Новости

Канн-2012: Победители крупным планом

Получив «Золотую пальмовую ветвь» за «Любовь», Михаэль Ханеке стал шестым режиссером, удостоившимся этой престижнейшей награды дважды. При этом Ханеке — первый постановщик, чьи «пальмы» разделяют всего три года. Жюри на пресс-конференции защищало свои решения, а председатель Нанни Моретти заявил, что три конкурсных фильма сильно раскололи их компанию.

Получив «Золотую пальмовую ветвь» за «Любовь», Михаэль Ханеке стал шестым режиссером, удостоившимся этой престижнейшей награды дважды. При этом Ханеке — первый постановщик, чьи «пальмы» разделяют всего три года. Жюри на пресс-конференции защищало свои решения, а председатель Нанни Моретти заявил, что три конкурсных фильма сильно раскололи их компанию.

Сразу оговоримся, что три фильма, о которых идет речь в предыдущем абзаце, — «Небесная механика» Леоса Каракса, «После мрака свет» Карлоса Рейгадаса и «Рай: Любовь» Ульриха Зайдля. Первый и последний вообще остались несолоно хлебавши. Как и говорили в кулуарах, Моретти был категорически против этих фильмов (особенно против Каракса), причем итальянский режиссер отметил, что в этом году многие его коллеги больше интересовались собственным стилем, чем персонажами.

Сам же председатель жюри больше тяготел к четким киновысказываниям, нежели к авторским изыскам. Но ему пришлось пойти на уступки. В частности, фильм «После мрака свет» особенно бурно защищала англичанка Андреа Арнольд. Постановщица «Грозового перевала» назвала ленту «смелым, нежным, исполненным любви фильмом, который не боится жизни и ее хрупкости». Бывший министр культуры Гаити, а ныне глава французской государственной киношколы La Femis Рауль Пек сказал: «Картина очень тронула меня — как интеллектуально, так и эмоционально. Мне редко доводилось видеть кадры, дышащие такой силой, такой свободой, такой искренностью. Режиссер привлекает наше внимание к сегодняшним проблемам, таким как отношения в паре, любовь, дети, невозможность коммуникации, а также классовая борьба, и он делает это с исключительной силой и невероятно поэтично».

Премию за режиссуру мексиканцу Рейгадасу встречали с громким буканьем как в зале «Люмьер», где проходила церемония, так и в пресс-центре. Фильм был довольно негативно принят критикой, но это не смутило самого режиссера, пришедшего на пресс-конференцию со своей премией. «Меня спрашивали, не расстраивает ли меня то, что мой фильм многим не понравился. Понравиться — цель многих кинодеятелей, но не моя. Моя цель — свободно выразить то, что я хочу, и оставить что-то в ком-то», — сказал Рейгадас.

Юэн МакГрегор явно проникся работой Мадса Миккельсена в драме Томаса Винтерберга «Охота». Комментируя решение жюри вручить премию за лучшую мужскую роль датскому актеру, МакГрегор сказал: «Это очень тонкая и прекрасно сыгранная роль. Мадс потрясающе вжился в образ человека, попавшего в такую сложную ситуацию». Нанни Моретти отметил, что «тем напряжением, которое не отпускает зрителя на протяжении всего фильма, картина обязана как режиссуре, так и исполнителю главной роли». Он также добавил, что некоторые члены жюри предлагали присудить призы актерам, занятым в фильме  «Любовь», но согласно регламенту фестиваля приз за лучшее актерское исполнение не может быть отдан ленте, получившей одну из трех первых премий — «Золотую пальмовую ветвь», приз за режиссуру или Гран-при.

«Честно говоря, я удивлен, — признался Миккельсен. — Может быть, мои слова покажутся вам пустыми и фальшивыми, но мне известно, что в этом году здесь было много талантливых ролей. Я, конечно, был удивлен, но в большей степени тронут. Для меня это ненормальное состояние, я обычно очень спокойный человек, но тут с трудом выговаривал слова». Мадс уже уехал из Канна, но вечером 27 мая снова появился на красной дорожке — дирекция фестиваля завернула актера обратно, чтобы он представлял фильм на церемонии закрытия, поскольку режиссер не мог отойти от своей супруги, находившейся в роддоме. «Я говорил это уже прежде и повторю еще раз: нельзя сыграть хорошую роль в среднем фильме. Томас снял потрясающее кино», — поблагодарил Винтерберга Миккельсен, впервые работавший с соавтором манифеста «Догма».

Удалось ли лучшему актеру посмотреть хотя бы один фильм из программы? «Нет», — ответил датчанин, посетовав, что приходится прежде всего рекламировать фильм, с которым ты приехал. «Но вы зовите меня на будущий год в жюри — буду с удовольствием смотреть кино!»

Если премия Миккельсена вызвала шквал одобрительных аплодисментов, то Гран-при фильму «Реальность» итальянца Маттео Гарроне рассматривается многими журналистами как любезность Моретти, оказанная соотечественнику. Журналисты делились сплетней, что председатель жюри поначалу хотел отдать актерский приз Аньелло Арене, сыгравшему неаполитанского торговца рыбой, стремящегося стать звездой реалити-шоу. Однако Арена отбывает пожизненный срок за убийство, а «ветки» Каннского фестиваля плохо смотрятся в тюремных камерах.

«Я разговаривал с Аньелло до своего отъезда в Канн, и он был очень рад тому, что фильм выбрали в основной конкурс, — сказал Гарроне. — Сейчас он временно на свободе. Позвоню ему попозже, расскажу про награду — он обрадуется. И я очень надеюсь, что жизнь „Реальности“ продолжится и дальше. Награда наверняка поможет прокатной судьбе фильма». Отметим, что «Гоморра» Гарроне также принесла режиссеру Гран-при Каннского фестиваля, так что дальше уже только «Пальмовая ветвь», как пожелал Маттео модератор пресс-конференции.


Журналисты тепло принимали решение отдать приз жюри британцу Кену Лоучу, снявшему комедию «Доля ангелов» про шотландских гопников, задумавших украсть дорогой виски. «У героев моего фильма нет работы, — сказал Лоуч. — И мир говорит им, что они ничего из себя не представляют. Но, надеюсь, из нашего фильма станет понятно, что они имеют огромную ценность! Все это напоминает нам сегодняшнюю ситуацию в Европе, когда безработным говорят, что они должны оставаться без работы, без надежды и без будущего. А я хочу сказать, что иной мир возможен. И он неизбежен».

Когда Алек Болдуин вышел на сцену зала «Люмьер» вручать награду за лучшую женскую роль, по двум свиткам в руках актера стало понятно, что премия разделена пополам. Но мало кто предполагал, что жюри отдаст обе «Серебряные ветви» румынским актрисам из драмы Кристиана Мунджиу «За холмами». Космина Стратан и Кристина Флутур всего два месяца назад закончили съемки, а сегодня уже принимали награду из рук американской звезды.

Оказалось, что фотографию театральной актрисы Кристины Флутур режиссер увидел в интернете и решил позвать ее в свою картину, ну а Космина некоторое время назад работала журналисткой и брала интервью у Мунджиу. Девушка поразила режиссера, и он решил обязательно снять ее в кино. «Я очень рад этой премии, рад и удивлен, потому что мой фильм — самый длинный из всех картин конкурса. Я постоянно менял диалоги, актрисы мне очень помогали в этом, мы стремились придать фильму неразрывный, постоянный характер», — сказал Кристиан.

«За холмами» — история двух подруг, которых жизнь развела в противоположные стороны. Алина уехала в Германию, а Войчита ушла в монастырь. Спустя некоторое время Алина возвращается домой, чтобы снова возобновить отношения с Войчитой. Пока бывшая подруга помогает ей с документами, Алина живет в монастыре и буквально пытается навязать в нем свои правила, заставляя монахинь прибегнуть к крайне нелицеприятным мерам. Фильм с самого первого дня показа находился среди фаворитов критиков.

Принимая главную награду Каннского фестиваля за свою «Любовь», Михаэль Ханеке отметил, что сюжет фильма основан на обещании, «которое мы дали себе с моей женой, — не бросать друг друга в ситуации, показанной в фильме». «В современном мире мы наблюдаем такое повсюду, это распространенная проблема. Я пережил такую ситуацию в своей семье, она глубоко затронула меня и вдохновила на создание этого фильма», — сказал режиссер.

«Да у вас, оказывается, есть романтическая жилка!» — заявила Ханеке одна журналистка. «Не буду вам возражать, — улыбнулся режиссер. — Журналисты постоянно пытаются налепить на режиссеров ярлыки: этот специалист в такой-то области, тот — в другой. Долгое время я значился экспертом по насилию. Но что касается романтики, это скорее вопрос не обо мне, а о теме фильма».

Что же случилось с героем Жан-Луи Трентиньяна в финале? На этот вопрос британского корреспондента Ханеке улыбнулся и сказал, что отвечать не собирается. «Мои фильмы сняты в простой для интерпретации манере. Каждый зритель может трактовать их для себя по-разному. И если я буду представлять собственную трактовку, то ограничу зрительское воображение».

На вопрос о том, почему американские фильмы, столь щедро представленные в конкурсе, остались без основных наград (только Бен Зайтлин был отмечен «Золотой камерой» за лучший дебютный фильм «Звери дикого Юга»), отвечал режиссер Александр Пэйн: «Это кинофестиваль, и речь не идет о том, чтобы награждать ту или иную страну. Мы должны выбирать среди представленных фильмов. Делать общие выводы на основании этого выбора некорректно».

Пресс-конференция жюри была недолгой, но не обошлась без конфуза. Просьба болгарского журналиста к Жан-Полю Готье назвать фильм с лучшими костюмами вызывала бурю возмущения Андреа Арнольд: «Зачем вы задаете такой глупый вопрос? Жан-Поль — очень умный человек, и он очень любит кино. За последние две недели я убедилась в том, что он безумно увлечен кинематографом, так что хватит спрашивать его про костюмы... Простите, я немного пьяна, так что резко говорю, но этот вопрос меня просто выбесил!» «Уж такова Андреа», — развел руками Моретти.

Читайте также
Статьи «Насекомые» и миссис Хайд: 15 фильмов Роттердамского кинофестиваля Новые фильмы Яна Шванкмайера, Пола Шредера и Филиппа Гарреля, киноинсталляция Апитчатпона Вирасетакула, а также Изабель Юппер в роли мадам Хайд и Шарлотта Рэмплинг в роли няни.
Статьи «Я сам себе мафия»: Отрывок из новой книги о режиссере Джоне Кассаветисе Какое влияние оказал отец американского независимого кино на творчество Скорсезе, Джармуша, Альмодовара, Каурисмяки и других выдающихся режиссеров.
Новости Михаэль Ханеке снимет сериал-антиутопию Лауреат премии «Оскар» решил попробовать себя на телевидении.
Комментарии (39)

Новый комментарий...

  • 24

    Ray-n-Bow 28 мая 2012, 07:33 пожаловаться

    #

    Я говорил это уже прежде и повторю еще раз: нельзя сыграть хорошую роль в среднем фильме.
    А я не согласен. Ещё как можно.
    И таки да, все американские фильмы прокатили, зря я на них ставил.

    ответить

  • 18

    Анита К 28 мая 2012, 09:51 пожаловаться

    #

    Это просто форма вежливости — обычно все благодарят коллег и всё такое.

    А хорошие роли в таксебешных фильмах бывают, даже такая награда есть на каком-то фестивале независимого кино — «За хорошую роль в посредственном фильме», недавно её Мишель Уильямс дали за роль Мерилин Монро

    ответить

  • 5

    kinovrs 28 мая 2012, 21:27 пожаловаться

    #

    можно, можно- если актер талантлив, то даже и плохую картину может вытянуть:)
    p.s.
    очень хочу посмотреть все фильмы которые принимали участие на Каннском кинофестивале…
    Сделать бы например в крупных городах, дни (недели) просмотра фильмов-участников в Каннах

    ответить

  • 1

    ankamina 28 мая 2012, 21:41 пожаловаться

    #

    Ох, я тоже так мечтаю, так мечтаю…) Но если в Голливуде Королевство стартует на 4-х копиях — что говорить о нашей деревне… Хорошо хоть несколько фильмов купили для проката, правда не самые мною ожидаемые.

    ответить

  • 3

    Alex Croft 28 мая 2012, 07:34 пожаловаться

    #

    Не совсем то, чего ожидал. Но точка поставлена не плохая.

    ответить

  • Да, в целом все более или менее встало на свои места. Теперь будем надеяться, что Кидман за «Газетчика» выдвинут на «Оскар». Раз уж здесь не сложилось…

    ответить

  • Alex Croft 3 июня 2012, 15:22 пожаловаться

    #

    Даже если и не сложится, то огорчаться нет смысла. Оскар за Часы у неё уже есть.

    ответить

  • 8

    emellius 28 мая 2012, 08:34 пожаловаться

    #

    Жаль что «Королевство полной луны» без наград осталось, а «Любовь» помоему в в полне заслуженно победила.

    ответить

  • 9

    Adish 28 мая 2012, 08:41 пожаловаться

    #

    Королевство то в конкурсе не учавствовало

    ответить

  • 5

    Barbidokskaya 28 мая 2012, 10:51 пожаловаться

    #

    «Королевство полной луны» — фильм открытия Каннского кинофестиваля и одновременно участник основной конкурсной программы.

    ответить

  • 4

    Adish 28 мая 2012, 13:11 пожаловаться

    #

    а, пардоньте. С чего то вдруг решил что фильм открывающий фестиваль в ни в основном и в особом взгляде не учавствует.

    ответить

  • 1

    Barbidokskaya 28 мая 2012, 13:15 пожаловаться

    #

    Обычно да, но не в этот раз…

    ответить

  • 5

    iskatel_ 28 мая 2012, 09:14 пожаловаться

    #

    Не могу пока однозначно определить свое отношение к итогам: жду, когда появится возможность посмотреть картины лично. Хотя, уверен, каждый победитель в той или иной степени достоин полученной награды, но, повторюсь, субъективно оценивать результаты на справедливость (в соответствии со своими, разумеется, критериями) можно лишь после непосредственной оценки соответствующих работ.

    ответить

  • Андреа Арнольд теперь мой кумир)))

    ответить

  • 7

    LDN 28 мая 2012, 09:55 пожаловаться Разочарование

    #

    По сравнению с прошлым годом нынешний Каннский кинофестиваль явно проигрывает, вопрос в том будет ли хоть одна картина, участвующая в конкурсе представлена в 2013 году на Оскаре в категории «Лучший фильм»? От силы один.

    ответить

  • 1

    de_lana_caprina 28 мая 2012, 14:28 пожаловаться

    #

    какой? :)

    ответить

  • Посмотрели все фильмы?)))

    ответить

  • 4

    LDN 28 мая 2012, 15:30 пожаловаться

    #

    Конечно я не просмотрел ни одного, но я видел предыдущие работы режиссеров фильмов, которые были награждены. Знаю на что они способны, среди них нет фаворитов киноакадемиков прошлых лет. Учитывая, что фильмы ностальгической направленности преобладали в 2012 году на Оскаре, то можно сделать вывод только Ханеке может номинируют. Плюс следил за репортажами Кинопоиска с Канн. Можете в марте следующего года, если я ошибся, в чем я сомневаюсь, написать в личку на предыдущий коммент с пометкой: «#$%^#@@$? ты был неправ».

    ответить

  • Я просто не очень понимаю, зачем вы мешаете Канн и Оскар — это абсолютно разные вещи. А что касается фильмов, показанных в этом году, то это была очень сильная программа, что бы вам ни казалось ;)

    ответить

  • 3

    LDN 28 мая 2012, 15:39 пожаловаться

    #

    ну 10 лучших фильмов Оскара заведомо хуже 10 победителей Канн. Согласитесь, что это мягко говоря не так.
    А что касается фильмов, показанных в этом году, то это была очень сильная программа, что бы вам ни казалось ;)
    70% конкурсной программы нет желания смотреть, если честно. Да и когда их у нас покажут, как раз ближе к Оскару следующего года.

    ответить

  • То, что у вас нет желания смотреть, не значит, что кино плохое))

    ответить

  • 2

    LDN 28 мая 2012, 15:42 пожаловаться

    #

    В Каннах откровенно плохого почти не показывают, ну к кроме Михалкова с его последним шедевром.

    ответить

  • 2

    Cherry_Cherry 28 мая 2012, 10:01 пожаловаться

    #

    Я так рада за Михаэля Ханеке.. Один из моих любимых режиссеров. Спасибо ему большое за его фильмы и поздравляю!

    ответить

  • 1

    Nik_Nik 28 мая 2012, 10:10 пожаловаться

    #

    теперь очень хочется посмотреть эти фильмы самому :)
    однако уверен, что те или иные фильмы более чем достойные) все-таки в креслах жюри в Каннах сидят не случайные люди, а те, кто разбирается в кино!

    ответить

  • 1

    Ilan Thorn 28 мая 2012, 10:25 пожаловаться

    #

    Странно, что все так возмущаются наградой за режиссуру, отданной Рейгадасу. Конечно, все возможно; даже что-то, настолько невероятное, как потеря режиссерского навыка за пять лет. Но я точно знаю: человек, снявший «Безмолвный свет», безусловно является одним из выдающихся режиссеров современности.

    ответить

  • 2

    Barbidokskaya 28 мая 2012, 10:55 пожаловаться

    #

    Ну вот и славно, результаты оглашены, награды розданы, можно расслабиться и перестать «болеть»)))! С нетерпением жду возможности увидеть «Любовь» Ханеке. Безумно интересно увидеть киновысказывание о любви от такого режиссёра…

    ответить

  • frechenboch 28 мая 2012, 12:58 пожаловаться

    #

    ничего пока не смотрел, но рад, что главная премия досталась простой истории о человеческих чувствах, а не очередному претенциозному арт-хаусному пшику. Да и Ханеке люблю, не ожидал, что он может снять нечто про человека и не про его гадкую сущность, как обычно. Что ж, будем смотреть и готовить носовые платки.
    А Андреа жжет))) хотя я не в восторге от её «Грозового перевала», хотя экранизация вышла довольно смелой

    ответить

  • а что, регламент поменялся?

    согласно регламенту фестиваля приз за лучшее актерское исполнение не может быть отдан ленте, получившей одну из трех первых премий — «Золотую пальмовую ветвь», приз за режиссуру или Гран-при.
    Фильм «Бартон Финк» братьев Коэн получил и пальмовую ветвь, и приз за лучшую режиссуру, и за лучшую мужскую роль.
    http://www.kinopoisk.ru/film/2890/

    ответить

  • 2

    ДжиМэн 28 мая 2012, 13:22 пожаловаться

    #

    Ханеке вошёл в суперэлитный Клуб» 2 Пальмы» (Коппола, Кустурица, Имамура и тд.). В Канне его действительно обожают

    ответить

  • 2

    misslidell 28 мая 2012, 13:26 пожаловаться

    #

    Отдать главный приз Ханеке — это самый нейтральный безопасный вариант. Он снимает скучное депрессивное кино якобы с каким-то сверхподтекстом, за просмотр которого тоже впору давать награду. Фон Триер хотя бы любит поглумиться и перевернуть все с ног на голову, у него всегда наготове фига в кармане. Жаль, на этом фестивале его явно не хватало. Я бы отдала главный приз «Охоте» ученика Триера — Винтерберга. Очень своевременное кино, а то якобы цивилизованное общество уже задолбало со своей паранойей в каждом человеке, просто любящем детей, видеть педофила.

    ответить

  • Harry Angel 28 мая 2012, 16:03 пожаловаться

    #

    Солидаризуюсь с Вашим комментом мисс. Смотрел американскую версию «Забавных игр». Два подонка мучают семью, потом убивают. Подано все заурядно, сюжет практически отсутствует, визуальных изысков нет, интересных диалогов тоже. Зато имеется странное в данном контексте безразличие режиссера, как-будто насилие над людьми для него предмет того же уровня, что и полив газона. Просто возможность что-нибудь поснимать.
    Верно сказано также, что «Охота» — актуальное кино. Сегодня многие граждане напуганы и находятся в боевой готовности. Интернет завален детской порнографией, новости сообщают об очередном педофиле, пойманном в стенах учебного заведения. Любой подросток может одним намеком уничтожить репутацию своего преподавателя. Достаточно использовать подходящие обстоятельства. Вроде тех, которыми угрожал герою Дэвида Швиммера способный ученик Брэд Ренфро.

    ответить

  • 3

    Cherry_Cherry 28 мая 2012, 18:44 пожаловаться

    #

    Сколько людей столько и мнений. Лично мне нравятся фильмы Ханеке и у меня язык бы не повернулся назвать его работы депрессивными. И тем более он не старается усиленно донести до нас какой-то глубокий смысл, зритель сам для себя решает что именно полезного подцепить из увиденного.

    А что касается «Забавных игр«… Фильм о насилии в целом, о насилии в кинематографе. В общем, долго объяснять, но вы наверное немного не так всё поняли.

    ответить

  • 1

    Perchik04 2 июня 2012, 11:56 пожаловаться

    #

    Вы верно заметили, Ханеке плевать на своих героев, у него мертвое, стерильное кино. И без второй ветки вполне мог бы обойтись.

    ответить

  • 1

    adult_young 28 мая 2012, 14:19 пожаловаться

    #

    регламент правда поменялся видимо недавно, потому что и Бьоре получила за Танцующую в темноте и сам фильм получил ветку

    ответить

  • 1

    Sweet nothing 28 мая 2012, 15:31 пожаловаться

    #

    Было бы неплохо, если бы Микельсен повторил известный всем прошлогодний опыт Дюжардена

    ответить

  • Ruslan Rimovich 28 мая 2012, 15:55 пожаловаться

    #

    американское кино оставили в стороне

    ответить

  • ДжиМэн 28 мая 2012, 16:03 пожаловаться

    #

    Они свое в прокате наберут. Лично меня очень заинтересовали «Газетчик», «Пьяный округ», «Ограбление»," В дороге».
    Судя по всему вполне приличные картины.

    ответить

  • misslidell 28 мая 2012, 19:50 пожаловаться

    #

    Точняк. А какой жуткий Гай Пирс в «Пьяном округе». Если бы не знала заранее, что это он, ни за что бы его не узнала.

    ответить

  • Perchik04 2 июня 2012, 11:46 пожаловаться

    #

    Эта Андреа Арнольд совсем тупая, мало того, что несет всякую чушь, затыкает рты журналистам, да еще и признается, что пьяная. Зная за собой такие способности, надо тихо сидеть и держать рот руками.

    ответить

 
Добавить комментарий...