• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Новости

«Кинотавр-2012»: Интеллигенция, гастарбайтеры и армейский сленг

В предпоследний день «Кинотавра» публике показали три фильма: «Пустой дом» Нурбека Эгена о киргизской эмигрантке, драму «Конвой» Алексея Мизгирева, ранее показанную на Берлинском кинофестивале, и «Кококо» Дуни Смирновой с актерским дуэтом Анны Михалковой и Яны Трояновой. Последняя картина вызвала у публики восторг и сорвала овации зала.

В предпоследний день «Кинотавра» публике показали три фильма: «Пустой дом» Нурбека Эгена о киргизской эмигрантке, драму «Конвой» Алексея Мизгирева, ранее показанную на Берлинском кинофестивале, и «Кококо» Дуни Смирновой с актерским дуэтом Анны Михалковой и Яны Трояновой. Последняя картина вызвала у публики восторг и сорвала овации зала.

«Пустой дом»

Публика явно устала к концу фестиваля. По крайней мере к просмотру трех фильмов в один день готовы не многие. Поэтому на показе картины Нурбека Эгена «Пустой дом» можно было легко найти пустое место. Тем не менее те, кто фильм все же увидел, отметили его актуальность и поблагодарили за поднятую в нем тему.

19-летняя Асель живет в Киргизии вместе с отцом и братом. Мать ее скончалась, и теперь молодую девушку собираются выдать замуж за состоятельного и жестокого мужчину. Но Асель, которая тайно встречается с другим да еще и ждет от него ребенка, решает бежать из страны в Россию. Ограбив после брачной ночи своего нового мужа, она сбегает в Москву в поисках лучшей жизни.

Если для российской публики в фильме ничего ужасного и провокационного нет, то вот на родине режиссера, уже много лет живущего в России, картина вызвала широкий резонанс. «Показы в Киргизии вызвали очень бурную реакцию. Половина на половину. Наверно, есть явные сторонники картины и также противники. Это связано с тем, что, конечно, очень сильно влияние ислама, которое сейчас там везде. Киргизия — маленькая страна, и ее, как маленькую лодку, очень легко раскачать. Наверное, уже 9—10 веков ислам есть, но только после развала Советского Союза исламисты хлынули. Они хотят, чтобы все одевались и ходили как арабы. Есть вторая группа людей, которые следят за кино. Чтобы оно имело воспитательный характер. Всем показать, как хорошо там живется. Меня спрашивают: „Зачем ты снимаешь таких убогих людей? Почему ты не можешь взять бизнесмена?“ 40 % киргизов живут в других странах. Они все на заработках. Если говорить о герое нашего времени, то героиня Асель всеми узнаваема. И здесь важна не работа, им важно чувствовать себя частью той жизни, которую они видят по телевизору», — говорит режиссер фильма Нурбек Эген.

Также создатели рассказали о том, как родилась героиня фильма. Кстати, ее роль исполнила студентка ветеринарного факультета. «Мы до этого снимали фильм „Сундук предков“, и там главный герой был мальчик. И в данном случае мы тоже рассматривали сначала главного героя как мужчину. То есть эту историю хотели рассказать через мальчика. Это то, что мне ближе, поскольку девочек я не очень хорошо знаю, что они чувствуют и переживают. Почему появилась девушка? Принципиальная разница героя „Сундука“ и этой картины должна быть в том, что героиней будет девушка. Потому что в Киргизии, если нет мамы в семье, нет и семьи. Вообще общество начинается с семьи. И поэтому мы начали думать о героине и искать девушку».

Все уже начали гадать, кому достанется главный приз фестиваля. В этой связи тот факт, что Нурбек Эген является учеником председателя жюри Владимира Хотиненко, весьма занятен. Но сам режиссер так не считает: «Я попал в его мастерскую 18-летним парнем, почти не говорил по-русски. Хотиненко читал мои рассказы, они ему нравились, а переводил на русский их мой друг. Я стеснялся говорить на русском, мне казалось, что в моих устах слова звучат особенно ужасно. Что касается Владимира Ивановича, то я знаю, что своим ученикам он никогда не дает призов».

«Конвой»

За свой дебютный фильм «Кремень» Алексей Мизгирев в 2007 году здесь же, на «Кинотавре», получил награду в номинации «Лучший дебют». После этого была номинация на премию «Ника» за фильм «Бубен, барабан», ну а с «Конвоем» режиссер отправился на Берлинский кинофестиваль.

«Конвой» рассказывает о потерявшем свою дочь военном, который страдает приступами и не чувствует физической боли. Со своим подчиненным он отправляется в Москву, чтобы задержать сбежавшего из армии молодого парня. Не обходится их путешествие без конфликтов с полицией и гастарбайтерами, пытающимися строить в городе бизнес.

В фильме присутствует очень много армейского и тюремного сленга, не всегда понятного даже русскому зрителю. В связи с этим журналисты попросили режиссера пояснить, правда ли, что в Берлине никто не понял ленту и многие жаловались на плохие субтитры. «Проблему субтитров придумали исключительно русские журналисты. Там все понятно, язык ни при чем. Я знал, что эта картина не открыта для иностранной публики по массе причин. Но там величайшее доверие к фестивалю, забитые залы. Все всё понимают, если картина сделана эмоционально правильно, не от головы, а от живота. Берлин лишь подтвердил мое знание, что все всё понимают».

Поскольку фильм, несмотря на хронометраж в 80 минут, довольно тяжелый, было интересно понять позицию автора в отношении чрезмерного натурализма некоторых сцен. «Для меня самым плохим является определение „буржуазность“. Когда я вижу комфортную картину, мне в лучшем случае становится скучно. Мы не имеем права делать неприятное приятным. Мне кажется, это хорошо, что картина так снята. Она бескомпромиссна. В ней нет желания кому-то понравиться. Все наши проблемы от буржуазности», — говорит Мизгирев. Также режиссер рассказал, почему снимает именно такие «неудобоваримые» фильмы: «Лечение начинается с того, что тебе ставят диагноз. История персонажа Олега в понимании, в каком отчаянии он находится. Картина про то, что только заклание самой невинной жертвы и есть та плата за то, чтобы человек почувствовал неравнодушие. Рядом со мной происходила история: умерла мать, дети в тот же вечер понесли на помойку ее вещи. Нормальные люди, не людоеды».

Журналисты не раз поблагодарили Алексея Мизгирева за «Конвой», отметив его важность для российского кино. Некоторые даже выдвинули предположение, что жюри не может оставить «такую сильную работу» без награды.

«Кококо»

После двух социальных фильмов, непростых для восприятия, зрители в нетерпением ждали нового фильма Дуни Смирновой «Кококо». В прошлом году ее романтическая комедия «Два дня» открывала фестиваль, а в этом году картина с дуэтом Анны Михалковой и Яны Трояновой попала в основной конкурс. Невероятный по слаженности дуэт отметили многие, и Дуня Смирнова прокомментировала свой выбор: «Эта картина была возможна только с Анной Михалковой и Яной Трояновой. Причем у нас с Яной был момент, когда она чуть было не передумала сниматься, и я сказала тогда, что картины не будет. Этот сценарий мы с Аней (Пармас — Прим. КиноПоиска) писали под конкретных актеров. Там не было никаких проб вообще».

В «Кококо» показываются взаимоотношения двух женщин, совершенно разных по темпераменту и социальному происхождению. Но, по словам авторов сценария, их волновала намного более объемная тема: «Для нас с Аней Пармас это, конечно же, история о любви, безусловно. Но я вообще считаю, что дружба — это высшая форма любви, очень сильная. В дружбе очень много бескорыстия, гораздо больше, чем при любви с плотскими отношениями. Там другой счет. Когда мы только-только обсуждали историю, был вариант, что она будет между мужчиной и женщиной. Мы хотели именно рассказать чистую и концентрированную историю эмоций, не связанных физикой».

В картине есть момент, где героиня Анны Михалковой идет на оппозиционный митинг и подписывает петицию в защиту Ходорковского. В связи с этим возник естественный вопрос: не боятся ли создатели, что многие могут неправильно это понять, расценить как спекуляцию популярными течениями? «Мы, естественно, догадывались, что такое прочтение возникнет. Но я напоминаю, что съемки этой картины закончились 30 ноября. То есть не было еще ни выборов, ни Болотной, ни Поклонной».

Картина выйдет в прокат 14 июня. Продюсера Сергея Сельянова попросили прокомментировать выбор этой даты, поскольку летом, судя по статистике, сборы русских фильмов ниже, чем в другие времена года. «Российские фильмы не выходят летом не только из-за блокбастеров, потому что они все время. Просто российские продюсеры и прокатчики не без основания предполагают, что зрительская активность летом ниже. И что привлечь в кино можно только чем-то очень-очень заметным. Если нет блокбастера, летом выходить неправильно. Но существует другая логика — логика выхода в пустоту. Под пустотой я понимаю наличие российских картин и конкуренцию с ними. Вообще-то российские картины конкурируют только между собой. Несколько российских картин на одной дате приводят неизбежно к снижению доходов каждой из них. И выход в пустоту — это тоже некий шанс. Ну и, конечно, «Кинотавр» для таких картин является неким вполне серьезным поводом. При небольших рекламных бюджетах это важно. Количество копий у нас будет немногим больше ста».

9 июня покажут последние конкурсные фильмы — «Я буду рядом» Павла Руминова и «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова, чей предыдущий фильм «Упражнения в прекрасном» был в 2011 году отмечен на «Кинотавре» несколькими наградами.

Читайте также
Новости Фильм «Ученик» стал лидером по числу номинаций на «Нику» Картина Серебренникова может получить премию в восьми категориях, тогда как «Рай» Кончаловского, возглавляющего «Нику», заявлен в пяти номинациях.
Новости «Экипаж» и «Дуэлянт» лидируют в номинациях на «Золотого орла» Фильмы Николая Лебедева и Алексея Мизгирева претендуют на награды в десяти категориях, в том числе и на главный приз за лучший фильм по итогам 2016 года.
Новости Бокс-офис России: «Дуэлянт» не оправдал ожиданий Опыт Алексея Мизгирева в формате IMAX собрал за первый уик-энд меньше не только «Легенды № 17», но и «Жениха».
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 1

    SSSERDGGG 9 июня 2012, 20:01 пожаловаться

    #

    Круто!
    Смирнова к нам в город с «Двумя днями» приезжала, она классная!
    На фильм обязательно пойду!

    ответить

  • 5

    fantask1 9 июня 2012, 22:15 пожаловаться

    #

    Российский артхаус, бессмысленный и беспощадный.

    ответить

  • 3

    Lovemyway 10 июня 2012, 04:05 пожаловаться

    #

    «Кококо» посмотрю обязательно. Из всей семьи Михалковых Анна больше вызывает симпатию, не раздражает. Такая всегда забавная, уютная какая-то, люблю наблюдать за ней — в кино и на интервью.

    ответить

 
Добавить комментарий...