• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Новости

Канн–2011: Молчание — золото?

В то время, когда весь мир активно переходит на цифру и 3D, снять черно-белый и немой фильм может только безумец. Однако режиссер Мишель Хазанавичус производит впечатление человека, точно знавшего, что он делает. Результат оказался блестящим: «Актер» в последний момент попал в конкурсную программу Канн и был очень тепло принят критиками.

В то время, когда весь мир активно переходит на цифру и 3D, снять черно-белый и немой фильм может только безумец. Однако режиссер Мишель Хазанавичус производит впечатление человека, точно знавшего, что он делает. Результат оказался блестящим: «Актер» в последний момент попал в конкурсную программу Канн и был очень тепло принят критиками.

«Лет семь или восемь назад я задумал снять немой фильм, — говорит Хазанавичус. — Может, потому, что все великие режиссеры, перед которыми я преклоняюсь, все родом из немого кино: Хичкок, Ланг, Джон Форд, Любич, Мурнау. Но больше всего мне как режиссеру было интересно рассказать историю совершенно иным образом. Здесь все зависит не от сценариста и даже не от актеров, а именно от постановщика. В этом жанре главное — картинка. От того, что происходит в кадре, зависит то, какие сигналы ты пошлешь зрителям. И еще это очень эмоциональное кино. Поскольку у тебя нет слов, тебе надо найти способ передать все эмоции героев. Мне показалось, если я справлюсь с такой задачей, то мои усилия не пропадут даром».

Главный герой «Актера» — звезда немого кино Джордж Валентин (усатый и улыбчивый Жан Дюжарден) — снимается в проектах и фильмах вроде «Русский роман» и «Немецкий роман» со своим верным терьером — практически как Тинтин. Джордж играет мушкетеров, загадочных красавцев в масках, фехтует, танцует, обольщает девушек, но при этом не произносит ни слова. Но на дворе уже 1927 год, и кинематограф обретает голос. Об этом Валентин узнает от главы студии «Кинограф» Эла Циммера (Джон Гудмен). Актер смеется над идеей снимать «говорящие» фильмы и направляется к выходу из студии, где его ждут благодарные поклонницы. Среди визжащих девушек — очаровательная Пеппи Миллер (Беренис Бежо). Она случайно сталкивается с Валентином, а тот моментально проникается к девушке симпатией.

Проходит два года. Джордж прозябает в нищете: вложив все свои деньги в проект «Слезы любви» (конечно же, немой), актер прогорел, ведь уже никто не хочет смотреть немые фильмы. В то же самое время Пеппи превратилась в настоящую звезду. Начиная на площадке статисткой в фильмах Валентина, Миллер очень быстро получила популярность. Однако она не забыла, кому обязана своим новым статусом, и придет на помощь Джорджу.

Авторы фильма кропотливо исследовали Голливуд 20-х годов и даже, приехав в Америку, умудрились показать американцам такие места, о которых те уже подзабыли. Сама история отдаленно напоминает отношения Греты Гарбо и Джона Гилберта, а Дюжарден и Бежо, создавая свои образы, ориентировались на Дугласа Фербенкса, Глорию Суонсон и Джоан Кроуфорд. Добиваться реалистичности Хазанавичус не хотел: ему важно было передать атмосферу, с чем он блестяще справился. Что же до исторических реликвий, то в одной из сцен герой Дюжардена лежит на кровати Мэри Пикфорд в квартире звезды. Вообще съемки велись как на американских студиях, так и в павильонах.

Режиссер признается, что на работу его вдохновили два фильма — «Восход солнца» и «Городская девчонка» Фридриха Мурнау. «Мурнау вообще обогнал время, даже сейчас его картины отлично смотрятся, — говорит Мишель. — Не зря его позвали работать в Голливуд. Я вообще смотрел все возможное немое кино: русское, немецкое, английское, французское, но именно американское подпитывало меня в большей степени».

Продюсер картины Тома Лангманн на пресс-конференции сказал, что безумно рад за французский кинематограф, который позволяет найти финансирование не только крупным коммерческим, но и таким штучным проектам, как кино Хазанавичуса. «Людям интересно смотреть самое разное кино, — считает Лангманн. — Так что спасибо Франции за ту свободу, которую она нам предоставляет».

Узнав об «Актере», многие критики скептически отнеслись к идее взять на роли голливудских звезд французских актеров. Но надо отметить, что и Дюжарден, и Бежо смотрятся великолепно. Им не нужно говорить по-английски, так что акцент не выдает их происхождение. Актеры потратили полгода, учаясь бить чечетку, а также смотрели множество немых фильмов.

Немало работы выпало на долю композитора Людовика Бурсе. Ему пришлось написать в два раза больше музыки, чем для обычных фильмов. «Актер» — уже третье сотрудничество композитора с Мишелем Хазанавичусом, так что эти двое прекрасно поняли друг друга. Бурсе смотрел на раскадровки, слушал музыку 20-х и старался не перегнуть с комедией, благо это было не так уж и сложно. Благодаря музыкальному сопровождению «Актер» не скатывается в фарс, а смотрится, как и должен, данью старинному кино.

На пресс-конференции один из журналистов поинтересовался судьбой Джек-Расселл-терьера, что снимался в фильме. «А он у нас самая главная звезда, — отшутился Дюжарден. — Он на скейте кататься умеет, газеты читает и с первого дубля все делает!».

На сегодняшний день у «Актера» самый высокий рейтинг среди критиков. В журнале Screen, который публикует оценки конкурсным картинам, у фильма Хазанавичуса ровно три балла из четырех максимальных. На первом же месте пока находится «Парень с велосипедом» братьев Дарденн, а не третьем — «Надо поговорить о Кевине».

Фестиваль перевалил за свою середину. Вчера была показана французская драма «Дом терпимости» о судьбе парижских проституток на рубеже 19 и 20 веков. Лента энтузиазма и восторга критиков не вызвала, да и КиноПоиск остался равнодушен. Особенно бледно фильм смотрится на фоне «Черной Венеры», показанной в Венеции в прошлом году, — те же проститутки, те же физические отклонения (одна из девушек в «Доме терпимости» зовется Женщиной, Которая Смеется, из-за разрезанного рта), но при этом фильм Бертрана Бонелло оказался перегружен обнаженным женским телом и недогружен интересными персонажами или увлекательным сюжетом.

Читайте также
Статьи Российский прокат: Маленький, короткий и обрезанный Почему фильмы, которые выходят в отечественный прокат, так быстро исчезают из кинотеатров? И почему за рубежом все устроено иначе?
Новости Фильмы Ханеке и Лантимоса куплены для российского проката Также российские зрители смогут увидеть новые фильмы Франсуа Озона и Мишеля Хазанавичуса.
Новости «Скифа» покажут в Китае, «Нелюбовь» — по всему миру Самым популярным российским фильмом на Каннском кинорынке стала новая работа Андрея Звягинцева «Нелюбовь». «Защитники» тоже в тренде.
Комментарии (21)

Новый комментарий...

  • 8

    iRonMen77 16 мая 2011, 19:42 пожаловаться

    #

    Актер должен быть прекрасным фильмом, очень хочется посмотреть, желаю ему удачи на фестивале)

    ответить

  • 4

    Huntelaar19 16 мая 2011, 19:44 пожаловаться

    #

    Первый каннский фильм, который действительно заинтересовал! Возьму на заметку!

    ответить

  • 6

    SmilingKat 16 мая 2011, 19:45 пожаловаться

    #

    Очень здорово, что создаются, судя по всему, действительно качественные фильмы, идущие «сквозь» время и против всей этой 3-D лихорадки. жду с нетерпением

    ответить

  • 9

    audiovideofil 16 мая 2011, 19:47 пожаловаться Актёрище!

    #

    В очередной раз порадовался за «Актёра». И не важно, на каком он месте, новость всё равно приятная. Спасибо!

    ответить

  • Ух, жду не дождусь))
    Небольшая опечатка: «На первом же месте пока находится „Парень с велосипедом“ братьев Дарденн, а не третьем — „Надо поговорить о Кевине“.»

    ответить

  • Нимтар 17 мая 2011, 17:24 пожаловаться

    #

    Раз уж про опечатки, добавлю:
    «Актеры потратили полгода, учаясь бить чечетку, а также смотрели множество немых фильмов.»
    Если не уверены в написании «а» или «я», не пишите оба варианта ;)

    ответить

  • 3

    Karkasus 16 мая 2011, 19:57 пожаловаться

    #

    Согласен с предыдущими ораторами. Действительно заинтересовало. Очень хочется посмотреть фильм, где уже невозможно спрятать плохую актёрскую игру за красивой картинкой. Храбрый ход, достойный всяческой похвалы.

    ответить

  • 1

    azmoon 16 мая 2011, 19:57 пожаловаться

    #

    Появилось желание посмотреть «актера», но только из-за Дюжардена.))

    ответить

  • 5

    audiovideofil 16 мая 2011, 20:03 пожаловаться

    #

    Не устану этого повторять — Жан Дюжарден как всегда хорош! [как актёр]

    ответить

  • 2

    azmoon 16 мая 2011, 20:09 пожаловаться

    #

    на 99 фра… процентов!!!

    ответить

  • 2

    Telepork 16 мая 2011, 20:19 пожаловаться Мечтать не вредно

    #

    Неплохо было бы увидеть «Актёра» в репертуаре наших кинотеатров…
    Но я замечтался.
    А если спуститься с небес на землю, то можно только порадоваться за французов, которые увидят-таки этот фильм на большом экране.
    Побольше бы такого оригинального кино!

    ответить

  • bogert 21 ноября 2011, 22:27 пожаловаться

    #

    россияне тоже увидят, с 16 февраля

    ответить

  • 1

    Antikrun 16 мая 2011, 20:37 пожаловаться

    #

    Стилизация — это всё равно стилизация, хотя и интересная. Просто время было другое, и немые и ч-б фильмы тех лет — показывают срез времени, дух эпохи, ту жизнь, те нравы. Сейчас всё не так, и, хотя я очень люблю классические немые фильмы всех тех режиссёров, что упомянул Хазанавичус, а так же Теодора Дрейера, Эйзенштейна и других, тем не менее, «Актёр» — это стилизация… т. е. на первый по крайней мере взгляд, продукт скорее «ностальгический», чем экспериментальный)

    ответить

  • 1

    belosoro4kina 16 мая 2011, 20:57 пожаловаться

    #

    красиво и качественно, браво

    ответить

  • 1

    Podjarka 17 мая 2011, 00:12 пожаловаться 11

    #

    Дааа… Интересно будет погледеть что получится.

    ответить

  • 6

    boujche 17 мая 2011, 00:22 пожаловаться

    #

    А мне почему-то этот фильм кажется неким Снобизмом над другими режиссерами. Смотреть его я точно не буду.

    ответить

  • 1

    dinagus 17 мая 2011, 11:20 пожаловаться

    #

    Как хочется посмотреть «Актёра» в кинотеатре, по описанию и трейлеру это отличное кино.

    ответить

  • Супер мега круто, молодец!!!
    Я Актёра поставлю в список лучших фильмов 2011-го года, режжж просто умница!!

    ответить

  • 2

    Ruslan Rimovich 17 мая 2011, 12:46 пожаловаться

    #

    повезло фильму актер в последний момент попал на фестиваль

    ответить

  • karen-s1 17 мая 2011, 21:32 пожаловаться

    #

    Безумно интересный фильм, а Дюжарден и впрямь похож на Дагласа Фэрбенкса))

    ответить

  • Zestgold 22 мая 2011, 12:43 пожаловаться

    #

    есть несколько орфографических ошибок (опечаток)
    исправьте по возможности

    ответить

 
Добавить комментарий...