У Фонда кино теперь новые принципы финансирования картин. Согласно новому механизму примерно половина выделенных этой организации средств останется в режиме дотаций, а вторая половина будет разбита на несколько категорий: трехгодичные займы кинематографистам, дотирования ставок банковского кредита и премии за успешный прокат фильмов.
Такое решение было принято на совещании, посвященном оптимизации государственной поддержки отечественной кинематографии и проведенном под руководством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Владислава Суркова. Исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков заявил в интервью РИА «Новости», что новые принципы будут способствовать повышению конкуренции на рынке.
«Фонд начинался с того, что был кризис, и компании могли оказаться вообще за бортом. Ни о какой экономике, когда фонд создавался, особо речи не шло. Там была минимальная возвратность, потому что компании надо было спасти», — сообщил он.
Теперь дотационная часть фонда будет контролироваться министерством культуры. Деньги на производство своих картин смогут выделять одновременно обе эти организации.
Фонд кино теперь становится экономическим агентом министерства культуры. Если раньше он выделял деньги на любые проекты, то теперь в его ведении только коммерческое кино, никакого артхауса. Кроме того, теперь министерство строго контролирует распределение финансов фонда.
Конкретные механизмы сотрудничества Фонда кино и министерства культуры специальная рабочая группа планирует разработать и представить к 3 декабря. Пока никаких определенных изменений официально объявлено не было.
Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии был создан в 2009 году. Тогда предполагалось, что эта организация будет вкладывать деньги только в коммерчески успешные проекты, получая при этом процент от кассовых сборов. В этом состояло ее главное отличие от министерства культуры. Однако в итоге фонд фактически стал главным распределителем бюджетных средств на поддержку отечественной кинематографии. Так, в 2012 году он распределял сумму в 3,8 миллиарда рублей, в то время как в распоряжении Минкультуры осталось чуть больше миллиарда.
В марте 2012 года попечительский совет Фонда кино принял решение о необходимости доведения доли лидеров отечественного кинопроизводства в кассовых сборах российского проката до 13 %. Позже, в сентябре, на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии было дано поручение проанализировать итоги 2012 года и, если указанный целевой показатель не будет достигнут, разработать комплекс мер по оптимизации государственной поддержки кино.
Это крайне печально. Хотите уйти в экономику - так расформируйте Фонд и сделайте очередной Каро премьер или типа того. Не называйте это блин 'Фондом поддержки Кино'. Хотите зарабатывать на кино, зарабатывайте. Но такие Фонды в первую очередь должны поддерживать талантливые безненежные фильмы, не способные получить прибыль - как правило, такое кино бывает намного полезнее для вселенной и истории отечественного кинематографа, чем чисто коммерческое. Что буду помнить наши дети? Фильмы-кальки голливудского кино, к которому так стремяться наши 'дельцы'? Несерьёзно.