Новости

Венеция-2012: Ностальгия по эпохе бунтарей и художников

Французский режиссер Оливье Ассайас привез в Венецию ностальгическую картину о временах своей юности. В фильме «Что-то в воздухе», который тематически продолжает его же ленту «Холодная вода», несколько подростков пытаются найти себя в хаотичном мире, параллельно влюбляясь и участвуя в протестных движениях.

В оригинале фильм Ассайаса называется Apres Mai, то есть «После мая». Имеется в виду май 1968-го, когда студенческие беспорядки буквально взорвали Францию. Школьники, чья юность пришлась на начало семидесятых, не могли не последовать примеру старших товарищей. Им тоже хотелось участвовать в революции, они бесстрашно выходили на улицы против вооруженных палками, дубинками и слезоточивым газом полицейских. Именно со сцены жестокого разгона демонстрации 9 февраля 1971 года и начинается картина Ассайаса.

Центральных героев в «Что-то в воздухе» даже зовут так же, как в «Холодной воде», Жиль и Кристин.

Кажется, режиссеру было важнее всего передать атмосферу собственного отрочества: самиздат, левые движения, подпольные организации, вечеринки с хиппи, повальное увлечение современным искусством, странные влюбленности. Ассайас наполнил пространство фильма теми мелодиями, которые слушал в школьные годы: Syd Barrett, Dr. Strangely Strange, Incredible String Band, Captain Beefheart, Nick Drake.

«Что-то в воздухе» состоит из кусочков, как лоскутное одеяло. Единой истории как таковой картине не хватает, зритель лишь наблюдает за взрослением героев и событиями, которые этому взрослению так или иначе способствуют. «Молодежь в 2010-е живет в бесформенном настоящем. Они существуют вне Истории», — считает Оливье Ассайас.

Герои его фильма, наоборот, живут сегодняшним днем и помнят о событиях недавнего прошлого, они полны желания изменить историю. Их культура — это контркультура. По словам режиссера, работая с молодыми актерами, он заметил, как сильно изменилось отношение юношей и девушек к миру за последние несколько десятилетий.

«Вопросы, которые раньше были в фокусе, такие как история рабочего движения, различные подходы в структуре левого политического крыла, кажутся им совершенно чужими, — заметил Ассайас. — Кстати, им непонятно также, зачем нужна сама идея культурной политики. Единственные их реальные идеалы — это одежда и музыка».

Читайте также
Новости Оливье Ассайас снимет комедию с Жюльет Бинош Фильм будет называться «Электронная книга».
Новости Режиссер «Персонального покупателя» снимет шпионский триллер Французский постановщик Оливье Ассайас берется за экранизацию книги Фернандо Морайса «Последние солдаты холодной войны».
Новости Оливье Ассайас расписался в любви к Кристен Стюарт Режиссер Оливье Ассайас на кинофестивале в Цюрихе заявил, что считает Кристен Стюарт лучшей актрисой своего поколения.
Комментарии (15)

Новый комментарий...

  • 3

    North Carolina 15 3 сентября 2012, 19:45 пожаловаться

    #

    Господи, как же меня достали эти люди, которые считают, что молодёжные бунты 60-70-х — это и есть «настоящая жизнь»! Грязные, волосатые, обкуренные хотели разрушить мир, но ничего нового и хорошего не создали! И ладно, нравиться им такая жизнь, без семьи, без любви, без собственного выбора — ради бога! Но только потом они все (кто не умер от передоза, выпивки и драк) стали обычными обывателями и зажили той же обывательской жизнью, которую так ненавидели. И это тоже ладно. Но в настоящем они ничего не добились и живут прошлым. И, чтобы не чувствовать себя совсем ненужными — берут и оскорбляют целое поколение. Я лично была знакома с такими людьми. И с их рассуждениями о всеобщем равенстве — они считают, что лишь они правы, абсолютно не считаюсь с чужим мнением. Ничего себе равенство! Отсюда у них и возникает идея, что они могут взять и оскорбить целое поколение. «Ах, у них нет никаких идеалов. Только одежда и музыка». Да, я люблю красиво и хорошо выглядеть, люблю хорошую музыку, хорошие фильмы, хорошие книги. Современные молодые люди не интересуются политикой: интересуются. А ещё современные молодые люди учатся и работают одновременно (это вам не в коммуне хиппи валяться), ездят на стажировку в другие страны, не потому что у них куча денег, а они заслужили это по-настоящему, прекрасно разбираются в современных технологиях (на это нужны очень хорошие мозги, а когда их нет — начинаются вопли о том, как эти технологии нас разобщают), влюбляются по-настоящему, заводят семьи (это уже кому как хочется), делают карьеру, а, когда в семье случается что-нибудь плохое — именно они берут на себя ответственность за свою семью (в отличии от этих левых ребяток, которые отказывались от своих семей).
    Поэтому нельзя вот так взять и махом оскорбить целое поколение. Каждый человек индивидуален. Хотя за всеми этими жалобами, что современная молодёжь ничего не делает и не знает, кроме брендовых шмоток, стоит зависть старого человека, который сам, побуянив в молодости — ничего не создал и ничего настоящего не добился. Даже не понял, что людей надо уважать.
    Те же Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг — они уважают молодёжь, не говорят ни о ком гадости, хотя сами уже не молоды. Именно поэтому их фильмы будут смотреть все и всегда.

    ответить

  • С частью о поколении хиппстеров полностью согласна. Но с частью о том, какая современная молодёжь правильная, развитая и нравственно направленная — в корне нет. Или мы живём на разных планетах???… Да, может быть, современная молодёжь и интересуется политикой, техникой, культурой, модой (что не является признаком развитости), но главного элемента, который позволяет действительно развиваться, нет. Это система нравственных ценностей, составляющая личность любого человека. Любое человеческое развитие без ценностей приводит только к деградации. Вы можете изучить десяток языков и освоить полсотни профессий, но без системы ценностей — это пыль, развеваемая по ветру. Знаете, можно, например, быть очень классным скалолазом, участвовать в соревнованиях, заниматься спортом и распространять порнуху в Интернете (невыдуманная история). Вот вам и ваше высокоразвитое поколение. Не стоит так идеализировать внешнюю оболочку…

    ответить

  • 1

    North Carolina 15 3 сентября 2012, 21:32 пожаловаться

    #

    Я живу на Земле. И я никого не идеализирую. В отличии от этого режиссёра, который превозносит людей, желающих всё разрушить, но ничего не создать. И я не упиралась исключительно в интеллектуальное развитие (это к вопросу о том, что молодые люди ничем не интересуются), а говорили во второй части именно о системе нравственных ценностей. И сужу я по своим друзьям, знакомым, по тому, как живу я сама. А, если Вы считаете, что идеал нравственных ценностей — это вот эти молодые люди из фильма, бросившие свой дом, семью, обкуренный, с замутнённым сознанием, то да, это интересная позиция.

    ответить

  • 1

    Belonogy 3 сентября 2012, 21:21 пожаловаться

    #

    У нас в России не уважают людей, но где же бунты? Может после убийства Магнитского начали бунтовать, а может после сроков для Pussy Riot?

    ответить

  • 1

    lamusic 3 сентября 2012, 22:23 пожаловаться

    #

    вот это крик души! настоящая рецензия на не просмотренный еще фильм! респект! — честно, откровенно и смело!
    осмелюсь спросить — будете ли вы смотреть это кино? было бы интересно прочитать вашу рецензию после просмотра-изменятся ли ваши взгляды после просмотра или нет?!
    но в любом случае спасиб за мнение и успехов!;)

    ответить

  • 1

    North Carolina 15 4 сентября 2012, 00:54 пожаловаться

    #

    В конкурсной программе фестиваля так много интересных фильмов, что я не думаю, что посмотрю этот. Если бы не высказывания режиссёра, я бы и не обратила внимание на его «творение». Может, это его реклама, потому что понимает, что на фоне того же Андерсона ему ничего не светит.
    Я смотрела фильмы на подобную тематику: «Беспечный ездок», «Забрийски поинт», из современных «Через вселенную», с интересом жду «На дороге».

    ответить

  • Дикий Пушистик 6 сентября 2012, 14:28 пожаловаться

    #

    Браво! Почти полностью солидарен!!!

    ответить

  • 1

    North Carolina 15 6 сентября 2012, 17:09 пожаловаться

    #

    Это радует!

    ответить

  • 3

    Ray-n-Bow 3 сентября 2012, 20:29 пожаловаться

    #

    «Вопросы, которые раньше были в фокусе, такие как история рабочего движения, различные подходы в структуре левого политического крыла, кажутся им совершенно чужими, — заметил Ассайас. — Кстати, им так же непонятно, зачем нужна сама идея культурной политики. Единственные реальные идеалы — это одежда и музыка».
    Абзац просто вогнал в ступор. Благо у меня таких друзей нет, по крайней мере, мне так кажется. По-моему в этом нет ничего хорошего, быть настолько поверхностным и незаинтересованным в том, что происходит вокруг. Давайте все нарядимся в красивые одежды, сядем на лугу и будем распевать песни с утра до ночи, питаться будем ягодами и орехами, а жить в палатках. Бунтари, блин…

    p.s. Выделенный жёлтым текст! Нравится. Только клёвых подписей к картинкам не хватает, видимо, Венеция берёт своё.

    ответить

  • 1

    lonepersonalex 3 сентября 2012, 21:01 пожаловаться

    #

    Французы умеют снимать хорошие драмы и мне они нравятся. Как показывает статистика кинопоиска я посмотрел 194 французских фильма и средняя оценка составила 7,495, это очень высокий результат с моими то «придирками» к фильмам.

    ответить

  • 1

    Mooney03 4 сентября 2012, 06:30 пожаловаться

    #

    Разные времена — разные нравы. Но даже если б сейчас все вдруг стали хиппи, я бы ни за что не присоединилась. Увы, в наше время даже автостопом опасно ездить.
    А фильм все равно посмотрю, хотя бы из-за музыки.

    ответить

  • 1

    Дикий Пушистик 6 сентября 2012, 14:29 пожаловаться

    #

    Докину свои пять копеек. Я тоже не понимаю всей этой романтизации того левацкого бунта. Да, проблема «отцов и детей» вечна. Но романтизировать бунт — это не по-взрослому. Леваки… Такое же зло, как и настроенные социал-дарвинистически олигархи…
    Вспоминаю слова из воспоминаний одного правого публициста — «когда весной 68-го я увидел как какой-то бородатый студент пишет на древних стенах Сорбонны троцкистский лозунг, я понял где правда. Я дал ему в морду и ушёл оттуда».
    Вспомним и новейшие «оранжевые» революции. Умные люди с очень большими деньгами и медиа-ресурсами организуют по всему миру «сопротивление режимам». Особенно в геополитически важных и богатых ресурсами странах. В том числе просчитывается и протест детей против отцов. Причём если оные «отцы» порою действительно погрязли в коррупции и т. п. Но просто «дети», увы, не понимают что их прекраснодушный порыв к справедливости цинично используют. Причём используют зачастую враги их страны и культуры. Вспомните Ливию, или ранее — Сербию, Украину, Молдавию, Грузию… И ещё ранее — «бархатные революции». И вот сейчас — Сирию. Да и настроения той же Болотной у нас. Сейчас пытаются запустить страшный механизм противостояния возрастов и расколоть общество. Да, нынешняя власть у нас не ахти. Но эти вожди и вождики с Болотной — многие из них были у руля во времена Ельцина. Я много общался с разными людьми, они не любят нынешнюю власть — но повторения 90-х гг. они не хотят намного более.
    Что же до этих «пусек»… Господа, жаль что им не дали пары лет исправительных работ а посадили. Теперь вот из этих девок лепят мучениц и героинь. Только никакие они не героини. Хулиганки с понтами. И их то «выступление» (прости, Господи!) — это именно что хулиганство + оскорбление немалой доли населения страны. И они могли сделать это и в синагоге, и в мечети, и в дацане… и на могиле павших в войну или на другой какой могиле. Это не свобода слова, это свобода мата. Нельзя разрешать глумиться над всем, что угодно. Общество и государство порою должны прибегать к самозащите от таких вот, гхм, вирусов. И не надо говорить что их посадили за критику Путина. На той же Болотной орут и не такое. Но они устроили хулиганский шабаш и по сути акт духовного террора. Их хорошо использовали и подставили. И сделали «героинями». Но спляши они и пропой те слова на могиле Ваших родных — вступились ли бы Вы за них? Художник не имеет права на что угодно. Как и любой из нас. Нет у нас права творить зло. Разрушать культуру и глумиться над ней. А иначе — отменяйте тогда уж весь УК. Начиная от хулиганки и заканчивая каннибализмом. А чо? Если «художникам» и прочим «настоящим» людям можно всё…
    В своё время век с лишним назад у нас в стране оправдали Веру Засулич. Тоже сделали героиней. Хотя можно было осудить, но со смягчающими… Итог — романтизация террора. И финал — проклятый февраль 1917 и крушение страны. Либералы прекраснодушно свергли слабого царя — и совершенно «неожиданно» запустили маховик грядущей гражданской войны и продолжения революции… раньше надо было думать, когда отказывались осуждать бомбистов, хотя осуждали «столыпинские галстуки». Что самое грустное — история повторилась в 1991 году. Страна снова рухнула под восторженные вопли ликующих либералов, а также леваков и ультранаци…
    Власть капитала — зло. И леваки тоже — зло. Отмечу что именно леваки. Не те же «простые» социалисты и коммунисты. Тот же Зюганов — умный мужик. Уважаю. А вот леваки… Они схожи с теми же салафитами и ваххабитами. Экстремизм… Кстати, тот же печально знаменитый Пол Пот в своё время учился во Франции, где и напитался левацкими идеями. Даже диплом он ЕМНИП, писал по Сартру… А закончил геноцидом своего народа… Как разжигал в своё время геноцид уже нашего народа тот же Троцкий…
    Романтизация бунта — штука сложная и опасная. Да, бывают ситуации когда бунт оправдан. Но был ли оправдан парижский май 1968? Что — они там с голоду умирали и без работы поголовно были? Нет, это был не 1848… а вот бунт ради бунта… Это инфантилизм. И далеко не всегда молодёжь права. Молодость — это самый прекрасный возраст. Но ещё и самый идолопоклонческий возраст. Тем более если кумиры говорят о социальной справедливости или свободе…
    Да, потом большинство этих ребят стали клерками и бизнесменами. А память о схватках 68-го — это их золотые воспоминания. Да, во французской политической культуре есть такое явление как голосующие за левых из поколения в поколения семьи. Но будем честны — эти ребята тогда бунтовали красиво. А вот их сверстники в Индокитае, или Африке, или Латинской Америке тогда зачастую безвестно умирали ради настоящей свободы. Или работы и куска хлеба. Разница есть.
    Мне не нравится когда кино романтизирует (пусть даже в малейшей мере) маньяков и преступников. Да, из тех же террористов не раз вырастали лидеры национально-освободительной борьбы. Но ни на команданте Че, ни на Майкла Коллинза парижские бунтари 68-го просто не тянут. Я не хочу их обижать — но я просто не вижу смысла их и хвалить и уж тем более романтизировать…
    И мне очень не хочется чтобы в нашей стране под восторженные крики молодых прекраснодушных идеалистов вернулись к власти упыри из 90-х годов. Ребята, я тогда был студентом. И те времена помню. И поэтому я люто ненавижу того же Ельцина. Да, сейчас наша страна переживает не самое лучшее время. И много кого даже с самого верха надо бы по закону… Но — по закону. Который надо всёж уважать. А не идти на поводу толп и их более чем сомнительных кукловодов.

    ответить

  • 1

    Дикий Пушистик 7 сентября 2012, 20:48 пожаловаться

    #

    ну чтож… Снача про этих пусек. Вы невнимательно читали мой пост. Я был бы рад если бы они получили исправительные работы. Но закон есть закон. а факт его нарушения — злостное хулиганство — налицо.
    и подобное деяние совершённое в храмах на территории большинства европенйских стран закончилось бы для этих женщин тоже наказанием. где крупным штрафом, а где и отсидкой.
    наказание должно быть. может они что и пойму со временем. и другие не полезут гадить…
    Адекватность… Толерантность не должна означать вседозволенность. закон есть закон. Даже в толерантной Европе.
    не видите разницы… Ну подрастёте, добавите культуры — возможно однажды и поймёте…
    про поколения умилило. честно. подобные слова говорили и пару веков назад… Вообще, надо будет перечитать «Отцы и дети». Кстати, Базаров (или Овод, если он Вам ближе вдруг) — не чета этим бунтующим вагинам. Вот если бы эти «художницы» не в гипермаркетах тырили и не храмы оскверняли, а пошли волонтёрами и помогали людям… Вот тогда они бы заслуживали уважения.
    кстати, Вы смотрели фильм Ромма «Обыкновенный фашизм»? Посмотрите. особенно в самом финале, момент про т. н. современное искусство…

    ответить

 
Добавить комментарий...