всё о любом фильме:
Новости

На Одесском кинофестивале учат быть кинокритиком

Кто такие кинокритики, что их отличает от рецензентов, как стать хорошим критиком и нужно ли быть беспристрастным — об этом участникам Школы кинокритиков рассказывают маститые профессионалы своего дела. Мероприятия проходят в рамках Одесского международного кинофестиваля.

Кто такие кинокритики, что их отличает от рецензентов, как стать хорошим критиком и нужно ли быть беспристрастным — об этом участникам Школы кинокритиков рассказывают маститые профессионалы своего дела. Мероприятия проходят в рамках Одесского международного кинофестиваля.

Слушателями Школы стали начинающие украинские кинокритики, блогеры, пишущие о кино, и студенты последних курсов профильных учебных заведений — всего отобрали 20 человек. В течение фестиваля свои лекции для них проводят киновед Андрей Плахов, Иэн Смит из International Film Guide, Мартин Блэни из Screen Daily, редактор чешского журнала Cinepur Индришка Блахова, кинообозреватель «Голоса Америки» и Panorama Сергей Рахлин, британский кинокритик, бывший арт-директор Эдинбурского международного кинофестиваля Ханна МакГилл и киновед, программный директор фестиваля современного кино «2morrow/Завтра» Антон Мазуров.

Андрей Плахов, когда-то выпускник мехмата, на своей лекции рассказал, что кинокритику может помочь математика. «Математика, такая точная и стройная наука, выработала у меня умение выстраивать в кинорецензиях явную логику. Это очень важно, поскольку часто после фильма остается «иррациональное» впечатление, чистые эмоции, которые сложно как-то структурировать, сформулировать, — поделился с аудиторией киновед и почетный президент Ассоциации международной кинопрессы. — Другой вопрос — просмотры киноработ на фестивалях. Бывает, что картину на каком-то фестивале видел несколько месяцев назад, а о ней нужно писать сейчас. И вот тут спасет то самое «рациональное» мышление, позволяющее «вытянуть» из памяти самые важные моменты. Хоть сейчас от меня, как математика, почти нет никакой пользы, но строгий рациональный математик до сих пор живет внутри меня, критика кино».

Плахов рассказал о судьбоносной встрече с Андреем Тарковским, который дал понять, что уже одна возможность просматривать большое количество фильмов может сформировать в нем кинокритика. А обучение во ВГИКе было необходимо для того, чтобы понять, как устроены все кинопрофессии. «Для того, чтоб быть кинокритиком, действительно неплохо бы знать основные принципы режиссуры, и, наоборот, чтоб быть хорошим режиссером, надо представлять себя на месте критического зрителя. Эту возможность и предоставляет любая киношкола, любое учебное кинозаведение нашего и западного пространства», — считает лектор.

Плахов, памятуя об обиженных режиссерах, которые называют критиков «мухами на теле кинематографа», призвал молодых слушателей не бояться критиковать. «Окей, давайте согласимся с этой метафорой, кинокритики — это мухи. Но именно эти мухи не дают заснуть кино, — сказал киновед. — Они его раздражают и заставляют двигаться вперед. Вот в этом, как мне кажется, главная заслуга и главная миссия кинокритиков».

Британский кинокритик Иэн Смит провел для участников проекта сразу две лекции-беседы. На первой он четко разделил журналистов и критиков, оставив за последними прерогативу на глубокий и вдумчивый анализ кино, помещение его в исторический и культурный контекст. Сам Смит, когда-то планировавший стать политиком, предпочитает работать кинокритиком-фрилансером, чтобы избежать «формата» и прочих ограничений, связанных с работой в определенном издании.

Критик должен быть страстным, считает Смит, упрекая авторов текстов о кино в сухости и отсутствии эмоций, и обладать провидческими способностями. Самое важное — понять, какое место фильм займет в истории. Кинокритики указывают направление развития, они должны уметь видеть перспективу и представлять себе, каким будет кино через 10—20 лет.

Вторую лекцию Смит посвятил стилистике своего любимого режиссера — Альфреда Хичкока. Он разобрал на примере «Человека, который слишком много знал» особенности монтажа, определив их истоки, назвал знаковых для понимания картин Хичкока режиссеров — Дэвида Уорка Гриффита, Роберта Вине и Фридриха Мурнау, побеседовал с аудиторией на тему технологии саспенса и наказал обязательно посмотреть «Психо», «Головокружение» и «На север через северо-запад».

Практическими советами с молодыми кинокритиками поделился обозреватель Screen Daily Мартин Блэни. Его хитрости для начинающих заключаются в том, что работать лучше на «маленьких» кинофестивалях, где благодаря неформальной обстановке гораздо проще пообщаться с ньюсмейкерами — режиссерами и актерами, также важно получать эксклюзивную информацию и соблюдать простые правила профессиональной этики. И, конечно, Блэни напомнил, что далеко не всему, что написано в Интернете, можно доверять, и ошибка в чужом тексте может повлиять на всю вашу работу.

Читайте также
Интервью Роджер Кристиан: «Лея доказала, что принцессы бывают дерзкими и боевыми» Человек, который придумал световой меч и построил «Ностромо» из «Чужого», — о том, почему он возглавил жюри российского кинофестиваля, посадил дерево у дома Тарковского и чем ему нравится «Ночной дозор».
Статьи Крик 500 кошек: Как возник и из чего состоит саундтрек к фильмам ужасов? «Психо», «Суспирия», «Хэллоуин» и другие фильмы, музыка из которых стала эталоном для саундтреков к хоррорам.
Статьи Как это смотреть: Путеводитель по творчеству братьев Люмьер Новый фильм «Люмьеры!» наглядно показывает, что братья были не только изобретателями и родоначальниками кино, но и выдающимися режиссерами.
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 1

    Ray-n-Bow 17 июля 2012, 12:01 пожаловаться

    #

    Критик должен быть страстным, считает Смит, упрекая авторов текстов о кино в сухости и отсутствии эмоций
    Правильно, главное — ставить побольше восклицательных знаков и смайлов, и всё будет ОК!
    Я так и знал!!! =D

    ответить

  • 11

    KiD 17 июля 2012, 12:21 пожаловаться

    #

    Критик должен быть страстным, считает Смит, упрекая авторов текстов о кино в сухости и отсутствии эмоций

    К отечественным специалистам это точно не относится, у них что не рецензия так сочинение «Как я провел лето» или повод блеснуть списком прочитанной литературы, в лучшем случае обзор недавних политических событий. Если про фильм и его создателей что-то напишут — это успех.

    ответить

  • 5

    Ray-n-Bow 17 июля 2012, 12:29 пожаловаться

    #

    Кажется, Кудрявцев только что поставил Вам минус.
    Исправлено)

    ответить

  • 4

    Sonny Alexander 17 июля 2012, 18:18 пожаловаться

    #

    Ничего нового из этой статьи я не узнал)

    ответить

  • 2

    Grenadin Be 18 июля 2012, 11:03 пожаловаться

    #

    одна из самых замечательных профессий, на мой взгляд

    ответить

 
Добавить комментарий...