• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Новости

«Кинотавр-2012»: «День учителя» по-русски и «Искупление» для нации

6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время.

6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время.

Обе картины были сняты, что называется, «по мотивам»: «День учителя» был поставлен по сценарию польского фильма «День психа», а в основу «Искупления» легла повесть российского драматурга и сценариста Фридриха Горенштейна.

«День учителя»

Первой состоялась пресс-конференция с создателями «Дня учителя». Герой Анатолия Кота Афанасий — учитель литературы в школе, чей день начинается с многочисленных ритуалов: качание пресса на кровати, методичное похрустывание пальцами, завтрак из определенного количества ложек мюсли, поглощение выложенных в ряд таблеток в строгой последовательности. Помимо преподавания Афанасий пытается писать детективный роман — его воплощение в нуарном стиле на экране видит на протяжении всего фильма зритель. Но, несмотря на прекрасное знание литературы, сам написать ничего толкового герой не в состоянии. С личной жизнью у него тоже не сложилась: не женившись в молодости из-за протестов матери на единственной любимой им девушке (Ирина Рахманова), он продолжает грезить о ней, а попытка завести семью закончилась разводом и нерадивым сыном. Режиссер знакомит зрителя с одним днем из жизни героя и его внутренним миром.

Сергей Мокрицкий, для которого этот фильм второй в качестве режиссера, рассказал, как родилась идея создания: «Мы были на фестивале в Польше, ехали длинной дорогой из Кракова в Варшаву на автобусе, и нам показывали кино. Нам показывали лучшие польские картины, и среди них был фильм „День психа“. Он нам очень понравился своей простотой и дерзостью, тем, что он был нам понятен. И потом, когда режиссер Марек Котерский приехал в Москву на фестиваль, мы с ним познакомились и в результате купили права на литературный сценарий».

О своем участии в проекте рассказал исполнитель главной роли Анатолий Кот: «С этой картиной какая-то у меня долгая история и жизнь, потому что где-то в 2003 году я работал в Германии и репетировал спектакль „Записки сумасшедшего“. И режиссер, полька по происхождению, показала мне картину „День психа“ как пример работы над образом. И потом вдруг, когда Сергей предложил мне сценарий именно по этому фильму, я был просто так взволнован и не верил в то счастье, что этот образ опять возвращается ко мне».

У многих картина вызвала недоумение; очень трудно было определить ее жанр и проследить сюжетную основу, а некоторые сцены показались и вовсе лишними. «Ничего лишнего там не было. Жанр был, я просто не знаю, как его назвать. Это было мое второе кино, и это ужас какой-то. Я не знал, что это так сложно. И в какой-то момент я отпустил себя и позволил импровизировать, что было очень трудно для актеров и для группы. Но это был такой выход из положения. Я понимаю, что трудно его, наверно, смотреть, но таковы издержки моей свободы», — говорит режиссер.

Картину трудно отнести к какому-либо жанру и определить ее аудиторию, в связи с чем возник вопрос насчет бюджета и прокатной судьбы «Дня учителя». «Бюджет картины, конечно, небольшой, и основную часть его составляют средства Министерства культуры — спасибо им большое за это. Они дали 20 миллионов, и мы добавили совсем немного, чтобы картину закончить. Заработать на русском кино невозможно вообще — ни на авторском, ни на коммерческом, ни на жанровом. Если это делать по-честному. Как немного заработать на этом кино? Я надеюсь, что его купит „Первый канал“ для „Закрытого показа“. Также надеюсь, что будет до 10 копий для проката», — сказал Мокрицкий.

«Искупление»

Следом прошла пресс-конференция фильма «Искупление» Александра Прошкина — автора таких картин, как «Холодное лето 53-го», «Живи и помни», «Русский бунт». Картина была снята по произведению Фридриха Горенштейна, драматурга и сценариста, эмигрировавшего за границу в конце 1970-х годов.

Главная героиня Александра живет в разоренном войной южном городе со своей матерью, отец погиб на войне. Мать ворует для дочки из милицейской столовой да еще и приютила в доме полицая с женой. Узнав, что у матери, помимо всего прочего, есть любовник, Саша доносит на нее и отправляет в тюрьму, оставшись совсем одна. Но знакомство с молодым Августом, который возвращается с войны в родную деревню и узнает, что вся семья погибла от рук соседа, дает Саше надежду на счастье.

«Всю свою кинематографичекую жизнь я занимаюсь исследованием одной и той же темы: что с нами произошло в XX веке? А я считаю, что с Россией произошла трагедия, которая деформировала национальный характер, изменила ментальность, и теперь нам от этого нужно избавляться. А делать это можно, только говоря правду», — объясняет режиссер свой интерес к послевоенному периоду истории России.

Пресс-конференция больше напоминала не формат «вопрос-ответ», а лекцию режиссера о своих взглядах на историю России, сегодняшнее общество, фильмы о войне и отношение зрителей к русскому кино. «Что касается ВОВ, то было много хорошего снято в советское время. В основном снимали люди, которые знали, что это такое, знали, что война — это в первую очередь глубинное, страшное несчастье и испытание. Потом пошло возвращение идеологии. Начинают снимать войну как легкую прогулку с белозубым юношей. И возникает некоторое ощущение, что это легкая победа. А куда делись те 27 миллионов погибших? Мне кажется, что это самый печальный и неправильный период. Особенно когда столько лет прошло, нужно говорить абсолютную правду», — заявил Прошкин.

Отдельную благодарность режиссер высказал в адрес Фридриха Горенштейна: «Это человек, которому очень многим обязан и Кончаловский, и Тарковский, и Михалков, и многие-многие другие».

Подводя некий итог и благодаря фестиваль за внесение «Искупления» в основной конкурс, выступила продюсер картины и исполнительница роли матери главной героини Татьяна Яковенко: «Я считаю, что нас позвали на „Кинотавр“, потому что им нравится наша картина и они хотят ее здесь показать. Нас позвали в Монреаль, и мы поедем туда. И на другие фестивали, куда нас позовут. Такая у нас сложная картина, так трудно мы пробиваемся к зрителю. Я счастлива, что вчера был полный зал и никто не уходил. Актеры просто все обрыдались. Все, наверно, сидели и завидовали, они хотели сниматься у такого мастера. „Кинотавр“ — лучший российский фестиваль. Спасибо вам».

Читайте также
Статьи Ждать или забыть: Все фильмы «Кинотавра» Кратко обо всех фильмах фестиваля, включая секс-просвет «Про любовь. Только для взрослых», капустник «Мифы» и треш-слэшер «Мертвым повезло».
Репортажи Сделано в Сочи: Фото с закрытия «Кинотавра» Фотографии с церемонии закрытия 28-го российского кинофестиваля «Кинотавр», которое состоялось 14 июня 2017 года.
Новости «Как большие»: Чем порадовал и огорчил короткометражный конкурс «Кинотавра» Конкурс короткого метра «Кинотавра» еще раз доказал, что самый востребованный и самый сложный жанр в российском кино — комедия.
Комментарии (8)

Новый комментарий...

  • shamsey 7 июня 2012, 16:52 пожаловаться

    #

    Холодное лето 53 отличный фильм так что новый фильм Прошкина надо посмотреть.

    ответить

  • 2

    Grenadin Be 7 июня 2012, 18:02 пожаловаться

    #

    обе картины надо будет посмотреть.
    Если «Искупление» — это «другой» фильм о войне, то это просто событие.

    ответить

  • 2

    Del Piero10 7 июня 2012, 22:30 пожаловаться

    #

    Искупление будут очередной агиткой про плохих коммуняг и РПЦ или стоит ждать большего?

    ответить

  • jinlaw 8 июня 2012, 14:50 пожаловаться

    #

    Агитки в фильме нет, на мой взгляд. Там поднимаются очень важные вопросы, которые могут быть интересны и близки каждому человеку. Так что пожалуй это кино стоит посмотреть, если вам близка тема российской истории и нации, особенно в послевоенный период.

    ответить

  • 7

    Directorr 8 июня 2012, 01:23 пожаловаться Я в шоке!!!

    #

    «Заработать на русском кино невозможно вообще — ни на авторском, ни на коммерческом, ни на жанровом», — сказал Мокрицкий.
    Во-первых, не соглашусь, можно заработать, надо просто делать хорошее кино.
    Во-вторых, в его словах есть часть истины! И вот здесь я в шоке! А что собственно говоря происходит? В огромнейшей стране с многомиллионной аудиторией бОльшая часть НАШЕГО кино приносит один убыток!!! Куда смотрит министерство культуры, союзы разные кинематографистов, фонды кино и так далее??? А зачем тогда они все нужны, если самая большая кинопроблема в стране не решается?!!!
    Я вам честно скажу: проблема РЕШАЕМА! Русское кино можно сделать прибыльным! Совсем вкратце напишу:
    1. Ввести лимит иностанного кино, что увеличит прокат русского кино, и, следовательно, его качество. (не надо спорить, одно из другого вполне логично вытекает)
    2. Отслеживать успехи проката нашего кино, зрительский итерес к нему, его сборы. Обязательно ПРЕКРАЩАТЬ выделять деньги тем компаниям или режиссёрам, которые выпускают убыльное кино, пока они не снимут на свои деньги кино, которое будет зрительским и окупится. Стимулировать и выделять деньги тем, кто окупается и имеет хорошие сборы и, следовательно, нравится зрителям.
    Сейчас этого ничего нет, и проката в стране нашего нет, а то жалкое количество копий, которое имеют наши картины, нельзя назвать прокатом!
    Как же болит сердце за НАШЕ кино!

    ответить

  • Liverstein 8 июня 2012, 20:07 пожаловаться

    #

    Сделать прибыльным российское кино только за счет внутреннего проката — это несбыточная мечта, мы же не Индия…
    Поддерживать тех, кто окупается в прокате? У нас окупаются «Яйца судбы» и «Карлосоны» — и толку. Эти справляются и сами, зачем их дополнительно поддерживать…
    Лимит иностранного кино тоже ничего не решит. Блокбастеры останутся, а вот действительно качественное авторское кино пострадает — его и так мало, не будет совсем…
    А вот таким фильмам как «Искупление» или «День учителя» действительно нужно помогать с прокатом на государственном уровне. Нужно помогать молодым талантливым режиссёрам. Только не надо ставить это в прямую зависимость от сборов. Потому что на сборы больше всего влияет «раскрученность» фильма. А вот реакцию зрителей после просмотра нужно как-то отслеживать…
    А еще нужно восстанавливать индустрию кино, как это было в СССР: множество студий, хороший кадровый потенциал — не только в прокате дело.

    ответить

  • 1

    Directorr 9 июня 2012, 01:36 пожаловаться

    #

    Сделать прибыльным российское кино за счет внутреннего проката — это первая цель нашего кинопроизводства, кинобизнеса и кинополитики. Это абсолютно возможно, так как русская аудитория многомиллионная. А вот как это сделать — это другой вопрос, пусть решают компетентные люди, им за это деньги платят.
    Кстати говоря, можно и нужно распространять прокат нашего кино и на страны бывшего соцлагеря. Ещё быстрее окупится.
    Лимит на иностранные фильмы действительно оставит блокбастеры, но это нормально. Пострадают в основном американские мейнстримовские комедии, драмы и мелодрамы…ну и х* с ними, зато возрастёт количество наших картин, что поднимет уровень нашего кинопроизводства как качественно, так и количественно!
    А вот за западный артхаус так уж точно переживать не стоит. Во-первых, итак его у нас толком и не смотрят. А во-вторых, свой наснимем. У нас есть немало мастеров, а будет ещё больше. В крайнем случае, в инете скачаете.
    Реакция зрителей между прочим прямо пропорциональна сборам фильма в абсолютном большинстве случаев. Так что поддерживать КОМПАНИИ и АВТОРОВ, которые снимают кассовые, пользующиеся спросом у зрителя фильмы, надо обязательно, как и наказывать рублём тех, у кого это не получается. Возникнет здоровая конкуренция за место под солнцем, что пойдёт на пользу нашему кино.
    А теперь самое непростое. Зритель НАШ, увы, испорчен. Испорчен «плохим» кином. Молодое поколение, к сожалению, воспитано на попкорновом американском кино, целых 20 лет их так воспитывали. Поэтому и окупаются сейчас яйца судьбы и любовь-морковь, как вы верно заметили. А более старшее поколение в кино не ходит, так как такое кино их не интересует да и денег не лишко у большинства населения страны, а работают многие с утра до вечера без выходных. Всё это сказывается на нашем кино. Вообще есть ОЧЕНЬ много факторов…
    Естественно, учитывая эти тяжелейшие обстоятельства, надо финансировать первое время и наш артхаус, и авторское кино, и социальное и патриотическое кино, но самое главное (и сложное) прокатывать его (как?), и прокатывать достойным количеством копий. Чтобы в конечном итоге воспитать, взрастить «своего» зрителя. Как бы вы не спорили, но зрителя надо «воспитывать», «взращивать», иначе дай волю «показывай эротику», её одну и будут любить.
    Вообще на самом деле всё очень сложно. У нас рыночная система, деньги решают всё, прокатчиков интересуют только деньги, им плевать на наше кино, поэтому в этом вопросе надо проявлять тоталитаризм какой-то чтоли в отношении прокатчиков, потому что в какой-то степени, защищая свои интересы, они действуют против интересов нашей страны и её развития.
    Напоследок, студии, индустрию, кадры — не надо восстанавливать. Всё восстановится, дайте ПРОКАТ! Сразу начнут снимать, вырастут кадры, появятся студии, киноиндустрия заработает. Только как я уже описал надо прокат вернуть и деньги правильно перераспределять.
    А вообще, нахер я это всё пишу, всё равно никто это не прочитает, а даже если прочитает них*я не сделает. Решено, я сам стану великим режиссёром и буду способствовать развитию нашего кинематографа, а то эти жирные ленивые уроды-режиссёры, политики, и особенно ПРОКАТЧИКИ совсем ох*ели.

    ответить

 
Добавить комментарий...