Новости

Берлин-2012: Победители крупным планом

Закончился первый крупный киносмотр этого года в Европе. Едва отгремели последние аплодисменты Берлинале, среди журналистов начались разговоры о приближающемся Каннском фестивале. Но мы хотим подробнее остановиться на фильмах, которые были удостоены главных наград 62-го Берлинского.

Закончился первый крупный киносмотр этого года в Европе. Едва отгремели последние аплодисменты Берлинале, среди журналистов начались разговоры о приближающемся Каннском фестивале. Но мы хотим подробнее остановиться на фильмах, которые были удостоены главных наград 62-го Берлинского.

Представляя картину «Сестра», получившую специальное упоминание жюри, режиссер Майк Ли сказал: «Это прекрасное и очень тонкое исследование на тему богатых и бедных». Кому, как не режиссеру одних из лучших социальных драм Великобритании, разбираться в этом вопросе. В «Сестре» подросток Симон живет со своей сестрой-алкоголичкой (Леа Сейду) неподалеку от шикарного швейцарского горнолыжного курорта. Поскольку сестра нигде не работает, Симон занимается тем, что ворует у богачей снаряжение и потом продает по дешевке неподалеку от дома.

Бывший кинокритик, португалец Мигель Гомеш, получивший за свое необычное и стильное «Табу» приз имени Альфреда Бауэра, принимая награду, сказал: «Спасибо жюри, но я несколько растерян, потому что я снял старомодное кино, а приз — за новые перспективы». Ранее «Табу» стало лауреатом премии FIPRESCI. Умирая, эксцентричная старушка просит двух соседок разыскать некоего мужчину. Женщины находят незнакомца, который рассказывает им трогательную историю их любви в колониальной Африке и их преступления, после которого они больше никогда не виделись.

На пресс-конференции Гомеш активно позировал с бокалом шампанского. Режиссера назвали Хемингуэем кинематографа и спросили, станет ли черно-белое кино новым 3D. «Надо показывать то, что происходит между героями, их эмоции. Иногда это можно снять частично в черно-белом цвете, а частично и в немом виде», — ответил Мигель.

Премии за лучший сценарий и лучшую актерскую работу получила датская картина «Королевский роман». Это история, происходившая в Датском королевстве в середине 18-го столетия. Юная королева Каролина-Матильда ненавидит своего супруга — психически больного короля Кристиана VII, который предпочитает проституток ее обществу. Появление в свите короля немецкого врача-вольнодумца Иоганна Фридриха Струэнзе вносит серьезные коррективы не только в жизнь Каролины, влюбляющейся в красавца доктора, но и в жизнь датчан — Струэнзе оказывает серьезное влияние на короля, который постепенно преобразовывает правительство. К сожалению, роман королевы и врача обречен, поскольку мачеха Кристиана не в восторге от перемен в Копенгагене.

Сценаристы «Королевского романа» моментально получили ожидаемый вопрос: «Как вы поделите свою награду? „Медведь“ один, а вас двое». Авторы пошутили, что ради такого случая, возможно, съедутся вместе. «Мы работали над этим фильмом пять лет, это очень важный и серьезный проект для нас, — сказал Николай Арсел. — Важно было сохранить баланс между драмой и достоверностью». Расмус Хейстерберг отметил, что они, безусловно, кое-что присочинили, но потом потратили год на полировку сценария и даже убрали некоторых персонажей. «Никто не знал, как там все было, но мы старались включать настоящие речи, имевшие место в реальности».

Миккель Фольсгаард, сыгравший сумасшедшего короля, получив роль, начал читать книги по истории Дании, откуда вычитал про специфический смех Кристиана VII, который и продемонстрировал на пресс-конференции под аплодисменты журналистов. Актера спросили о том, какой был диагноз у короля, но Миккель рассказал, что они решили не ставить определенный диагноз: «Мне показалось, что он был очень молодым и наивным. По молодости его часто били и обижали, поэтому он и вырос таким». После Берлинале Фольсгаард возвращается в театральную академию, где ему осталось отучиться еще пять месяцев.

Рашель Мванза появилась на пресс-конференции в хипстерских очках, с трудом сжимая в хрупкой ручке «Медведя» — похоже, что награда на самом деле очень тяжелая! В «Ведьме войны» Мванза играет Комону, жительницу неназванной африканской страны, раздираемой гражданской войной. Девочка в 13 лет остается без родителей, она убивает их собственными руками под давлением повстанцев. Комону берут в плен, дают в руки ружье и отправляют воевать с правительством. Оказывается, что у Комоны есть редкий дар — она способна предвидеть появление солдат противника. Глава сопротивления называет девочку «ведьмой войны» и велит охранять ее. В отряде Комона знакомится с мальчиком по имени Волшебник, и они вместе сбегают от повстанцев и решают пожениться. К сожалению, счастливой жизни у подростков не получается: «ведьма» должна быть возвращена в отряд любой ценой.

«Ведьма войны» снималась в Конго. Канадский режиссер Ким Нгуйен взял на главные роли жителей Киншасы. Среди них была и Рашель Мванза. На пресс-конференции 14-летняя лауреатка заявила, что и дальше будет сниматься в кино.


Приз за художественные достижения выдается представителям самых разных профессий — от художников до костюмеров, но в этом году он достался оператору китайской картины «Равнина Белого Оленя» Лутсу Райтмайеру. Трехчасовая историческая лента лауреата Берлинале за «Свадьбу Туи» Ван Цюаньаня основана на одноименном романе, который директор Берлинале Дитер Косслик называет «самой скандальной книгой в современной китайской литературе».

«Равнина Белого Оленя» повествует о трех поколениях враждующих семейных кланов, живущих в провинции Шэньси, и красивой женщине, оказавшейся между ними. Крестьяне, издавна привыкшие собирать дань для императора, живут от урожая до урожая. В начале 20-го столетия до Китая доходит весть о революции в России, и бедняки равнины Белого Оленя восстают против своих угнетателей. Однако не все разделяют революционные идеи, считая, что какая бы система ни воцарилась, крестьяне все равно будут страдать.

На пресс-конференции после фильма режиссер сказал, что две семьи символизируют в его фильме судьбу китайского народа на протяжении ряда исторических событий: нападение Японии, гражданская война и приход Мао к власти. Ван Цюаньань считает, что понимание китайской нации невозможно без понимания истории Китая. «Я хотел снять такой фильм уже лет двадцать», — признается постановщик. После первой сборки хронометраж картины составил пять часов, но по окончании монтажа и после проверки цензоров фильм длится 188 минут. И тем не менее режиссер считает, что сейчас в Китае стало гораздо легче говорить об истории страны.

Сам оператор на церемонию вручения наград не приехал, поскольку был болен, поэтому приз получала его подруга.

Кристиан Петцольд стал обладателем «Серебряного медведя» за режиссуру драмы «Барбара». В 2003 году его картина «Вольфсбург» получила в Берлине приз FIPRESCI, но столь высокой награды немецкий постановщик удостаивается впервые. Его фильм рассказывает о судьбе женщины из ГДР, которая в 1980 году намерена бежать на Запад к своему любовнику, но работа в новой больнице и встреча с доктором, который влюбляется в нее, меняет планы Барбары.

«В последние годы Восточная Германия в кинематографе показывается очень бесцветно. Сплошные обреченные лица и мрак пересечения границы. Нам не хотелось показывать портрет угнетенного народа и противопоставлять его светлым западным силам освобождения. Нам вообще не хотелось никаких символов». По словам Петцольда, на создание «Барбары» его вдохновил фильм Ховарда Хоукса «Иметь и не иметь». «Двое возлюбленных в исполнении Лорен Бэколл и Хамфри Богарта предположительно следят друг за другом, обманывают тайную полицию и вынуждены понимать то, что говорится между строк».

Обладатель Гран-при Беденек Флигауф за ленту «Просто ветер» знаком российскому зрителю по фильму «Чрево» с Евой Грин. В Берлин он привез картину о нелегкой и трагической судьбе цыган в Венгрии. «Я всегда рассматривал свой фильм как телевизионный. Думаю, телевидение поддерживает такие фильмы. Но в Венгрии ни один телеканал не подержал этот проект. Но теперь мне приходится давать им интервью. Социальное кино — важный элемент для телевидения, и надеюсь, что этот серебряный зверек поможет нам продвинуть такие фильмы на ТВ», — сказал режиссер.

«Я снял этот фильм, чтобы помочь людям, которые работают с цыганами, — продолжил Беденек. — Надеюсь, эта картина поможет им находить финансирование для своей миссии, поскольку вокруг слишком много расизма и ксенофобии».

Интересно, что в прошлом году Гран-при жюри также достался венгерской картине — черно-белой минималистичной ленте Белы Тарра «Туринская лошадь».

Братьев Тавиани встречали в пресс-холле бурными аплодисментами. «Цезарь говорил: „Пришел, увидел, победил“. Как вы чувствуете себя?» «Отлично! — сообщил Паоло Тавиани. — Мы работали в тюрьме, где заключенные и по совместительству наши актеры говорят о тирании, об убийствах своих сокамерников, так что пьеса Шекспира оказалась очень близка им». Ожидают ли братья, что их картина станет кандидатом на «Золотой глобус» и «Оскар»? Едва Витторио Тавиани начал отвечать, у него зазвонил телефон. «Я разговариваю! — сказал режиссер звонившему, попросил брата выключить телефон и продолжил отвечать на вопрос. — Фильм для нас был очень важен. Мы начали снимать его и как будто отправлялись в путешествие. Но мы не знали, чем оно закончится». Про возможные номинации братья тоже пока не знают и не задумываются.

Паоло Тавиани говорит: «Мы не объясняли актерам, как играть. Они были полностью свободны. К нашему удивлению, эти люди открыли в себе очень неожиданные стороны». В частности, заключенные не боялись называть свои имена. «Они мотивировали это тем, что будут сидеть еще долгие годы, а фильм появится на экранах и напомнит их родственникам об их существовании».

«Цезарь должен умереть» родился из телефонного звонка. Старинная подруга Тавиани позвонила режиссерам и сообщила, что видела спектакль, не похожий ни на одну пьесу в мире. Братья заинтересовались и отправились смотреть постановку «Божественной комедии» Данте. С одним «но»: театр находился в самой настоящей тюрьме, в римской «Ребибии». Мастерство заключенных-актеров поразило Тавиани. «Мы решили, что должны показать, как из тюремных камер и от маргиналов, живущих так далеко от искусства, рождается красота актерских работ. И мы посоветовали Фабио Кавалли, режиссеру, работающему с заключенными, поставить „Юлия Цезаря“. Фабио моментально согласился».

Заключенные, участвующие в фильме, до своего ареста являлись членами разного рода мафиозных группировок. В большинстве своем «актеры» получили пожизненный срок. Впрочем, есть и исключения — например, Сальваторе Стриано, сыгравший Брута, на момент съемок уже был свободным человеком. Приговоренный к 14 годам и 8 месяцам, Стриано был помилован после 6 лет и 10 месяцев.

Свой фильм Тавиани решили снимать как в цвете, так и в черно-белом виде: «Потому что цвет добавляет реалистичности, а черно-белая картинка нереалистична. Едва мы оказались в тюрьме, то поняли, что есть риск скатиться в телевизионный натурализм, и мы избежали его, прибегнув к монохромным кадрам».

Сразу после пресс-показа 25 стран приобрели права на прокат «Цезаря». На днях к ним присоединилась и Америка. Прокатная судьба ленты братьев Тавиани в России на сегоняшний день не определена.

Читайте также
Новости Шарлиз Терон станет шпионкой в Берлине времен холодной войны Режиссеры боевика «Джон Уик» Чад Стахелски и Дэвид Литч, прежде чем взяться за продолжение своего дебютного фильма с Киану Ривзом, экранизируют графический роман Энтони Джонстона «Самый холодный город» (The Coldest City). Главную роль сыграет Шарлиз Терон.
Новости Все любят Ричарда Линклейтера В четверг вечером Берлинский кинофестиваль можно было завершать. После «Отрочества» Ричарда Линклейтера среди журналистов мелькала одна и та же фраза: «Дальше на конкурсную программу ходить не стоит». Но каковы лидеры критиков в конкурсе на сей раз, посмотрим вместе с привычным нам вестником кинофестивалей — журналом Screen.
Новости Берлин-2014: Победители на тонком льду 
Почти две недели Берлин находился в центре внимания кинематографической общественности. 64-й по счету фестиваль оказался рекордным: 330 000 проданных билетов. Лучшим фильмом, вопреки ожиданиям, был назван китайский нуар «Черный уголь, тонкий лед». Ричард Линклейтер, которого все равно любят все, получил приз за режиссуру.
Новости Как снять шедевр за 12 лет и заняться сексом с Киллианом Мёрфи 39 съемочных дней заняла у Ричарда Линклейтера работа над фильмом «Отрочество». Вот только растянулись они на долгие 12 лет. Едва начались финальные титры, журналисты одарили ленту аплодисментами и криками «браво!». Чуть меньше аплодировали драме Клаудии Льосы «В воздухе», которая благодаря актерским работам Дженнифер Коннелли, Киллиана Мёрфи и Мелани Лоран превращается в завораживающее зрелище.
Комментарии (18)

Новый комментарий...

  • 9

    Danse avec le diable 19 февраля 2012, 13:52 пожаловаться

    #

    Очень заинтересовал «Цезарь должен умереть» — но думаю увидеть эту картину в российском прокате можно только мечтать.

    ответить

  • katenev 19 февраля 2012, 20:04 пожаловаться

    #

    Да, тоже хочется посмотреть Цезаря, чем он так, интересно, заинтересовал жюри кинофестиваля, кроме истории создания и актеров конечно.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 20 февраля 2012, 13:13 пожаловаться

    #

    Неужели только тем, что это тюремная постановка «Юлия Цезаря»?

    ответить

  • 3

    Ilnurezzz 19 февраля 2012, 14:31 пожаловаться

    #

    Оффтоп. Вот и до оскара уже рукой подать.

    ответить

  • -Marionetka- 19 февраля 2012, 14:45 пожаловаться

    #

    Больше всего из программы заинтриговал «Цезарь должен умереть» — неординарная картина, необычный метод съемки и сама постановка. Возможно, у нас ее тоже покажут, но не так скоро.

    ответить

  • 1

    Serg_Film 19 февраля 2012, 15:17 пожаловаться

    #

    А что два медведя двум сценаристам -дать слабо?
    Настолько низкий бюджет у кинофестиваля?

    ответить

  • Huntelaar19 19 февраля 2012, 16:44 пожаловаться

    #

    Ох, хороший фест выдался. И все фильмы интересные, кроме Петцольда, конечно!

    ответить

  • supergogorchik 19 февраля 2012, 18:23 пожаловаться

    #

    Рекомендую ознакомиться с «Вольфсбургом» Петцольда. Возможно, пересмотрите свое к нему отношение.

    ответить

  • 1

    Huntelaar19 19 февраля 2012, 19:27 пожаловаться

    #

    После убойной трилогии желание как испарилось)

    ответить

  • 7

    Gwinblade_ 19 февраля 2012, 17:19 пожаловаться

    #

    Конечно, это чудесно, что вручают всякие премии, но я жду Оскар. Безумно интересно посмотреть какой фильм будет лучшим, ибо предыдущие 3 получали неожиданно премию.

    ответить

  • Saveger 19 февраля 2012, 21:54 пожаловаться

    #

    причем тут премии и оскар?)

    ответить

  • Vovans 20 февраля 2012, 02:45 пожаловаться

    #

    Вообще не при чем! Просто трава нынче никакая пошла))

    ответить

  • MovieKid 19 февраля 2012, 18:12 пожаловаться

    #

    Что только уже не делали с бессмертными произведениями Шекспира. Думаю эта постановка достойна пристального внимания. Спасибо Берлинале за то что обратил внимание на эти фильмы.

    ответить

  • Hugo92 19 февраля 2012, 18:12 пожаловаться

    #

    Многих победителей вижу и слышу в первый раз, но всё равно за всех рад и поздравляю с победой!

    ответить

  • Grenadin Be 19 февраля 2012, 18:54 пожаловаться

    #

    большинство фильмов заинтересовали, особенно «Сестра». ну и победитель, конечно.
    И Рашель Мванза молодец, в 14 лет стать лауреатом одного из главных смотров — это сильно.

    ответить

  • S1gN4L 19 февраля 2012, 22:33 пожаловаться

    #

    режиссер Майк Ли сказал: «Это прекрасное и очень тонкое исследование на тему богатых и бедных».

    Вечная тема
    и вечный источник вдохновения

    ответить

  • Ulas 20 февраля 2012, 12:35 пожаловаться

    #

    все фильмы интригуют, хочется посмотреть всё :)

    ответить

  • Alex Croft 20 февраля 2012, 21:03 пожаловаться

    #

    Фестиваль прошелся достойно. Очень много достойных лент увидели свет и заинтересовали.

    ответить

 
Добавить комментарий...