Номинанты на «Оскар»: Цифры, факты и вопросы

24 января 2012Обсудить0

Как обычно, каждый год после объявления номинантов на любую крупную награду возникает множество вопросов: почему тому актеру дали номинацию, а этому не дали? За что номинирован один режиссер и забыт другой? Точных и верных ответов не будет даже у киноакадемиков. Но вопросы задавать не возбраняется.

Как гласит постер церемонии вручения премий «Оскар», в этом году киноакадемия отмечает кино в каждом из нас. На синем фоне красуется восемь кадров из картин, ставших лауреатами «Оскара» в разные десятилетия существования премии. Кино стало лейтмотивом и при выборе основных номинантов: «Хранитель времени» повествует об одном из главных мечтателей киномира Жорже Мельесе, тогда как в «Артисте» отдается дань черно-белому и немому классическому Голливуду. Поэтому одиннадцать и десять номинаций у этих картин — дело вполне ожидаемое.

В этом году девять фильмов претендует на звание лучшего. Напомним, что прошлым летом киноакадемия изменила правила, чтобы варьировать количество номинантов от пяти до десяти.

Главным сюрпризом номинации «Лучший фильм» стала картина Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко». Фильм по одноименному роману Джонатана Сафрана Фоера поделил критиков напополам (на сайте RottenTomatoes его рейтинг составляет всего 48 %) и стал самым неоднозначным кандидатом. Наивысший рейтинг — 975 положительных рецензий — у «Артиста».

«Хранитель времени», лидирующий по количеству номинаций (11), стал всего лишь второй игровой лентой в формате 3D среди претендентов на главный «Оскар». Ранее на эту номинацию выдвигался только «Аватар». Впрочем, можно вспомнить двух анимационных собратьев фильмов Кэмерона и Скорсезе — ленты «Вверх» и «История игрушек: Большой побег», которые тоже номинировались в категории «Лучший фильм».

Стилизация «Артиста» под старые голливудские фильмы не могла оставить американских киноакадемиков равнодушными, отчего и десять номинаций. Стоит отметить, что картина Мишеля Хазанавичуса стала всего лишь пятым немым фильмом за 83 года «Оскара», претендующим на главный приз. Черно-белое кино снимали чаще, так что среди монохромных номинантов на лучший фильм «Артист» стоит седьмым по счету после «Последнего киносеанса», «Ленни», «Человека-слона», «Бешеного быка», «Списка Шиндлера» и недавнего «Доброй ночи и удачи».

Сам же Мишель Хазанавичус стал восьмым гражданином Франции, номинирующимся на «Оскар» как лучший режиссер. Среди его предшественников Жан Ренуар, Клод Лелуш, Роман Полански, Франсуа Трюффо, Луи Маль, Эдуар Молинаро и Барбет Шрёдер. Пока что «Оскар» покорился лишь опальному Полански, который дважды номинировался и взял позолоченную статуэтку за «Пианиста».

У Вуди Аллена седьмая режиссерская номинация, но первая за 17 лет. Мартин Скорсезе тоже в седьмой раз становится кандидатом на «Оскар» в режиссерской номинации. В отличие от номинаций режиссерской гильдии (DGA), киноакадемия заменила Дэвида Финчера Терренсом Маликом. В прошлом году режиссерский «Оскар» тоже не совпал по одной из позиций с DGA: вместо Кристофера Нолана номинировались братья Коэн. Для режиссера Терренса Малика это вторая номинация после «Тонкой красной линии».

Среди актерских номинаций тоже имеются расхождения с профессиональной гильдией (SAG). Семнадцать из двадцати остались неизменными. Вместо Леонардо ДиКаприо в списке оказался Гари Олдман, место Тильды Суинтон заняла Руни Мара, а Макс фон Сюдов заменил Арми Хаммера. Почему «Оскар» игнорирует Майкла Фассбендера, Альберта Брукса, Райана Гослинга, не говоря уж о ДиКаприо, — вопрос риторический.

Жан Дюжарден стал четвертым французом, номинирующимся на «Оскар» как лучший актер. Ни разу до этого премия не давалась франкоговорящим мужчинам, так что у исполнителя роли звезды немого кино есть все шансы стать первопроходцем. Среди его коллег впервые на награду Американской киноакадемии номинируются Гари Олдман, Демиан Бишир, Джессика Честейн, Беренис Бежо, Мелисса МакКарти, Октавия Спенсер и Руни Мара.

Интересно, что уже четвертый год подряд в номинации за женскую роль второго плана фигурирует по две актрисы из одного и того же фильма. В этом году здесь соревнуются Джессика Честейн и Октавия Спенсер из «Прислуги», а ранее пары были таковы: Эми Адамс и Мелисса Лео за «Бойца», Вера Фармига и Анна Кендрик за «Мне бы в небо» и Виола Дэвис и Эми Адамс за «Сомнение».

Большим сюрпризом стала номинация за лучший оригинальный сценарий для Джей Си Чендора, равно как и неожиданно назвали имя иранца Асгара Фархади, чей фильм получил «Золотого медведя» на прошлогоднем Берлинском кинофестивале. Гильдия сценаристов и «Оскар» в этом году разошлись в предпочтениях. SAG не признала «Артиста», «Предел риска», «Развод Надера и Симин», «Шпион, выйди вон!» и «Мартовские иды». Отметим также что «Развод» стал второй иранской картиной, получившей номинацию в категории «Лучший иностранный фильм», и может стать первым победителем из этой страны.

Странно выглядит отсутствие «Сенны» среди документальных картин, как и игнорирование «Приключений Тинтина» среди анимационных проектов. Зато у «Трансформеров 3» три номинации, что ставит фильм Майкла Бэя впереди «Железной леди» и «Жутко громко и запредельно близко» (у них по две номинации).

Как оказалось, киноакадемики не очень-то полюбили «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, не остались в восторге от мелодрамы «Жизнь прекрасна», где Джозеф Гордон-Левитт сыграл больного раком, проигнорировали музыку Трента Резнора к «Девушке с татуировкой дракона» и выдвинули на «Оскар» всего две песни. Разумеется, есть и другие достойные фильмы, пролетевшие мимо, но причины, по которым это произошло, мы никогда не узнаем.

И ни слова про Ларса фон Триера.

P.S. Также ещё несколько интересных фактов:

Нынешние лидеры по количеству номинаций, «Хранитель Времени» (11) и «Артист» (10), оба посвящены одному - детству кинематографа.

Также интересно заметить, что действие двух из девяти номинантов на «Лучший фильм» развивается в Париже прошлого.

Занятно, что действие двух из девяти номинантов на «Лучший фильм» развивается вокруг загадок, оставленных герою отцом.

В двух из девяти номинантов на «Лучший фильм» главную роль исполнил Брэд Питт.

У композитора Джона Уильямса опять две номинации. А всего он был номинирован 47 (!) раз. Получил, правда, «только» пять.

Еще один своеобразный рекорд - у Вуди Аллена. Он уже в седьмой раз номинирован в один год и как режиссёр, и как сценарист.

Еще один - у Кеннета Брэны. За свою жизнь он был номинирован в пяти категориях: Актёр, актёр второго плана, режиссер, сценарист, короткометражка.

Кстати, еще один, неофициальный рекордсмен «Оскара» - Харви Вайнштейн. Его проекты собрали урожай в 16 номинаций, на 3 больше, чем год назад.

Мэрил Стрип впервые была номинирована на «Оскар» 33 года назад. А получила - годом позже. Правда, без новой статуэтки она уже 29 лет.

Смотрите также

Продюсеры «Оскара» планируют собрать на сцене звезд «Мстителей»

11 января

Слух дня: «Оскар-2019» пройдет без ведущего

10 января

Мультики на «Оскар»: 16 короткометражек, доступных для просмотра

26 декабря 2018

Почему отсутствие ведущего — не главная проблема «Оскара»

11 декабря 2018

Главное сегодня

Трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»: Международный герой-загадка

Вчера

Звездный флешмоб: Знаменитости делятся фотографиями 10-летней давности

Вчера

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера

Бокс-офис России: Танковый прорыв

Вчера

Комикс о Дэдпуле выйдет в России без главы о неонацисте

Вчера

Джон Бернтал снимется в приквеле сериала «Клан Сопрано»

Вчера

Маркс атакует: 10 самых странных фантастических фильмов СССР

14 января
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт