Венеция-2012: Детство и отрочество Джокера

8 сентября 2012Обсудить0

Жан-Пьеру Амери было 10 лет, когда он увидел по телевизору трехсерийную экранизацию романа Гюго «Человек, который смеется» режиссера Жана Кершброна. История страдающего мальчика с вечной улыбкой на лице навсегда осталась в его памяти. После успеха «Анонимных романтиков» режиссер решил осуществить свою мечту и снять собственную версию трагической истории.

В 1928 году вышла первая киноверсия романа — голливудский фильм с Конрадом Фейдтом в роли Гуинплена и хеппи-эндом вместо трагической развязки. Именно образ, созданный Фейдтом, повлиял на изображение Джокера в истории о Бэтмене.

У Гюго действие происходит в Англии XVII века, но Амери решил не привязываться к конкретному месту и времени. Фильм открывается драматичной ночной сценой: от пристани отъезжает корабль, оставляя на берегу мальчика, умоляющего не покидать его. В одиночестве ребенок ищет убежище, крышу над головой. По пути он находит женщину, к груди которой приникла девочка. Гуинплен понимает, что женщина замерзла насмерть, а девочка еще жива, и забирает последнюю с собой. Он находит приют у Урсуса (Жерар Депардье), продавца трав, живущего в бедной кибитке. Девочка оказывается слепой, Урсус нарекает ее Деей.

Гуинплен никогда не видел себя в зеркало и не знает, как выглядит его лицо. Его прежние опекуны жестоко обезобразили мальчика, вырезав на его лице клоунскую улыбку. Шрам делает его предметом для насмешек деревенских мальчишек, но постепенно Урсус и Гуинплен понимают, что уродство смешит и привлекает публику, которая готова заплатить, чтобы услышать интересную историю о мальчике с дьявольской гримасой. Урсус, Гуинплен и Дея начинают давать представления и зарабатывать ими на жизнь.

Дея (Криста Тере) и Гуинплен (Марк-Андре Гронден) взрослеют, их отношения трансформируются. Они испытывают уже не только родственные чувства. Приезд в столицу, где они собираются дать представление, меняет их жизнь кардинально. К Гуинплену приходит успех, а вместе с ним и внимание влиятельной герцогини. Когда обнаруживается, что он на самом деле происходит из аристократической семьи, привычный мир рушится. Высший свет оказывается гораздо более жестоким, чем мир ярмарочных актеров и простой публики.

Роман «Человек, который смеется» был написан Гюго в 1866—1869 годах и в свое время был очень прохладно принят.

Амери не стал дотошно воспроизводить все сюжетные линии романа Гюго, сфокусировав внимание на Гуинплене и его чувствах. Марк-Андре Гроден, практически постоянно находящийся в кадре, очень тонко передает смущение юноши, впервые столкнувшегося со славой, жестокостью и любовью. Гуинплен — идеалист, чье уродство никак не обозлило его на мир. Он вырос благородным человеком с красивой и страдающей душой, которая скрывается за бесконечной улыбкой.

По словам Амери, Гуинплен во многом похож на любого подростка, в том числе и на него самого: «Гуинплен думает, что он уродлив. Он не может представить себе, что может быть любим и желанен. У него есть как физические, так и социальные комплексы. Я всегда делал фильмы о тех, кто отличается физически. Это то, что меня всегда задевало. Поэтому я хотел сфокусироваться на истории подростка. И современные подростки смогут увидеть в нем и себя тоже».

На грим Гуинплена уходило три часа каждое утро. Специальную маску создавали несколько месяцев.

«Маска создает дистанцию между актерами, — рассказал Жан-Пьер Амери про сложный грим. — Марк-Андре поначалу расстраивался. Он вкладывал столько эмоций в свою игру, а на его лице всегда была эта улыбка. Наконец он понял, что он чувствовал именно то, что и его герой. Гуинплен страдает внутри, но улыбается снаружи».

Амери не скрывает, что вдохновлялся бёртоновскими фильмами и героями. Эдвард Руки-ножницы с его наивной душой был одним из тех, кто повлиял на Гуинплена Амери. «Сонная Лощина» и «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» тоже сыграли свою роль в том, каким мрачным, театральным и насыщенным режиссер сделал мир «Человека, который смеется». Пространство фильма наполнено туманом, огнем, бархатом, зеркалами и отражениями, а также прекрасной музыкой чешского композитора Стефана Мухи.

Симфоническая музыка, звучащая в фильме, была написана под влиянием произведений Лигети, Шостаковича и Малера.

Трагический финал сам режиссер сравнивает с оперой. «Он немного похож на последний акт в великих операх. Все главные героини умирают. В «Травиате» она умирает. В «Богеме» она умирает. Мадам Баттерфляй умирает. Мне действительно хотелось, что было как в опере», — поделился своим видением Амери.

Смотрите также

Жерара Депардье обвинили в изнасиловании

31 августа 2018

Фанни Ардан: «Мне было плевать, что Депардье не похож на Сталина»

31 января 2018

Цитатель КиноПоиска: Жан-Клод Ван Дамм о славе, карате и печеньках

14 декабря 2017

Смотрите, кто ушел: Любимые фильмы известных диктаторов

23 ноября 2017

Главное сегодня

Трейлер «Джона Уика 3»: Время на исходе, мистер Уик

Сегодня

Круз, Кубрик и конспирология: 11 фактов о Николь Кидман

Сегодня

«Однажды… в Голливуде»: Кого мы увидели в трейлере

Сегодня

Премьеры недели: Мэл Гибсон, Хлоя Морец и корги

Сегодня

«Любовь, смерть и роботы»: Антология, которую нельзя пропустить

Вчера

Ева Грин может сняться в российской спортивной драме «Чемпион мира»

Сегодня

Сиквел «Последнего богатыря» получил название

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт