Режиссер «Резни» объявил о начале работы над своей новой картиной. Ею станет политический триллер «Д» (D), основанный на процессе по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генштаба, капитан Альфред Дрейфус. Сценарий написал Роберт Харрис, с которым Роман Полански работал над фильмом «Призрак».
«Мне давно хотелось снять фильм о деле Дрейфуса, — говорит Полански. — Причем показать его не как костюмную драму, а как шпионскую историю. Таким образом станет понятно, как события тех дней перекликаются с текущей обстановкой в мире. Это старый как мир сюжет о преследовании меньшинств, паранойе, тайных военных трибуналах, неконтролируемых разведывательных агентствах, правительственном крышевании и о бешеной прессе».
В декабре 1894-го капитан Альфред Дрейфус, один из немногих евреев из французского генштаба, предстал перед судом в Париже. Дело рассматривалось при закрытых дверях. Дрейфуса обвиняли в краже нескольких секретных документов. Судьи колебались: улик было недостаточно. Тогда с согласия военного министра следователь изготовил фальшивый документ — записку, якобы написанную германским послом и изобличавшую Дрейфуса в сотрудничестве с немцами. Дрейфус был приговорен за шпионаж и государственную измену к разжалованию и пожизненной ссылке в Кайенну.
Пока шел суд и пока бывший капитан отбывал наказание, в прессе высказывались мнения о том, что Дрейфус пал жертвой судебной ошибки. В январе 1898-го в газете «Аврора» появилось знаменитое письмо Эмиля Золя к президенту республики Феликсу Фору под заголовком «Я обвиняю!», в котором решительно утверждалось, что документы против Дрейфуса были сфабрикованы, а генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Дрейфуса, чтобы выгородить по-настоящему виновного майора Эстергази. Письмо Золя захватило общественное внимание не только Франции, но и всего мира.
Франция разделилась. Для одних Дрейфус — изменник, враг Франции, а его сторонники — евреи, иностранцы и люди, продавшиеся евреям, чтобы очернить честь французской армии. Для других Дрейфус — отчасти случайная жертва, на которую пало подозрение только потому, что он еврей, а отчасти жертва злобы людей, действовавших сознательно, чтобы выгородить Эстергази и других.
В результате долгих разбирательств только 12 июля 1906 года Дрейфус был признан невиновным и восстановлен в армии.
Дело Дрейфуса повлияло не только на политический и социальный климат Франции, но и оставило свой след в литературе и кинематографе. Первым этот процесс отразил знаменитый Жорж Мельес.
Существует немало постановок об этом событии. В частности, британский режиссер Кен Рассел снял картину «Узник чести», где главную роль сыграл Ричард Дрейфусс. Интересно, что актер по молодости считал себя потомком опального офицера.
Сценарий написал Роберт Харрис, с которым Роман Полански работал над фильмом «Призрак». Призрак - шикарный фильм