Новости

Венеция-2012: Пакистанская мечта против американской

29 августа Венецианский кинофестиваль открывает мировая премьера нового фильма Миры Наир «Фундаменталист поневоле». Американский режиссер индийского происхождения, когда-то получившая в Венеции «Золотого льва» за свой фильм «Свадьба в сезон дождей», в очередной раз обратилась к проблеме культурных различий между Западом и Востоком.

«Фундаменталист поневоле» — экранизация книги пакистанца Мохсина Хамида, в которой он рассказывает почти автобиографичную историю. Главный герой, юноша с вызывающим именем Ченгез Хан (Риз Ахмед), происходит из среднего класса, его отец — поэт. В 18 лет он уезжает в США из родного Лахора, чтобы учиться в Принстоне. Он успешно строит карьеру, устроившись на работу в крупную консалтинговую фирму, где его наставником становится харизматичный Джим Моррис (идеально выбритый Кифер Сазерленд в модных очках и стильных костюмах). Американская мечта Ченгеза практически воплощается: он успешен, заводит роман с фотографом Эрикой (темноволосая и порой неузнаваемая Кейт Хадсон), которая к тому же приходится дочкой его боссу.

Но 11 сентября 2001 года все меняется. После теракта в США к нему относятся как к врагу, несмотря на дорогой костюм и высокооплачиваемую работу. Несколько событий, включая беспричинный унизительный обыск и встречу в Стамбуле с издателем литературы стран Востока, кардинально меняют его отношение к американской мечте. Он понимает, что его корни все-таки в Пакистане, и решает вернуться на родину и преподавать в колледже. Ему надоедают ярлыки, которые вешают на него и близкие, и чужие. Но в Пакистане его настигают американские спецслужбы, уверенные, что раз он вернулся домой, то уж точно для того, чтобы помогать террористам. Всю эту душераздирающую историю Ченгез рассказывает американскому журналисту Бобби (Лив Шрайбер), который на самом деле шпион, тоже поневоле.

Фильм должен был быть триллером, ведь все то время, что Ченгез говорит, его держат на мушке злые американские цэрэушники. Но на поверку картина оказывается медленным, предсказуемым и скучным повествованием о том, что на Востоке не все террористы, что там есть поэты и преподаватели, что возвращаться к своим корням можно по зову сердца и не всем подходит американская мечта.

Сама Мира Наир рассказала журналистам на пресс-конференции, что ей было важно показать параллель между фундаментализмом религиозным и экономическим. На Уолл-стрит, где Ченгез успешно строит свою карьеру, тоже царят свои зверские законы. И молодой человек устает им следовать. По словам режиссера, «Фундаменталист поневоле» — это фильм о взрослении, а также о диалоге между Западом и Востоком.

Риз Ахмед, сыгравший главную роль, добавил, что ему, британцу пакистанского происхождения, были близки проблемы его героя. «Нас определяют ярлыки, которые кто-то вешает на нас еще при рождении. И мой персонаж, Ченгез, пытается раздвинуть границы этих ярлыков, чтобы жить нормально», — сказал актер.

«Культура Востока полностью отсутствует в глазах мира. Меня вырастил отец, который родом как раз из Лахора, он жил там еще до разделения Индии и Пакистана. Я с детства впитывала ту культуру, читала поэзию пакистанских авторов. Но современные дети ничего об этом не знают», — поделилась Мира Наир.

Официальная премьера «Фундаменталиста поневоле» состоится сегодня сразу после торжественной церемонии открытия кинофестиваля.

Читайте также
Статьи «Братья Систерз»: Мужикам здесь не место Еще один вестерн в венецианском конкурсе. Жак Одиар последовательно лишает жанр сильного героя.
Статьи Венеция-2018: Самые ожидаемые фильмы фестиваля Новые Коэны, Одиар и Ассайас, ремейк «Суспирии», русское кино в «Горизонтах» и доделанный спустя 40 лет фильм Орсона Уэллса.
Интервью Собаки — об Уэсе Андерсоне: «Ему по-прежнему 11 лет» Брайан Крэнстон, Билл Мюррей, Боб Бэлабан, Джефф Голдблюм и Лив Шрайбер рассказали о работе в «Острове собак».
Комментарии (13)

Новый комментарий...

  • 7

    Alex Croft 29 августа 2012, 17:32 пожаловаться

    #

    Сюжет просто роскошный и с очень сильным социальным контекстом. Однозначно посмотрю. Ибо это важное кино.

    ответить

  • 1

    19AltMan89 29 августа 2012, 17:38 пожаловаться

    #

    Плюсую. Лучше, пожалуй, уже не скажу)

    ответить

  • 3

    Rihab 29 августа 2012, 17:35 пожаловаться

    #

    надеюсь фильм не слишком политизированный. А то европейские кинофестивалии очень любят давать премии всяким «борцам за права человека.»

    ответить

  • Joolzik 29 августа 2012, 22:55 пожаловаться

    #

    или фильмам про войну

    ответить

  • 4

    ashwell 29 августа 2012, 20:40 пожаловаться

    #

    О господи, очередное нытье одного конкретного человека… Недавно был индийский фильм с точно таким же сюжетом… Оригинальностью режиссер не блеснул.

    ответить

  • 1

    liza lime 29 августа 2012, 22:09 пожаловаться

    #

    Мне безумно понравилась идея, с этой стороны я ещё ни разу не видела историю теракта, надо бы и книгу прочесть.

    ответить

  • 2

    iskatel_ 30 августа 2012, 01:28 пожаловаться

    #

    с этой стороны я ещё ни разу не видела историю теракта
    Насколько я понял, фильм все же скорее о взрослении человека и осознание им истинных не навязанных обществом и стереотипами ценностей. Это действительно вызывает интерес, а когда среди прочего присутствует некий культурный контраст, фильм прибавляет в глубине и приобретает свойство многослойности…

    ответить

  • 5

    frechenboch 29 августа 2012, 22:10 пожаловаться

    #

    Мира Наир занималась популизмом еще в киноальманахе, посвященном 11 сентября. Сюжет здесь один в один повторяет сюжетные коллизии того сегмента, не собираюсь смотреть, это все ангажированно и не соответствует действительности

    ответить

  • Liverstein 30 августа 2012, 09:57 пожаловаться

    #

    Что именно не соответствует действительности? То, что после 11 сентября к мусульманам в США относятся как к врагам? То, что на Востоке не все террористы, что там есть поэты и преподаватели, что возвращаться к своим корням можно по зову сердца и не всем подходит «американская мечта»?

    ответить

  • 1

    frechenboch 30 августа 2012, 15:35 пожаловаться

    #

    Ага, как бы в своем глазу тоже надо соринки подмечать. А «возвращаться к корням» — значит, в 21 веке осуществить переход в мрачное средневековье. Давно известно, что восточные общества с черт те какого кремени находятся в стагнации. Переносить свои порядки в более развитые общества, где уже давно господствуют светские устои, право дело, не стоит. Ни к чему хорошему это не приведет.

    ответить

  • 6

    Добрый парень 29 августа 2012, 22:41 пожаловаться

    #

    Все бы хорошо, но почему-то 11 сентября по-прежнему в америке считается терактом… хотя сами американцы наверно уже так не считают

    ответить

  • 2

    Фицкарральдо 29 августа 2012, 23:44 пожаловаться

    #

    А чем же их считать?

    ответить

 
Добавить комментарий...