всё о любом фильме:
Новости

Венеция–2011: Андреа Арнольд переиначила «Грозовой перевал»

На сегодняшний день ни один фильм в конкурсной программе не вызывал столько споров, как драма Андреа Арнольд «Грозовой перевал». Оригинальный взгляд, необычный кастинг, академический формат изображения, изумительная операторская работа и громкое «бу» после пресс-показа — вот что такое новый «Грозовой перевал».

На сегодняшний день ни один фильм в конкурсной программе не вызывал столько споров, как драма Андреа Арнольд «Грозовой перевал». Оригинальный взгляд, необычный кастинг, академический формат изображения, изумительная операторская работа и громкое «бу» после пресс-показа — вот что такое новый «Грозовой перевал».

Ценителям книги лучше воздержаться от просмотра в том случае, если они не готовы к тому, что экранизация — это вовсе не обязательное следование духу и букве. Арнольд берет классику английской литературы и смотрит на нее абсолютно новым и свежим взглядом, погружая зрителя в самую гущу событий. Весь фильм зритель видит исключительно от лица Хитклифа, поэтому многие детали будут упущены. Арнольд акцентировала сюжет на болезненной зависимости Хитклифа от Кэти, взяла ручную камеру и отправилась в вересковые пустоши, где сняла невероятной красоты кино.

Мистер Эрншо приводит в свой дом мальчика, подобранного на улицах Ливерпуля. «Это по-христиански», — бормочет он своим домочадцам, пока те, недоумевая, рассматривают черного парнишку. Хитклиф, как нарекают найденыша, моментально влюбляется в дочь мистера Эрншо, озорную и симпатичную Кэти. Детьми они проведут немало времени вместе, но потом Кэти решит, что ей нужно выйти замуж за богатого соседа Эдгара Линтона. Узнав об этом, Хитклиф покидает усадьбу Грозовой Перевал и возвращается уже взрослым человеком. Кэти замужем, ждет ребенка, но ее сердце разбито, как и сердце нелюдимого Хитклифа.

В фильме Арнольд нашлось место брату Кэти, задире и пьянице Хиндли, а также сестре Эдгара, простушке Изабелле, влюбленной в Хитклифа.

Этот проект вызревал уже очень давно. Поначалу к нему была прикреплена Натали Портман, а режиссером значился Джон Мэйбери. Затем главную роль передали Эбби Корниш, а Хитклифом хотели сделать Майкла Фассбендера (репортажи из Венеции не обходятся без упоминания этого актера!). Питер Веббер присел в режиссерское кресло пару лет назад и привел Джемму Артертон и Эда Вествика. Затем послышались заявления вроде «мы хотим снять „Грозовой перевал“ для „сумеречного“ поколения», но в начале 2010-го ставить фильм согласилась Андреа Арнольд, получившая приз жюри Каннского кинофестиваля за картину «Аквариум».

Тогда продюсер Роберт Бернштейн отметил, что «Грозовой перевал» — единственная книга, которую Андреа хотела бы экранизировать. «Она повествует о страстной и неосуществимой любви, а также содержит элементы классового неравенства». Сама Арнольд характеризует книгу Эмили Бронте так: «В ней есть место готике, феминизму, социализму, фрейдизму, садомазохизму, кровосмешению, насилию и грубости. Пытаться показать все это в фильме — очень амбициозная и, пожалуй, дурацкая задача. Любые попытки не покажут книгу как следует. Но у меня как будто не было выбора. Как только идея экранизации запала мне в голову, я не могла ее выкинуть. Даже столкнувшись с трудностями, я не могла оставить проект».

В детстве Андреа смотрела «Грозовой перевал» с Лоуренсом Оливье и Мерл Оберон: «Не помню почему, но он на меня очень сильно повлиял. Книгу я прочла, будучи подростком, и удивилась: это была не совсем та история любви, которую я ожидала узнать после фильма. Роман оказался более мрачным, странным и глубоким». Арнольд перечитала книгу Бронте и обнаружила, что больше всего ее занимает не история любви, а Хитклиф: «Мне захотелось снять фильм о нем. О том, как к нему относились в детстве. О жестокости, что он перенес. Каким он вырос и почему — результат ли это жизненного опыта, или же такова его истинная природа?» Режиссер переделала существовавший сценария, разделив экранное время поровну между юными и взрослыми героями. «Надо сказать, очень смелый подход, — считает Роберт Бернштейн. — И мы со своей стороны должны были помочь перенести ее видение на экран. История получилась очень приземленная и полностью рассказывается с точки зрения Хитклифа. Главное здесь — это его эмоциональная зависимость от Кэти».

Арнольд также хотела добиться максимальной достоверности. Поэтому природа играет очень важную роль в фильме. Снимали «Грозовой перевал» в Северном Йоркшире, причем вместо привычной усадьбы зритель увидит простую ферму Эрншо. «Приезжайте в Йоркшир и посмотрите, какие дома люди строили на холмах в 18 веке, — говорит продюсер Кевин Лоудер. — С одной стороны, вы увидите цивильные постройки вроде Мызы Скворцов, но вместе с тем вам попадутся домишки, где ничего не менялось на протяжении сотни лет. Ни электричества, ни водопроводов. Это были труднейшие съемки как в плане погодных условий, так и в случае с темными интерьерами. Но все вместе дало нам максимальное приближение к природе».

Решение Андреа взять на роль взрослого Хитклифа темнокожего актера оказалось чуть ли не самым оригинальным за всю историю кино. «Мистер Хитклиф являет странный контраст своему жилью и обиходу. По внешности он смуглолицый цыган, по одежде и манере — джентльмен», — так описывала Эмили Бронте героя своего «Грозового перевала». Рассказывая о внешности Хитклифа, Бронте употребляла слово «lascar» — так в 17-м столетии описывали индийских или южноазиатских моряков. Несмотря на то, что писательница ни разу не раскрывала тайну происхождения своего героя, поклонники Бронте приняли в штыки назначение на роль Джеймса Хаусона. Режиссер принципиально решила заселить Грозовой Перевал непрофессиональными актерами, придав поместью некую брутальность и приземленность, тогда как в Мызе Скворцов «живут» профессиональные актеры, более женственные и манерные.

Джеймс Хаусон появился в фильме случайно, он и не собирался пробоваться на роль, а просто пришел с другом на прослушивание. «Была в нем уверенность и чувство собственного достоинства, — говорит Арнольд. — И он очень красиво смотрелся на экране. Как молодой Джими Хендрикс». Отметим также, что Хаусону не уступают ни Кая Скоделарио, сыгравшая взрослую Кэти, ни Соломон Глейв и Шеннон Бир, исполняющие роли молодых героев.

Хитклиф у Хаусона получился мрачным и замкнутым типом, скорее всего, побывавшем в рабстве — на это намекают шрамы на спине героя. И только присутствие Кэти рядом добавляет света в его жизнь. Под стать Хитклифу и природа, местами суровая, местами яркая. Арнольд выхватывает своей камерой детали, придающие «Грозовому перевалу» свой шарм: лающие собаки, порхающие мотыльки, ползущие жуки, стук веток в окно, туман на холме, чертополох в поле. И ни единого намека на музыку. Свистит ветер, льет дождь, скупо переговариваются герои. Что называется, атмосферно.

Новый «Грозовой перевал» не похож на типичную костюмную мелодраму. Это брутальная, чувственная, яростная, эмоциональная и безумно красивая лента, подтверждающая, что в лице Андреа Арнольд мир кино обрел женщину с жестким и бескомпромиссным взглядом, не желающую идти на поводу у установившихся канонов.

«Грозовой перевал» должен появиться в российском прокате, но точная дата пока не оглашается.

Читайте также
Новости Дебют из Венесуэлы покорил Венецианский кинофестиваль Жюри 72-го Венецианского кинофестиваля под руководством Альфонсо Куарона наградило главным призом дебютную работу венесуэльского режиссера Лоренцо Вигаса «Оттуда». «Безродные звери» Кэри Фукунаги и «Аномализа» Чарли Кауфмана также не остались без наград.
Новости Венеция ужмет Скорсезе в малый формат 72-й Венецианский кинофестиваль объявил свою программу. В этот раз на острове Лидо будут представлены новые работы Александра Сокурова, Кэри Фукунаги, Атома Эгояна, Амоса Гитая, Марко Беллоккьо, Ежи Сколимовского, Тома Хупера, Чарли Кауфмана. Кроме того, свою свежую короткометражку «Пробы» на смотре покажет Мартин Скорсезе.
Новости Венеция-2013: Цай Минлян останавливает время, как в «Матрице» Заявление тайванца Цая Минляна, режиссера социальной инсталляции «Бродячие псы», снова поднимет среди критиков тему авторского кино против кино массового. Минлян сообщил, что этот фильм будет его последним, поскольку он устал от кинематографа.
Комментарии (19)

Новый комментарий...

  • 13

    audiovideofil 6 сентября 2011, 23:57 пожаловаться громкое «бууу»

    #

    А что «бууу»? Пресс-показ не читал пресс-релиз, или что он там должен читать перед просмотром?

    ответить

  • Пресса зачастую вообще не знает, что идет смотреть.

    ответить

  • 18

    audiovideofil 7 сентября 2011, 00:15 пожаловаться

    #

    Если честно, то после прочтения статьи я так и не понял, по какой причине прозвучало громкое «бууу». Могу лишь предположить, что пресса оказалась ярым ценителем книги.

    ответить

  • tlovinka 7 сентября 2011, 00:08 пожаловаться

    #

    ну погядим

    ответить

  • 5

    North Carolina 15 7 сентября 2011, 00:12 пожаловаться

    #

    Грозовой перевал — один из самых моих любимых романов. Но при этом я не против, когда экранизации старой классики придают новое виденье. И я была бы очень рада посмотреть такой фильм с Эбби Корниш и Майклом Фассбендером в главных ролях. Уверена, что это была бы не просто костюмная мелодрама, а новое переосмысление классической истории, как в случае с Джейн Эйр, опять же с Майклом Фассбендером. Фассбендер — просто идеальный Хитклиф! И не надо было бы тогда брать двух актёров на одну роль!

    ответить

  • 4

    murzillo 7 сентября 2011, 01:46 пожаловаться

    #

    как любопытно! люблю нестандартное прочтение классики. Даже несмотря на то что они довольно редко удаются.

    ответить

  • 4

    tinkp21 7 сентября 2011, 03:35 пожаловаться

    #

    Подпишусь под каждым словом.
    Судя по «Аквариуму», Арнольд умеет находить непрофессиональных актёров, которые очень хорошо играют. Главным там, конечно, был всё тот же Фассбендер — многоликий Коннор (без упоминания которого действительно в эти дни ни слова невозможно написать), но девочка, найденная на какой-то там станции метро, очень впечатлила. Куда там всяким околопрофессиональным юным актрисам.

    ответить

  • 2

    Arbodhy 7 сентября 2011, 03:26 пожаловаться

    #

    Вспомнился замечтальный недавний фильм Чхан Ук Пака «Жажда», основанный на романе Золя. Придавать классике новое прочтение — самый верный ход, иначе режиссер в любом случае облажается и будет, конечно же, хуже Толстого, Достоевского и Набокова.
    А Андреа Арнольд — любопытная женщина, и экранизация «Грозового перевала» не то, что от нее ожидаешь, хотя и тут она с классовой темой)) Именно Арнольд открыла мне глаза, что и в Британии люди могут жить бедно))

    ответить

  • 8

    nazgul10 7 сентября 2011, 09:17 пожаловаться

    #

    а я, судя по фоткам, решила было, что Шеннон Бир играет как раз взрослую Кэти, а Кая — юную%)))

    ответить

  • 4

    Dio280 7 сентября 2011, 11:00 пожаловаться

    #

    Поскольку ни одна классическая экранизация Грозового перевала мне не понравилась, можно попробовать для интереса глянуть альтернативную. Хотя обе актрисы, игравшие Кэти какие-то шибко несимпатичные…

    ответить

  • 5

    vanillasky911 7 сентября 2011, 11:08 пожаловаться

    #

    Ценителям книги лучше воздержаться от просмотра в том случае, если они не готовы к тому, что экранизация — это вовсе не обязательное следование духу и букве.

    Это про меня. Мои нервы могут не выдержать эту интерпретацию, особенно, если вспомнить единственную воспринятую мной экранизацию с Файнсом и Бинош. А о духе книги здесь по ходу вообще не думали.

    ответить

  • 1

    frechenboch 7 сентября 2011, 17:45 пожаловаться

    #

    А мне не понравился вариант с Бинош и Файнсом, какой-то он бездушный и картонный получился, при всем моем уважении к этим актерам. Книгу люблю очень, одно из самых ярких эмоциональных переживаний в детстве было, «Аквариум» тоже очень понравился, так что, без сомнений, фильм будет отсмотрен в первую очередь)))

    ответить

  • 1

    vanillasky911 7 сентября 2011, 17:53 пожаловаться

    #

    Так мне он и понравился именно бездушностью Файнса, который отыграл там за всех, и только ради его игры я готова пересматривать эту экранизацию снова и снова=)

    ответить

  • 2

    frechenboch 7 сентября 2011, 17:55 пожаловаться

    #

    Я понимаю, актеры-то хорошие, но вот режиссура… вот не ощущается эмоционального накала, что есть в книге, все как-то ровно, прямолинейно и безыскусно(

    ответить

  • 1

    vanillasky911 7 сентября 2011, 18:16 пожаловаться

    #

    По большому счёту ни одна из моих любимых книг (в т. ч. и «Грозовой перевал») не была по-настоящему качественно отснята в той мере, в которой бы мне хотелось, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть или вообще ничем. Я это всё веду к тому, что, ясное дело, фильм с книгой не сравнивается, да и не сравнится никогда, кто бы и сколько бы не пытался экранизировать, а особенно добавив ещё какую-то отсебятину.

    ответить

  • 2

    frechenboch 7 сентября 2011, 21:48 пожаловаться

    #

    нет, вы меня немного не поняли. Я про то, что режиссура застопоривает действие, и возникает ощущение обрывочности, знаете, когда кусочки мозаики не складываются в единое целое(((а здесь, я надеюсь, будет обратный случай)))

    ответить

  • Доктор Лайтман 7 сентября 2011, 16:31 пожаловаться

    #

    Новый «Грозовой перевал» не похож на типичную костюмную мелодраму появился хоть какой-то интерес)))

    ответить

  • 3

    X-tin@ 7 сентября 2011, 18:55 пожаловаться

    #

    по-началу узнав, что на роль Хитклифа взяли темнокожего актёра я была обескуражена. Это мягко говоря поставило меня в тупик, даже не смотря на то что во время прочтения книги у меня так и не сложился внешний образ героя. А узнав что на роль Кэти выбрали Каю Скоделарио — вот тут счастью моему не было предела — так как с первых строк появления героини в книге — Скоделарио была для меня непоколебимым идеалом на эту роль.
    Не так давно я посмотрела несколько отрывков фильма что запустили в сеть. Думаю многих этой фильм не только разочарует, но и разозлит. Потому как в нём — нет всего того к чему так привык зритель. Фильм снят ручной камерой — это раз. И на сколько я знаю — в нём нет саундтрэка. Ни единой песни за весь фильм. мне уже приходилось до этого смотреть фильмы без музыкального сопровождения и это мягко сказать напрягало.
    Тем не менее, мне очень хочется посмотреть этот фильм. Этот новый подход к классике, непривычный и уникальный, я уверена, придаст этой истории небывалую атмосферность. Съёмка ручной камеры и лишь голоса актёров и звуки природы помогут погрузится в тот мир. + неизвестные непрофессиональные актёры, всегда люблю наблюдать за открытием новых горизонтов и талантов. Ну и конечно же актёрская игра Каи… одним словом — очень жду этой премьеры. Не смогу пропустить

    ответить

 
Добавить комментарий...