Новости

Венеция–2011: Андреа Арнольд переиначила «Грозовой перевал»

На сегодняшний день ни один фильм в конкурсной программе не вызывал столько споров, как драма Андреа Арнольд «Грозовой перевал». Оригинальный взгляд, необычный кастинг, академический формат изображения, изумительная операторская работа и громкое «бу» после пресс-показа — вот что такое новый «Грозовой перевал».

На сегодняшний день ни один фильм в конкурсной программе не вызывал столько споров, как драма Андреа Арнольд «Грозовой перевал». Оригинальный взгляд, необычный кастинг, академический формат изображения, изумительная операторская работа и громкое «бу» после пресс-показа — вот что такое новый «Грозовой перевал».

Ценителям книги лучше воздержаться от просмотра в том случае, если они не готовы к тому, что экранизация — это вовсе не обязательное следование духу и букве. Арнольд берет классику английской литературы и смотрит на нее абсолютно новым и свежим взглядом, погружая зрителя в самую гущу событий. Весь фильм зритель видит исключительно от лица Хитклифа, поэтому многие детали будут упущены. Арнольд акцентировала сюжет на болезненной зависимости Хитклифа от Кэти, взяла ручную камеру и отправилась в вересковые пустоши, где сняла невероятной красоты кино.

Мистер Эрншо приводит в свой дом мальчика, подобранного на улицах Ливерпуля. «Это по-христиански», — бормочет он своим домочадцам, пока те, недоумевая, рассматривают черного парнишку. Хитклиф, как нарекают найденыша, моментально влюбляется в дочь мистера Эрншо, озорную и симпатичную Кэти. Детьми они проведут немало времени вместе, но потом Кэти решит, что ей нужно выйти замуж за богатого соседа Эдгара Линтона. Узнав об этом, Хитклиф покидает усадьбу Грозовой Перевал и возвращается уже взрослым человеком. Кэти замужем, ждет ребенка, но ее сердце разбито, как и сердце нелюдимого Хитклифа.

В фильме Арнольд нашлось место брату Кэти, задире и пьянице Хиндли, а также сестре Эдгара, простушке Изабелле, влюбленной в Хитклифа.

Этот проект вызревал уже очень давно. Поначалу к нему была прикреплена Натали Портман, а режиссером значился Джон Мэйбери. Затем главную роль передали Эбби Корниш, а Хитклифом хотели сделать Майкла Фассбендера (репортажи из Венеции не обходятся без упоминания этого актера!). Питер Веббер присел в режиссерское кресло пару лет назад и привел Джемму Артертон и Эда Вествика. Затем послышались заявления вроде «мы хотим снять „Грозовой перевал“ для „сумеречного“ поколения», но в начале 2010-го ставить фильм согласилась Андреа Арнольд, получившая приз жюри Каннского кинофестиваля за картину «Аквариум».

Тогда продюсер Роберт Бернштейн отметил, что «Грозовой перевал» — единственная книга, которую Андреа хотела бы экранизировать. «Она повествует о страстной и неосуществимой любви, а также содержит элементы классового неравенства». Сама Арнольд характеризует книгу Эмили Бронте так: «В ней есть место готике, феминизму, социализму, фрейдизму, садомазохизму, кровосмешению, насилию и грубости. Пытаться показать все это в фильме — очень амбициозная и, пожалуй, дурацкая задача. Любые попытки не покажут книгу как следует. Но у меня как будто не было выбора. Как только идея экранизации запала мне в голову, я не могла ее выкинуть. Даже столкнувшись с трудностями, я не могла оставить проект».

В детстве Андреа смотрела «Грозовой перевал» с Лоуренсом Оливье и Мерл Оберон: «Не помню почему, но он на меня очень сильно повлиял. Книгу я прочла, будучи подростком, и удивилась: это была не совсем та история любви, которую я ожидала узнать после фильма. Роман оказался более мрачным, странным и глубоким». Арнольд перечитала книгу Бронте и обнаружила, что больше всего ее занимает не история любви, а Хитклиф: «Мне захотелось снять фильм о нем. О том, как к нему относились в детстве. О жестокости, что он перенес. Каким он вырос и почему — результат ли это жизненного опыта, или же такова его истинная природа?» Режиссер переделала существовавший сценария, разделив экранное время поровну между юными и взрослыми героями. «Надо сказать, очень смелый подход, — считает Роберт Бернштейн. — И мы со своей стороны должны были помочь перенести ее видение на экран. История получилась очень приземленная и полностью рассказывается с точки зрения Хитклифа. Главное здесь — это его эмоциональная зависимость от Кэти».

Арнольд также хотела добиться максимальной достоверности. Поэтому природа играет очень важную роль в фильме. Снимали «Грозовой перевал» в Северном Йоркшире, причем вместо привычной усадьбы зритель увидит простую ферму Эрншо. «Приезжайте в Йоркшир и посмотрите, какие дома люди строили на холмах в 18 веке, — говорит продюсер Кевин Лоудер. — С одной стороны, вы увидите цивильные постройки вроде Мызы Скворцов, но вместе с тем вам попадутся домишки, где ничего не менялось на протяжении сотни лет. Ни электричества, ни водопроводов. Это были труднейшие съемки как в плане погодных условий, так и в случае с темными интерьерами. Но все вместе дало нам максимальное приближение к природе».

Решение Андреа взять на роль взрослого Хитклифа темнокожего актера оказалось чуть ли не самым оригинальным за всю историю кино. «Мистер Хитклиф являет странный контраст своему жилью и обиходу. По внешности он смуглолицый цыган, по одежде и манере — джентльмен», — так описывала Эмили Бронте героя своего «Грозового перевала». Рассказывая о внешности Хитклифа, Бронте употребляла слово «lascar» — так в 17-м столетии описывали индийских или южноазиатских моряков. Несмотря на то, что писательница ни разу не раскрывала тайну происхождения своего героя, поклонники Бронте приняли в штыки назначение на роль Джеймса Хаусона. Режиссер принципиально решила заселить Грозовой Перевал непрофессиональными актерами, придав поместью некую брутальность и приземленность, тогда как в Мызе Скворцов «живут» профессиональные актеры, более женственные и манерные.

Джеймс Хаусон появился в фильме случайно, он и не собирался пробоваться на роль, а просто пришел с другом на прослушивание. «Была в нем уверенность и чувство собственного достоинства, — говорит Арнольд. — И он очень красиво смотрелся на экране. Как молодой Джими Хендрикс». Отметим также, что Хаусону не уступают ни Кая Скоделарио, сыгравшая взрослую Кэти, ни Соломон Глейв и Шеннон Бир, исполняющие роли молодых героев.

Хитклиф у Хаусона получился мрачным и замкнутым типом, скорее всего, побывавшем в рабстве — на это намекают шрамы на спине героя. И только присутствие Кэти рядом добавляет света в его жизнь. Под стать Хитклифу и природа, местами суровая, местами яркая. Арнольд выхватывает своей камерой детали, придающие «Грозовому перевалу» свой шарм: лающие собаки, порхающие мотыльки, ползущие жуки, стук веток в окно, туман на холме, чертополох в поле. И ни единого намека на музыку. Свистит ветер, льет дождь, скупо переговариваются герои. Что называется, атмосферно.

Новый «Грозовой перевал» не похож на типичную костюмную мелодраму. Это брутальная, чувственная, яростная, эмоциональная и безумно красивая лента, подтверждающая, что в лице Андреа Арнольд мир кино обрел женщину с жестким и бескомпромиссным взглядом, не желающую идти на поводу у установившихся канонов.

«Грозовой перевал» должен появиться в российском прокате, но точная дата пока не оглашается.

Читайте также
Новости Картина о создателе «ДеЛореана» закроет Венецианский кинофестиваль 75-й киносмотр завершится 8 сентября показом картины Ника Хэмма.
Новости Гильермо дель Торо возглавит жюри 75-го Венецианского кинофестиваля Директор фестиваля Альберто Барбера объявил имя президента жюри.
Новости Аннетт Бенинг возглавит жюри 74-го Венецианского фестиваля В последний раз женщина председательствовала в жюри Мостры 11 лет назад.
Комментарии (19)

Новый комментарий...

  • 13

    audiovideofil 6 сентября 2011, 23:57 пожаловаться громкое «бууу»

    #

    А что «бууу»? Пресс-показ не читал пресс-релиз, или что он там должен читать перед просмотром?

    ответить

  • Пресса зачастую вообще не знает, что идет смотреть.

    ответить

  • 18

    audiovideofil 7 сентября 2011, 00:15 пожаловаться

    #

    Если честно, то после прочтения статьи я так и не понял, по какой причине прозвучало громкое «бууу». Могу лишь предположить, что пресса оказалась ярым ценителем книги.

    ответить

  • tlovinka 7 сентября 2011, 00:08 пожаловаться

    #

    ну погядим

    ответить

  • 5

    North Carolina 15 7 сентября 2011, 00:12 пожаловаться

    #

    Грозовой перевал — один из самых моих любимых романов. Но при этом я не против, когда экранизации старой классики придают новое виденье. И я была бы очень рада посмотреть такой фильм с Эбби Корниш и Майклом Фассбендером в главных ролях. Уверена, что это была бы не просто костюмная мелодрама, а новое переосмысление классической истории, как в случае с Джейн Эйр, опять же с Майклом Фассбендером. Фассбендер — просто идеальный Хитклиф! И не надо было бы тогда брать двух актёров на одну роль!

    ответить

  • 4

    murzillo 7 сентября 2011, 01:46 пожаловаться

    #

    как любопытно! люблю нестандартное прочтение классики. Даже несмотря на то что они довольно редко удаются.

    ответить

  • 4

    tinkp21 7 сентября 2011, 03:35 пожаловаться

    #

    Подпишусь под каждым словом.
    Судя по «Аквариуму», Арнольд умеет находить непрофессиональных актёров, которые очень хорошо играют. Главным там, конечно, был всё тот же Фассбендер — многоликий Коннор (без упоминания которого действительно в эти дни ни слова невозможно написать), но девочка, найденная на какой-то там станции метро, очень впечатлила. Куда там всяким околопрофессиональным юным актрисам.

    ответить

  • 2

    Arbodhy 7 сентября 2011, 03:26 пожаловаться

    #

    Вспомнился замечтальный недавний фильм Чхан Ук Пака «Жажда», основанный на романе Золя. Придавать классике новое прочтение — самый верный ход, иначе режиссер в любом случае облажается и будет, конечно же, хуже Толстого, Достоевского и Набокова.
    А Андреа Арнольд — любопытная женщина, и экранизация «Грозового перевала» не то, что от нее ожидаешь, хотя и тут она с классовой темой)) Именно Арнольд открыла мне глаза, что и в Британии люди могут жить бедно))

    ответить

  • 8

    nazgul10 7 сентября 2011, 09:17 пожаловаться

    #

    а я, судя по фоткам, решила было, что Шеннон Бир играет как раз взрослую Кэти, а Кая — юную%)))

    ответить

  • 3

    Dio280 7 сентября 2011, 11:00 пожаловаться

    #

    Поскольку ни одна классическая экранизация Грозового перевала мне не понравилась, можно попробовать для интереса глянуть альтернативную. Хотя обе актрисы, игравшие Кэти какие-то шибко несимпатичные…

    ответить

  • 5

    vanillasky911 7 сентября 2011, 11:08 пожаловаться

    #

    Ценителям книги лучше воздержаться от просмотра в том случае, если они не готовы к тому, что экранизация — это вовсе не обязательное следование духу и букве.

    Это про меня. Мои нервы могут не выдержать эту интерпретацию, особенно, если вспомнить единственную воспринятую мной экранизацию с Файнсом и Бинош. А о духе книги здесь по ходу вообще не думали.

    ответить

  • 1

    frechenboch 7 сентября 2011, 17:45 пожаловаться

    #

    А мне не понравился вариант с Бинош и Файнсом, какой-то он бездушный и картонный получился, при всем моем уважении к этим актерам. Книгу люблю очень, одно из самых ярких эмоциональных переживаний в детстве было, «Аквариум» тоже очень понравился, так что, без сомнений, фильм будет отсмотрен в первую очередь)))

    ответить

  • 1

    vanillasky911 7 сентября 2011, 17:53 пожаловаться

    #

    Так мне он и понравился именно бездушностью Файнса, который отыграл там за всех, и только ради его игры я готова пересматривать эту экранизацию снова и снова=)

    ответить

  • 2

    frechenboch 7 сентября 2011, 17:55 пожаловаться

    #

    Я понимаю, актеры-то хорошие, но вот режиссура… вот не ощущается эмоционального накала, что есть в книге, все как-то ровно, прямолинейно и безыскусно(

    ответить

  • 1

    vanillasky911 7 сентября 2011, 18:16 пожаловаться

    #

    По большому счёту ни одна из моих любимых книг (в т. ч. и «Грозовой перевал») не была по-настоящему качественно отснята в той мере, в которой бы мне хотелось, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть или вообще ничем. Я это всё веду к тому, что, ясное дело, фильм с книгой не сравнивается, да и не сравнится никогда, кто бы и сколько бы не пытался экранизировать, а особенно добавив ещё какую-то отсебятину.

    ответить

  • 2

    frechenboch 7 сентября 2011, 21:48 пожаловаться

    #

    нет, вы меня немного не поняли. Я про то, что режиссура застопоривает действие, и возникает ощущение обрывочности, знаете, когда кусочки мозаики не складываются в единое целое(((а здесь, я надеюсь, будет обратный случай)))

    ответить

  • Доктор Лайтман 7 сентября 2011, 16:31 пожаловаться

    #

    Новый «Грозовой перевал» не похож на типичную костюмную мелодраму появился хоть какой-то интерес)))

    ответить

  • 3

    X-tin@ 7 сентября 2011, 18:55 пожаловаться

    #

    по-началу узнав, что на роль Хитклифа взяли темнокожего актёра я была обескуражена. Это мягко говоря поставило меня в тупик, даже не смотря на то что во время прочтения книги у меня так и не сложился внешний образ героя. А узнав что на роль Кэти выбрали Каю Скоделарио — вот тут счастью моему не было предела — так как с первых строк появления героини в книге — Скоделарио была для меня непоколебимым идеалом на эту роль.
    Не так давно я посмотрела несколько отрывков фильма что запустили в сеть. Думаю многих этой фильм не только разочарует, но и разозлит. Потому как в нём — нет всего того к чему так привык зритель. Фильм снят ручной камерой — это раз. И на сколько я знаю — в нём нет саундтрэка. Ни единой песни за весь фильм. мне уже приходилось до этого смотреть фильмы без музыкального сопровождения и это мягко сказать напрягало.
    Тем не менее, мне очень хочется посмотреть этот фильм. Этот новый подход к классике, непривычный и уникальный, я уверена, придаст этой истории небывалую атмосферность. Съёмка ручной камеры и лишь голоса актёров и звуки природы помогут погрузится в тот мир. + неизвестные непрофессиональные актёры, всегда люблю наблюдать за открытием новых горизонтов и талантов. Ну и конечно же актёрская игра Каи… одним словом — очень жду этой премьеры. Не смогу пропустить

    ответить

 
Добавить комментарий...