную девушку. Уверенная и независимая работащуя женщина, проводящая дома с детьми только 20% своего времени, уже давно считается идеалом. Участь домохозяйки и просто Матери уже давно считается участью хуже смерти. Так что я и вправду не вижу, где там женщин сегодня угнетают и зажимают. Ей Богу, людям просто нравится постоянно агитировать за свободу. Одна и та же пластинка из десятилетия в десятилетие, не замечая, что свободы уде давно в избытке.

    ответить

  • 5

    StarZnak 11 февраля 2013, 19:14 пожаловаться

    #

    Не знаю, может по новостям именно таких и показывают, но вокруг всё так же наблюдаются девушки, желающие воспитывать детей и посвятить им всё своё время, возложив финансовые вопросы на мужа. Мужчины, кстати, такого же мнения. И таких я вижу большинство. Всех радикальных феминисток встречал исключительно в интернете и телевизоре. Ровно как и остальных любителей громко защитить свои «свободы».

    ответить

  • 1

    Nestid 11 февраля 2013, 20:33 пожаловаться

    #

    Ну… зависит от окружения. Но признайтесь — даже сейчас если женщина говорит, что она домохозяйка, на нее уже тыкают пальцем. Все мои знакомые трепещут в один голос: а о чем можно говорить с домохозяйкой то? Хотя на мой взгляд уровень духовного и интелектуального развития не зависит от того работаешь ли ты шаблонно в офисе или дома с детьми (Имхо). По крайней мере домохозяйка уже давно не считается «нормальной», уважительной профессией, хотя мне кажется что домохозяйки заслуживают гораздо больше уважения чем те, кто работает ради своего удовольствия и «самореализации». Опять Имхо.
    Приятно слышать, что женщины, что вы описываете, все еще существуют. В моем окружении их, к сожалению, не наблюдается. Конечно, не все женщины сегодня радикальные феминистки, вы правы. Однако, быть Матерью и женой сегодня уже почему-то считается слабостью. И это грустно.

    ответить

  • 2

    StarZnak 11 февраля 2013, 21:52 пожаловаться

    #

    Ну да, видимо, разное окружение. И согласен — грустно. Я бы даже не задумался о жизни с девушкой, которая качает права таким образом) А люди, говорящие «о чём можно говорить с домохозяйкой» — идиоты.

    ответить

  • 1

    staplesnout 12 февраля 2013, 00:28 пожаловаться

    #

    Никто никому ничего не должен. Пусть каждый реализует себя как хочет, главное не брыкаться в сторону тех, у кого другие приоритеты. Где Вы находите таких знакомых, которые кого-то осуждают?

    ответить

  • 2

    Nestid 12 февраля 2013, 00:41 пожаловаться

    #

    Дело не в осуждениях. Дело во мнении большинства, что и устанавливают нормы с которыми равняются.
    Понятно что никто никому не должен. Но по крайней мере профессия «домохозяйка» уже звучит не солидно. Молодые девушки этого слова боятся… Это зависит от города в которм живешь, конечно. Но в моем окружении слово «домохозяйка» девушки воспринимают как самое ярую форму несправедливости, почти даже как унижение. Так уж получилось, в Европе (где я живу), практически уже не осталось людей с более и менее старомодным видением семьи. На Западе независимость женщин поощряется, а обыкновенная женственность воспринимается как слабость. Вот это я нахожу грустным.

    ответить

  • 3

    staplesnout 12 февраля 2013, 00:50 пожаловаться

    #

    Я тоже в Европе. Наверное, в другой :) Знаком со всем спектром женщин от лютеранских священников до многодетных домохозяек. Но не сталкивался с тем, чтобы кто-то кого-то осуждал. Многие не хотят становиться домохозяйками не потому, что непрестижно, а просто потому, что в мире много других более интересных занятий, отказ от которых действительно был бы несправедливым :)

    ответить

  • Nestid 12 февраля 2013, 15:05 пожаловаться

    #

    Видимо действительно в другой.)
    В моем спектре знакомых количество многодетных домохозяек равно нулю. Количство женщин считающих этот вид деятельности нормальным тоже равен нулю.

    Многие не хотят становиться домохозяйками не потому, что непрестижно, а просто потому, что в мире много других более интересных занятий

    Я не говорил, что женщина должна сидеть дома и варить борщ целыми днями :D. Но когда женщина пропускает, скажем, первый день школы ребенка потому что у нее совещание, я считаю это неправильным.

    Дети, семья уже подразумевает отказ от чего-то, если вы не знали. И немного жаль, что девушки, на словах говорившие что они хорошие матери и любящие жены, на практике же между семьей и «чем-то более интересным», как вы выразились, выбирают в большинстве случаев именно второе.

    Идеальное совмещение работы и семьи бывают только в сказках. в большинстве случаев женщина работает именно из личных амбициий, а не чтоб поддрежать семью материально. Расстроенные детские лица, что Мама опять не пришла, или выговор босса? Второе для современных женщин намного срашнее! Погоня за этой «вшивой» по большому счету никому не нужной кроме них самих самореализации я считают проявлением эгоизма. Лишение детей хорошего детства ради чего-то? Собственного мнимого удовлетворения от собственной значимости? Вот это я действительно называл бы несправедливостью.

    ответить

  • 1

    svet79 12 февраля 2013, 14:43 пожаловаться

    #

    да мы бы с удовольствием были Матерями и домохозяйками.. если бы не мужчины!действие вызывает противодействие!

    ответить

  • Nestid 12 февраля 2013, 15:02 пожаловаться

    #

    М… а чем мужчины вам не угодили то?

    ответить

  • 2

    svet79 12 февраля 2013, 15:09 пожаловаться

    #

    лично я ничего не имею против мужчин)))но!то как некоторые мужчины себя ведут и вызывает желание стать феминистками и т. д

    ответить

  • 1

    Nestid 12 февраля 2013, 15:32 пожаловаться

    #

    Ну… справедливо :D

    ответить

  • 1

    svet79 12 февраля 2013, 15:38 пожаловаться

    #

    Вы меня приятно порадовали своим ответом!ожидала шаблонной отмазки)

    ответить

  • 5

    DeathFrez 11 февраля 2013, 18:08 пожаловаться

    #

    читал книгу давно, но до сих пор помню какая она нудная, в принципе идею можно было бы уместить на паре десятков страниц, Дидро же описал всё с тираническим наслаждением. Фильм скорее всего не буду смотреть, он в первую очередь для тех, кто до сих пор не понимает что такое религия.

    ответить

  • 2

    Дикий Пушистик 11 февраля 2013, 18:49 пожаловаться

    #

    Я уважаю атеистов, но очень не уважаю воинствующих антитеистов, сиречь воинствующих безбожников.
    Свобода не есть синоним вседозволенности. А что до актуальности… Это про западный мир с его радикальными феминистками?.. Тьфу!

    ответить

  • 5

    Nestid 11 февраля 2013, 20:36 пожаловаться

    #

    Свобода не есть синоним вседозволенности

    Вот бы все это понимали…

    ответить

  • Алиса Кай 11 февраля 2013, 19:04 пожаловаться

    #

    Экранизация «Монахини»? Ничего себе! Надо посмотреть.

    ответить

  • Иви Вальмонт 11 февраля 2013, 22:26 пожаловаться

    #

    Тема благодатная, хотя бы потому что вызывает споры. Религиозная тема всегда вселяла в меня какую-то тревогу, если даже не боязнь. Так что смотреть буду. Роман Дидро к своему стыду не читала, но, возможно, фильм меня смотивирует или наоборот отобьет всякую охоту. А еще там будет Луиз Бургуан в роли (страшно подумать) монахини-садистки! Как после этого можно добровольно отказаться от просмотра?

    ответить

  • А-теист 12 февраля 2013, 11:32 пожаловаться

    #

    Можно подумать исходя из названия заметки, что атеист — режиссер это нонсенс в мировом кино. Атеистов в режиссуре как минимум 30% Есть и супер знаменитости!

    К примеру Джеймс Кемерон

    ответить

  • 1

    А-теист 12 февраля 2013, 11:39 пожаловаться

    #

    Кстати, советский кинематограф уже в 1981 снял нечто подобное — Житие святых сестер режиссера Сильвии Сергейчиковой

    ответить

  • «Преданными — могут быть единицы, предателями — могут быть миллионы».

    ответить

 
Добавить комментарий...