Венеция-2012: Религиозный фанатизм до добра не доводит

31 августа 2012Обсудить0

Анне Марии около пятидесяти, она работает медсестрой в больнице. Ежегодный отпуск она, в отличие от своей сестры, Терезы (героини фильма «Рай: Любовь»), посвящает не экзотическим путешествиям, а миссионерским поездкам по городу, во время которых она пытается убедить жителей Вены отказаться от греха и вернуться к Богу. В этом ей помогает статуя Девы Марии, которую она возит с собой и оставляет на время у тех, кто, по ее мнению, нуждается в помощи Богоматери.

Чаще всего в чужих квартирах Анну Марию ожидает неудача. Дома же — в идеально чистом пространстве с крестами и распятиями на стенах — она пытается избавиться от греха самостоятельно, искупая вину перед Иисусом ударами плетки и ношением вериг. Иисус заменил ей ушедшего мужа (его фото стоит на тумбочке рядом с кроватью), и она целует изображение Христа перед сном, как иные девочки-подростки целуют фотографии Джастина Бибера.

Анна Мария действительно искренне верует, но внутри нее конфликтуют обычная женщина, которая хочет вполне земной любви, и религиозная фанатичка, которая проводит по выходным собрания миссионерской общины. Вернувшийся после двух лет отсутствия парализованный муж-мусульманин вносит еще больший разброд в ее душу: он требует от нее исполнения супружеского долга, материт ее за фанатизм и в гневе сбивает своей палкой со стен распятия.

Религиозная увлеченность Анны Марии доходит до такого абсурда, что в кинозале нередко можно было услышать смех: ситуации, в которые она попадает, вызывают смех и жалость. В то же время некоторые сцены заставляли людей выходить из зала — возможно, именно комичность убежденной католички показалась им неприемлемой. Отдельные сцены невнимательный зритель может счесть оскорбительными для христиан. Например, Анна Мария целует распятие и кладет вместе с собой в постель, а чуть позже в отчаянии бьет того же Христа плеткой, которой раньше истязала свою плоть во имя избавления от греха. Однако создатели свой фильм шокирующим не считают.

«Для меня вся трилогия посвящена любви, но эта любовь находится в женском теле,  — говорит Ульрих Зайдль, который сам, между прочим, происходит из очень религиозной католической семьи. — Я думаю, что мы живем в реальности, в которой медиа меняют наши представления, а изображения нас и наших тел — это искаженные мы. Я показываю людей такими, какие они есть. В данном случае Анна Мария использует свое тело для искупления, для нее это инструмент выражения своих моральных взглядов. Но ее физические страдания происходят и от вожделения тоже».

У Ульриха Зайдля свой метод съемок. Он никогда не пишет заранее диалоги, и все реплики, которые произносят персонажи, — результат импровизации на площадке. В зависимости от того, какой получилась одна сцена, могут измениться последующие. Также Зайдль любит работать с непрофессиональными актерами. Роль мужа Анны Марии исполнил Набил Халеб, который никогда не играл в театре или кино. Несмотря на статичную картинку и скупые диалоги, смотреть фильмы Зайдля интересно: симметрия в аскетичных кадрах выверена до миллиметра, а сцены словно цепляются одна за другую.

Мария Хофштаттер, сыгравшая Анну Марию, рассказала журналистам, что эта роль потребовала от нее огромной подготовки. «Готовиться к роли было совсем непросто. И почувствовать свою героиню изнутри было тоже очень сложно. Я провела несколько экспериментов, если это можно так назвать, чтобы лучше понять ее, — поделилась Мария. — Я ходила пешком в паломничество, провела неделю среди монахинь, давших обет молчания, жила в лесу одна без еды и пыталась понять, что же значит посвятить свою жизнь Богу. Когда мы начали снимать в Австрии, мы ходили по домам со статуей Девы Марии как миссионеры, пытаясь попробовать это на себе. Люди, к которым мы приходили, не ждали нас, это была импровизация, так мы могли понять их реакцию».

Последним фильмом трилогии Зайдля о любви станет «Рай: Надежда», в котором будет рассказана история дочери Терезы и племянницы Анны Марии, которая едет в лагерь для подростков, страдающих от лишнего веса.

Смотрите также

Ульрих Зайдль выстрелил из пушки и открыл «Послание к человеку»

22 сентября 2013

Одесса-2013: Бекмамбетов о «Хардкоре», Зайдль о режиссуре

15 июля 2013

Одесса-2013: Фестиваль набирает вес

13 июля 2013

Берлинский фестиваль отдал главный приз румынскому фильму

16 февраля 2013

Главное сегодня

Трейлер фильма «Годзилла 2: Король монстров»: Апокалипсис сегодня

Сегодня

Звезда «Игры престолов» снимется в сериале «Темная башня» и еще 9 событий дня

Сегодня

Идеальная кульминация франшизы: Первая реакция на четвертых «Мстителей»

Сегодня

Трейлер фильма «Эбигейл»: Избранная и отечественный стимпанк

Сегодня

Финал «Игры престолов»: Обзор 2-й серии

Вчера

Трейлер фильма «Гемини»: Уилл Смит против Уилла Смита

Сегодня

Бокс-офис России: «Миллиард» стартует лучше, чем «Духless»

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт