Достаточно мощный уик-энд, но пестрящий проектами откровенно безрадостного тона. В их числе дорогостоящий «Запрещенный прием» Зака Снайдера, «Исходный код» Дункана Джонса, «Астрал» Джеймса Вана и «Счастье мое» Сергея Лозницы.
«Исходный код»
Капитан Колтер Стивенс участвует в экспериментальной правительственной программе, в которой ему приходится раз за разом перемещаться в тело одного из пассажиров чикагского поезда, подорванного неизвестным. По имеющейся у военных информации, тот готовит новый взрыв, а значит, Колтеру придется вновь и вновь возвращаться на место случившегося и за выделенные ему восемь минут постепенно разгадывать личность подрывника.
Одно время любая новость, посвященная персоне Дункана Джонса, начиналась с упоминания о его родителе Дэвиде Боуи, но после того как дебютная лента режиссера — пестрящая отсылками к Джеймсу Балларду и Филипу Дику «Луна» — получила очень доброжелательные отклики прессы и зрителей, стало ясно, что в пантеоне современного жанрового кино (все-таки полнометражный дебют постановщика и по стилистике, и по тематике был ближе к более-менее стандартным научно-фантастическим новеллам, чем к ряду каких-то размытых экзистенциальных высказываний) появилась достаточно неординарная фигура. По возникшей в последние несколько лет тенденции успеху Джонса придали некоторый налет вундеркиндства, даже не принимая во внимание то, что Дункан практически находится на пороге сорокалетнего рубежа, а до того долгое время работал в индустрии и помимо прочего сотрудничал с легендой британского клипмейкерства Тимом Поупом, в 2000-е ярко проявив себя в съемке рекламных роликов. Подобным образом тогда же были маркированы 31-летний Нил Бломкамп («Район № 9») и 36-летний Гарет Эдвардс («Монстры»), на самом деле пришедшие в режиссуру после многих лет труда в кино, то есть бывшие людьми с определенными навыками.
«Исходный код», как и первая работа режиссера, также принадлежит к научной фантастике. В отличие от скромной и созданной в Британии «Луны», вторая картина Джонса потребовала больших затрат (хоть и достаточно воздержанных) и снималась в США, что требовалось местом действия истории. Одним из ключевых элементов, привлекших Дункана в сценарии, являлась его стремительность, великолепно коррелирующая с отчетливой нерасторопностью «Луны». Критики отнеслись к фильму с изрядной долей оптимизма, констатируя: вряд ли можно отвертеться от того факта, что прошлый успех режиссера был неслучайным.
«Напряженный и отлично выстроенный научно-фантастический триллер», — Марк Адамс, Daily Mirror.
«Это будто фантастический фильм Хичкока, только никогда не снятый», — Джош Ларсен, LarsenOnFilm.
«Первый отличный голливудский экшн за этот год», — Коул Смайти, ColeSmithey.com.
«Запрещенный прием»
После смерти матери юная девушка и ее сестра остаются на попечении похотливого отчима, пытающегося дорваться до обеих родственниц. В результате младшая сестра гибнет, а старшая, Куколка (Эмили Браунинг), отправляется в психиатрическую лечебницу, в которой погружается в мир собственных фантазий.
Замысел «Запрещенного приема» вырос из предшествовавшей ему идеи Зака Снайдера. После он совместно со Стивом Шибуя воплотил задумку в сценарий — первый в своей карьере, который не опирается на проверенные бренды, будь то ремейк или экранизация. Снайдер долгое время работал в рекламном бизнесе и кое-что понимает в лакировке визуального ряда, чем пестрят все его проекты — начиная с ремейка хоррор-классики Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов» до очень толковой адаптации «Хранителей» Алана Мура. Последние и подорвали репутацию Снайдера как коммерчески успешного режиссера. Тот же «Рассвет», а после триумфальные «300 спартанцев» были хитами, хоть и скорее чисто развлекательного характера (новая версия фильма Ромеро вовсе утеряла свой изначальный сатирический аспект). «Хранители» же стали проектом рискованным и брали новую планку в кинокомиксе, но не окупили бюджет, совершенно провалившись в международном прокате. Похожая судьба постигла анимационную ленту «Легенды ночных стражей», в отличие «Хранителей» ориентировавшуюся на семейную аудиторию и щеголявшую трехмерным форматом, так что на фоне подобных преимуществ ее провал казался еще сокрушительнее.
«Запрещенный прием» в штыки приняли американские критики, притом что в корне он не отличается от большинства предыдущих проектов Снайдера — такая же вылизанная и красочная изобразительная сторона, поданная в совокупности с бойким экшном, но чаще не поражающая драматургическими находками, и без того немного меркнущими на фоне всевозможных визуальных красот.
«Фильм, руководствующийся логикой видеоигры и включающий в себя все хорошее и плохое из того, что этот термин подразумевает», — Дэниэл М. Киммел, New England Movies Weekly.
«„Пролетая над гнездом кукушки“ на кислоте», — Брэндон Фиббс, BrandonFibbs.com.
«Не часто увидишь фильм, вызывающий в голове мысль: лучше бы я еще раз посмотрел „Медведя Йоги“», — Чарли Лайн, Ultra Culture.
«Зак Снайдер — режиссер, с которым все хотят работать. (Смеется.) Его фильмы запоминаются по разным причинам. Каждый находит в них что-то для себя. Актеры находят в Заке не просто режиссера с ярким талантом, но и великодушного наставника. Во всяком случае я это чувствовала каждую секунду на площадке. Я не встречала человека щедрее и великодушней, чем Зак. Его любят все на площадке, его понимают с полуслова. У Зака столько энергии, кажется, что он вообще не отдыхает. Он всегда в хорошем настроении и полон энтузиазма. Я буду надеяться, что однажды мне повезет опять работать с ним и его замечательной командой», — поведала в интервью КиноПоиску исполнительница центральной роли в фильме Эмили Браунинг.
«Я всегда мыслю образами, прорисовываю то, о чем хочу рассказать, делаю разные карандашные наброски. Любая идея, сценарий — все это сначала возникает как картинка. В этот фильм я вложил все то, что считаю интересным и увлекательным. Правда, иногда одна и та же идея может оказаться блестящей и с той же вероятностью полной фигней. Своего рода это приговор, риск, на который приходится идти. У меня всегда были странные отношения с кино. Ну, знаешь, мне что-то нравится, скажем, и я думаю, что это выглядит круто на экране, но я стараюсь, выделяя это, указывать и на недостатки. Мне нравятся парадоксы кино, тот факт, что ты сидишь в кинотеатре и смотришь фильм, для меня парадоксален. Ты приходишь туда, чтобы увидеть историю, которая существует только на экране, нигде больше. Но я люблю это», — рассказал в интервью КиноПоиску режиссер Зак Снайдер.
«Счастье мое»
Дальнобойщик едет вглубь страны, встречая персонажей, вызывающих различную степень антипатии. Остановившись на ночлег в лесу, герой сталкивается с местными подозрительными личностями, во время разговора у костра огревающими его по голове с целью хищения груза, оказавшегося простой мукой. Теперь дальнобойщик, потерявший память и способность говорить, живет в деревне с цыганкой, пока вокруг творятся бессмысленные и кровавые бесчинства.
Выдающийся документалист Сергей Лозница во время каннской презентации своего игрового дебюта признался, что в принципе всегда хотел заниматься именно подобным кино, да только судьба распоряжалась иначе. «Счастье мое», умудрившееся сразу же попасть в конкурс Канн, несмотря на то, что снято при украинском и немецком финансировании, является роуд-муви про самые неприглядные стороны именно российской действительности. Главный герой долго плетется на грузовике, время от время минуя различные национально-идентификационные маячки: неприятных гаишников, молоденькую проститутку, не желающую, чтобы ее жалели, и деревенских маргиналов, столкновение с которыми дает отсчет второй части фильма, подчеркивающей выводы первой, но при этом минорной до крайности. Лозница, как и Александр Миндадзе со своими режиссерскими проектами (учитывая возраст обоих мэтров документального и сценарного дела), умудрился сделать кино, очень точно вписывающееся в современный российский киноконтекст. Прогремевшей несколько лет назад румынский кинематограф представлен на проекте оператором Олегом Муту и актером Владом Ивановым.
«Все-таки это не документальный фильм, а художественное произведение. Сначала я избрал жанр road movie, хотя это не road movie, как выясняется в середине картины. Честно говоря, у этого фильма непонятный до сих пор для меня жанр и непонятный для меня стиль. Здесь есть и то, что мы называем реалистическим кино — его можно спутать с документальным фильмом, но вместе с тем здесь имеются элементы гротеска, которого все больше и больше, а в конце мы вместе со всеми персонажами возвращаемся в очень жесткий реалистичный фильм. Также в этом фильме есть одна романтическая сцена. Так что это эклектика», — поведал Сергей Лозница во время каннской пресс-конференции.
«Астрал»
Семья переезжает в новый дом, где вскорости начинают происходить таинственные события, напоминающие пришествие полтергейста. Вдобавок сын героев впадает в кому, из которой его, кажется, ничто не способно пробудить. По возвращении ребенка в дом, где теперь за ним предстоит длительный уход, семье становится ясно, что кома у чада не простая, а он в своем роде связующая нить между миром живым и сверхъестественными силами.
Джеймс Ван и Ли Уоннел прекрасно известны своей сагой «Пила», вместе они ее запустили, вместе же работали и над сторонними от франшизы проектами. Для «Астрала» Уоннел написал сценарий, Ван по традиции занялся постановкой, продюсером неожиданно выступил Орен Пели, создатель другой потенциально долгоиграющей хоррор-эпопеи — «Паранормальное явление». При не самой хорошей репутации тандем Ван-Уоннел умудрился снять более-менее увлекательный фильм ужасов, что удивительно, покоривший американских критиков, отнесшихся к ленте достаточно лояльно.
«Сильный и невероятно серьезный хоррор. Эта лента чурается дешевых трюков», — Крис Бамбрэй, JoBlo«s Movie Emporium.
«„Астрал“ из тех фильмов, что увлекают, даже если вы смотрите их с закрытыми глазами», — Кристи Лемайр, Associated Press.
Также в российском прокате стартуют ленты «Олимпийская деревня», «Самка» и «Стэп бай стэп».