Экзаменов по истории кино в российских школах не будет

17 января 2013Обсудить0

Целью проведения подобного курса, как следует из ответов министров на вопросы журналистов, является не столько возбуждение интереса к кино и рассказ о его истории, сколько интеграция старшего и младшего поколений, создание общей культурной основы при помощи кинематографа. «Увеличивается разрыв в культурных основах старшего поколения с одной стороны и молодежи с другой стороны. Культурные образцы, на которых они [дети и подростки] взрослеют, зачастую неизвестны их учителям, родителям», — объяснил Ливанов. Он также упомянул тот факт, что из-за увеличения миграционных потоков ученики в классах нередко «принадлежат к разным культурам». И им тоже нужна своего рода общая основа.

Именно от идеи соединения поколений отталкивались и при составлении списка. Список из 100 отечественных кинокартин, рекомендованных Минкультуры к показу в школах, создавался следующим образом: сначала на сайте министерства и на сайтах некоторых СМИ всем желающим предлагалось назвать три отечественных фильма, которые они считают важными для просмотра школьниками, после чего верхнюю часть составленного рейтинга — около 300 фильмов — отдали экспертам из киновузов, Союза кинематографистов и Госфильмофонда. Они уже отобрали из трехсот лент сотню. По словам Мединского, в общественном голосовании приняло участие 40 000 человек.

У многих список «100 отечественных фильмов» вызвал вопросы. Почему в нем есть, например, достаточно тяжелый для восприятия, тем более детского, «Иди и смотри» Элема Климова? Почему нет фильмов последних лет?

«Мы предложили следующую концепцию: в программе должны быть фильмы, которые определили историю, предопределили историю или которые осмыслили историю. Мы не преследовали никаких идеологических целей, и не все фильмы, которые были представлены Союзом кинематографистов, были поддержаны рейтинговым голосованием на сайтах», — разъяснил журналистам принципы экспертной оценки Сергей Лазарук, первый заместитель председателя Союза кинематографистов.

«Этот список не надо рассматривать как историю отечественного кино — что-то вошло, что-то не вошло. Здесь есть две задачи. Одна из них — интеграция поколений, чрезвычайно важная вещь. У нас очень мало осталось территорий, где родители и дети могут быть вместе, не у всех есть мотивация о чем-то говорить и поразмышлять. И не только о дне сегодняшнем, но и о дне вчерашнем, и о дне завтрашнем. Вторая часть — и она для меня более основная — это помощь учителям», — добавил актер и режиссер Владимир Грамматиков, также участвовавший в составлении списка. Под помощью педагогам режиссер подразумевает участие кинофильмов в иллюстрации тех или иных школьных тем, которое позволит оторвать детей от компьютеров и игр и привлечь их внимание к «пожилой тетечке, которая что-то им рассказывает».

Министерство образования пообещало разработать методические рекомендации уже к началу следующего учебного года.

Что касается реального воплощения идеи подобного факультатива, министр образования смотрит на вещи трезво и понимает, что необязательный предмет, по которому не нужно сдавать экзамен, может оказаться не самым популярным среди учеников. «Чтобы он был посещаемым, мы должны сделать его интересным», — сказал Ливанов и предположил, что вести предмет и рассказывать о кино должны те преподаватели, которым это интересно. «Мы, конечно, уделим внимание подготовке учителей, тех, кому будет интересно участие в этом проекте. Важно организовать специальные курсы для педагогов. Возможно, во ВГИКе, возможно, и в региональных вузах, связанных с культурой. Важно выявить ту часть преподавательского сообщества, которая действительно заинтересована. Это необязательно преподаватели истории или литературы», — пояснил Ливанов.

Министерство образования будет работать со списком 100 фильмов до начала следующего учебного года. Эксперты, среди которых психологи и педагоги, определят, в какой именно момент школьной программы стоит показывать тот или иной фильм, и выработают при помощи коллег из киносообщества методические рекомендации по внедрению курса и проведению уроков. По мнению Мединского, этот курс дети смогут посещать с юного возраста и вплоть до 11-го класса — настолько широк выбор кинолент в списке. Возрастные ограничения, применяемые к тому или иному фильму, будут также отдельно обсуждаться в министерстве образования.

Список, представленный министерством культуры, является окончательным, но министерство образования, возможно, примет относительно каких-то картин собственное решение. Помимо выработки методики, министерству образования предстоит решить множество технических задач: обеспечить школы соответствующей техникой, предоставить им доступ к качественным копиям, уладить все вопросы с авторскими правами. Ливанов признался журналистам, что понимает, что не во всех школах курс удастся реализовать в полном объеме.

Смотрите также

Трейлер фильма «Юморист»: Шути, пока можно

Сегодня

Семья Маргариты Тереховой объявила о сборе средств на лечение актрисы

14 января

В Париже пройдет показ 700-часовой картины «Дау»

11 января

Готовим, пьем, играем: Что смотреть дома в праздники

29 декабря 2018

Главное сегодня

Марго Робби и Сирша Ронан — о себе и королевах

Сегодня

Премьеры недели: «Стекло», Баския и две королевы

Сегодня

Супергеройский костюм Шазама обошелся студии в 1 млн долларов

Сегодня

Трейлер фильма «Юморист»: Шути, пока можно

Сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Вчера

Netflix выпустит триллер с Томом Холландом и Крисом Эвансом

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

15 января
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт