всё о любом фильме:
Новости

«В субботу»: Новый фильм Александра Миндадзе показали в Берлине

На английском языке лента называется Innocent Saturday, что можно перевести как «Безобидная суббота». Ирония заключается в том, что история развивается на фоне далеко не самых безобидных событий — во время первого дня аварии на Чернобыльской АЭС, 26 апреля 1986 года.

На английском языке лента называется Innocent Saturday, что можно перевести как «Безобидная суббота». Ирония заключается в том, что история развивается на фоне далеко не самых безобидных событий — во время первого дня аварии на Чернобыльской АЭС, 26 апреля 1986 года.

Описание, которое долгое время ходило по сети, оказалось несколько неточным. Казалось, что Миндадзе снимет картину о том, как герой Антона Шагина разрывается между необходимостью рассказать о катастрофе своим близким и приказом партии не сеять панику. На деле же все обстоит несколько иначе.

Молодой партработник Валерий Кабыш бежит за машиной сотрудников горкома Припяти — начальство выезжает на экстренное совещание по поводу аварии на ЧАЭС. Оказывается, четвертый блок разрушен, радиация зашкаливает, но при этом Москва требует молчать. Валера бросается обратно в город, где вытаскивает свою подружку Веру буквально из душа. Они пробуют убежать из города, но Вера никак не может найти свой паспорт, а вдобавок по дороге к вокзалу ломается каблук у туфельки. Девушка уговаривает Валерия вернуться и купить новую пару («В универмаг как раз завезли румынские лодочки!»). Затем оказывается, что паспорт Веры оставлен в качестве залога за гитару: девушка поет в группе, и должна выступать в эту субботу на свадьбе.

В итоге оба оказываются в ресторане, где Вера поет, а Валерий садится за барабанную установку (ударник заболел). Герой Шагина постепенно напивается и выясняет отношения со своими товарищами, Вера поет за Жанну Агузарову, молодожены целуются и ощущают металлический привкус. Где-то на заднем плане полыхает аварийный реактор.

Западные киножурналисты отмечают абсурдность происходящего. Например, зачем возвращаться за паспортом, если имеется серьезная угроза жизни? Важность этого документа для гражданина СССР никак не объяснена, поэтому без знания советских реалий «В субботу» будет смотреться трудно. Также трудно смотреть фильм будет тем, у кого не все в порядке с вестибулярным аппаратом: камера румынского оператора Олега Муту не стоит на месте и постоянно бегает за героями, фиксируя крупные планы их лиц.

Как говорит режиссер, он не собирался снимать документальный фильм или блокбастер. Его интересовало, почему люди, знавшие о катастрофе, не покинули город. На пресс-конференции Миндадзе высказал мнение, что на Западе история, показанная в фильме, невозможна. «В Германии люди больше заботятся о своем здоровье и ценят свою жизнь. Какая там девушка, какие каблуки! Немец не стал бы спасать подружку. Это у нас, русских, есть такая генетическая и ментальная тяга к смерти».

«Я задумал этот проект в 2005 году и с тех пор писал сценарий, — говорит режиссер. — Последние три года писал его без перерыва. Чернобыль всегда с нами. Когда знаешь, что в любую минуту можешь умереть, жизнь расцветает новыми красками».

Не обошлось без вопроса «Что вы делали 26 апреля 1986 года?». Александр Миндадзе признался, что в этот день был на крыше одного из домов в Минске, снимая «Плюмбум». «Уже 27-го мы дезактивировались красным вином и понимали, что наши жизни ничего не стоят».

Драма «В субботу» демонстрировалась в рамках конкурсной программы Берлинале и выйдет в российский прокат 24 марта.

Читайте также
Новости «Елена» обогатилась на четыре «Золотых орла» Картина Андрея Звягинцева «Елена» вышла триумфатором очередной церемонии «Золотой орел» — ей досталось четыре награды. Среди них призы за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, операторское мастерство и женскую роль второго плана. Лента «Два дня» выиграла в главных актерских номинациях.
Новости «Жила-была одна баба» не стала бороться за «Золотого орла» Картина Андрея Звягинцева «Елена» стала главным фаворитом премии «Золотой орел» и претендует на десять наград. Вместе с ней за звание лучшего фильма поборются ленты «Два дня», «Дом», «Шапито-шоу» и «В субботу». Классик же советского кино Андрей Смирнов попросил, чтобы отборочный комитет не рассматривал его последнюю работу «Жила-была одна баба».
Новости «Елена» покорила «Белого слона» Картина «Елена» получила признание российских кинокритиков — ей отошел главный «Белый слон» за лучший фильм. Кроме того, награды достались режиссеру ленты Андрею Звягинцеву и актрисе Елене Лядовой. Среди других лент, получивших призы, «Мишень», «Жила-была одна баба» и «В субботу».
Комментарии (41)

Новый комментарий...

  • 9

    Ray-n-Bow 15 февраля 2011, 12:18 пожаловаться

    #

    Да, куда ж без паспорта. Лучше умереть.
    Логичностью событий фильм напоминает «Как я провел этим летом».
    В плохом смысле этих слов.

    ответить

  • 5

    Constant1ne 15 февраля 2011, 12:50 пожаловаться

    #

    zeigen Sie Ihren Pass, bitte.
    Это у вас в убежище паспорта не нужны. А в СССР человека без паспорта политрук расстреливал на месте за шпионаж.

    ответить

  • 1

    DavidEdisson 16 февраля 2011, 01:43 пожаловаться

    #

    Абсолютно согласен с высказыванием! Сюжет отличный и необычный — очень хочется посмотреть этот фильмец! Интересная диллема поднимается…

    ответить

  • 4

    Constant1ne 15 февраля 2011, 12:35 пожаловаться

    #

    Надо сходить на фильм и разобраться в этом почти сюрреалистичном сюжете.

    ответить

  • 8

    Tim25 15 февраля 2011, 12:52 пожаловаться

    #

    Его интересовало, почему люди, знавшие о катастрофе, не покинули город.

    Вряд ли потому что каблук у туфельки сломался.

    ответить

  • 2

    Art-Futurama 15 февраля 2011, 12:52 пожаловаться

    #

    Сюжет просто Ахавый… «Титаник» и все фильмы Роланда Эммериха нервно курит в сторонке…

    «Его (режиссера) интересовало, почему люди, знавшие о катастрофе, не покинули город. »
    А как ещё, советский стериотипы просто зашкаливают: без бумашки ты букажка, импортный ширпотреп что б похвастатся, свадьба-ансамбль-водка, и хлоп металический привкус поцелуя…

    Тут ещё и трясучка, и лица крупным планом, и Антон Шагин (хотя с усами ему идет).. Ох, не знаю…

    ЗЫ… хотя любопытно, это пока первый фильм, который я встречаю об аварии на ЧАЭС…

    ответить

  • 3

    Квинта 15 февраля 2011, 15:46 пожаловаться

    #

    Еще был «Пока звонят колокола». Где-то в сети его видела. Документальный, снят по-моему в 87 году, но смотрится на одном дыхании. Его тогда по советским кинотеатрам в прокат пустили. Особенно запомнилась одна молодая пара, которая вместо свадебного путешествия на молодежную стройку или, скажем, на БАМ, отправилась в Чернобыль. До сих пор думаю, что с ними потом стало…

    ответить

  • 3

    Art-Futurama 15 февраля 2011, 19:42 пожаловаться

    #

    … И кстати, первый раз читаю новость на Кинопосиске, где пересказывают практически весь фильм целиком…

    ответить

  • arhizombi 15 февраля 2011, 12:59 пожаловаться

    #

    Ну абсурдность не порок, а тдк, не знаю…

    ответить

  • 1

    Aleks1991 15 февраля 2011, 13:21 пожаловаться

    #

    На западе не поймут наши реалии того времени, как и загадочную русскую душу. Хотя содержание фильма немного обескураживает, врятли сломанный каблук и паспорт важнее собственной жизни…

    ответить

  • 5

    Kino Serg 15 февраля 2011, 13:50 пожаловаться

    #

    это всего лишь повод для того, чтобы показать, «что если…» т. е. в то время, как за окнами разрождалась катастрофа, люди жили обычной жизнью и не думали, что такое может быть, но нужны были знающие об опасности главные герои, за счет которых бы и создавался психологизм и драматизм
    зы. хочется сказать, что это пир во время чумы (свадьба — катастрофа), но все же это скорей «перед», и «не пир» вовсе

    ответить

  • 6

    luzzer 15 февраля 2011, 13:28 пожаловаться

    #

    По описанию — унылый русский «арт-хаус», расчитанный на «ту публику». Нужен ли этот выс… р в прокате — большой вопрос.

    ответить

  • 6

    red devil 15 февраля 2011, 14:38 пожаловаться

    #

    Большинство отметившихся здесь, пожалуй, кроме Constant1ne, меня поражают просто исключительным примитивизмом мышления, уж простите меня.
    Здесь либо все моложе 20, либо в принципе не понимают, что такое Советский Союз.
    Уж представьте себе, что у людей, воспитанном в нём, чуть ли не на генетическом уровне закреплялось утверждение «без бумажки ты — букашка», и они в принципе не способны были поступить по-другому. Это просто надо понять, хотя и трудно в современных реалиях.
    А по поводу «сломленных каблуков». Это, кстати, по-мойму, очень даже интересный ход. Здесь же никто не говорит о фильме-катастрофе. А как такая мелочь, способная изменить ход сюжета — очень удачная находка.
    А ещё меня просто умиляют это русофобские настроения у большинства «киноманов» — это так мило:)

    ответить

  • 6

    Ray-n-Bow 15 февраля 2011, 14:53 пожаловаться

    #

    Имхо, конечно. Но лучше всю жизнь бомжевать или сидеть в тюрьме, чем погибнуть от лучевой болезни.

    ответить

  • 2

    Saveger 15 февраля 2011, 15:06 пожаловаться

    #

    Надо просто дождаться фильма и узнать, какие мотивировки предоставит нам Миндадзе. Не знаю, как у него с режиссурой, но со сценариями всегда был полный порядок

    ответить

  • 7

    Квинта 15 февраля 2011, 15:50 пожаловаться

    #

    Интересно, кто в 86-87 году знал, что такое лучевая болезнь? Нас вот на гражданской обороне учили, в какую сторону от взрыва атомной бомбы ложиться, как голову руками прикрывать, как противогаз надевать, как проверять его работоспособность… Еще помню, Калаш на время собирали-разбирали, и сдавали нормы ГТО по пулевой стрельбе. А вот про лучевую болезнь на красочных плакатах не было ни слова.

    Умиляет меня наивность комментов этого автора, чесслово

    ответить

  • 2

    Tim25 15 февраля 2011, 15:13 пожаловаться

    #

    А Вы попробуйте представить, что сейчас недалеко от Вас будет ядерный взрыв. Вам будет до румынских лодочек в универмаге?

    ответить

  • 1

    red devil 15 февраля 2011, 15:17 пожаловаться

    #

    Хм, по-вашему, американские фильмы (в особенности катастрофы) не блещут несуразицами — в частности, Эммерих?:)
    По-моему, блещут жутко, аж глаза слепят.
    Вот так.

    ответить

  • Tim25 15 февраля 2011, 15:29 пожаловаться

    #

    Я, заметьте, ни слова не сказал в защиту американских коммерческих катастроф и Эммериха в частности. Более, того, я абсолютно согласен с вами на этот счет, вспомнить хотя бы 2012. Но это ведь не американская катастрофа, а российский арт-хаус! Причем не где-нибудь, а на Берлинале.
    Не сравнивайте с Эммерихом.

    ответить

  • 4

    Квинта 15 февраля 2011, 15:54 пожаловаться

    #

    Конечно, лодочки в первую очередь. Тем более, что об опасности ядерного взрыва в те времена предупредили бы только руководящий состав важных предприятий, руководителей исполкомов и обкомов-горкомов-райкомов, возможно — школы и больницы. А вот факт продажи румынских лодочек возбуждает даже по прошествии стольких лет. Нас не понять тем, кто никогда не гонялся за дефицитом, и для кого родители не делали заказ на обувь и одежду к выпускному балу за год до оного события.

    ответить

  • Tim25 15 февраля 2011, 15:57 пожаловаться

    #

    Извините, но Вашем профиле написано, что Вам 21. Откуда такая осведомленность?

    PS. На выпускной я вообще не ходил.

    ответить

  • 2

    Квинта 15 февраля 2011, 16:12 пожаловаться

    #

    В профиле — среднеарифметическое между моим возрастом и дочери-подростка. Так мне легче видеть, чем она на кинопоиске интересуется :)

    ответить

  • 2

    Tim25 15 февраля 2011, 16:18 пожаловаться

    #

    Интересная система… Как она действует, я так и не понял, но все равно интересно.

    ответить

  • Квинта 15 февраля 2011, 16:25 пожаловаться

    #

    Просто очень действует: стоит в броузере закладка на кинопоиск с зарегистрированным профилем. Домашний компьютер один на двоих. Либо она в нете, либо — я. Если на кинопоиске, то часто новости и трейлеры смотрим вместе, сразу же и обсудить можно. Сейчас она, правда, уже спит. Может и к лучшему: не хотела бы я, чтобы она фильмы про ЧАЭС смотрела. Лучше что-нибудь из современного. Реквием по мечте ее оч хорошо предупредил насчет последствий необдуманных поступков. Хотя я сама этот фильм еще не смотрела :(

    ответить

  • USA Intelligent 15 февраля 2011, 15:05 пожаловаться

    #

    Раньше хотел посмотреть, сейчас не очень.

    ответить

  • 1

    sfajrat 15 февраля 2011, 17:42 пожаловаться

    #

    некоторые фильмы в пересказе сюжета кажутся абсолютно безмозглыми! Впрочем некоторые фильмы потом оказываются действительно безмозглыми too.

    ответить

  • 2

    dinagus 15 февраля 2011, 15:05 пожаловаться

    #

    Да в СССР были строгие законы, без паспорта ты никто и звать тебя никак

    ответить

  • 1

    Углов Богдан 15 февраля 2011, 20:39 пожаловаться

    #

    А сейчас как? А в других странах как было? А как должно быть?

    ответить

  • 1

    hillary sammis 15 февраля 2011, 17:25 пожаловаться

    #

    Пойду на фильм уже ради одной затронутой темы Чернобыля, хочется увидеть как само место видит режиссер.

    ответить

  • sfajrat 15 февраля 2011, 17:41 пожаловаться

    #

    Надо понимать, у Валерия паспорт с собой был, а то бы искал его внутри Чернобыльской станции по законам жанра))

    ответить

  • Доктор Лайтман 15 февраля 2011, 20:16 пожаловаться

    #

    эх, а я то ожидал чего-то другого, а тут ерунда какая-то, обидно даже))

    ответить

  • 1

    aftsa 15 февраля 2011, 20:57 пожаловаться

    #

    «В Германии люди больше заботятся о своем здоровье и ценят свою жизнь. Какая там девушка, какие каблуки! Немец не стал бы спасать подружку. Это у нас, русских, есть такая генетическая и ментальная тяга к смерти».
    Скорее тяга приписывать себе недостатки, расценивая их как достоинства.
    По синопсису балаган какой-то, а не авария на ЧАЭС…

    ответить

  • 4

    Квинта 16 февраля 2011, 05:56 пожаловаться Постараюсь, чтобы было слышно

    #

    Долго сомневалась, стоит ли писать еще один комментарий, так как судя по отзывам к этой новости большинство читателей не очень хорошо представляют себе суть события, вокруг которого строится фильм. Не знаю, насколько поймут читатели этот комментарий, но все же постараюсь.

    Контекст ситуации: страна, погруженная в информационный вакуум, в условиях которого информация замещена пропагандой. Уровень социализации людей к этой ситуации невероятно глубок: каждый гражданин страны имеет конкретную прописку, которая указана в паспорте, без которого невозможно устроиться на работу, без которой не будет средств к существованию, так как тунеядство запрещено законом, и люди, не имеющие работу или часто ее меняющие — так называемые бегуны — повсеместно находят общественное порицание. Без паспорта нельзя купить билет на поезд, без которого невозможно уехать куда-либо. Фактически, паспорт — это единственное имущество, которое имеет рядовой гражданин, принадлежащее именно ему, так как квартира, в которой он живет, является государственным имуществом, дача или, скажем, автомобиль — предметы роскоши, мало кому доступные, драгоценности и деньги могут украсть или их можно потерять, а на сберкнижке на черный день лежит рублей 15-20. И все это воспринимается абсолютным большинством населения как само собой разумеющееся.

    Паспорт — идеальный залог, ценность которого многократно превышает спекулятивную стоимость любого дефицита. Можно было предлагать в залог золотые вещи, но много ли их было у молодой девушки? Скорее всего, только простенькие сережки, и то нужно было спросить разрешение у мамы, чтобы оставить их в чужих руках.

    Румынские лодочки в Универмаге — это очень ценная покупка. А главное — большая удача. Обувь, тем более модельная, тем более импортная в стране советов была почти на вес золота. Ее доставали, на нее менялись, как на джинсы или импортные виниловые диски. Люди, ехавшие в отпуск на запад СССР, всегда имели на руках обширные списки от родственников, коллег, друзей, соседей — кому из дефицитов что нужно найти-купить. Обувь всегда была в этих списках. Часто ее покупали без учета размера, цвета, модели, так как все равно после возвращения из отпуска все будет выкуплено жаждущими без остатка. Возвращения людей из отпуска ждали, сверяясь с календарем.

    Происходит событие, катастрофичность которого сложно измерить. Последствия которого понимают пока только специалисты. Простые граждане по-прежнему ходят на работу, играют свадьбы, покупают обувь, целуются… Им решили пока не говорить, потому что не знают, как об этом нужно сказать, и что вообще делать в такой ситуации. Москва молчит. Местные руководители в абсолютной неопределенности, единственно, что им известно — что все как один попали в глубокую ж. Ситуация не поддается контролю исходя из своего техногенного характера. Центральное руководство отсутствует.

    Парень решает вывезти девушку. Повторюсь, девушку, находящуюся в состоянии абсолютной социальной адаптации. Ее приоритеты — паспорт, туфли, ресторан… Дальше нужно смотреть в фильме…

    Мы были немного помладше героев этого фильма. И новости о взрыве на ЧАЭС воспринимали примерно так же, как о шахтерских демонстрациях в Великобритании. Понимание более или менее стало доходить после того, как 1 сентября 1986 года в советских школах по всей стране появились новенькие дети всех возрастов: очень коротко стриженные девочки и наголо бритые мальчики с украинским акцентом. Людей вывозили куда угодно, где была работа для них и какое-нибудь жилье. Чуть позже начали рассказывать о массовых добровольно-принудительных абортах среди, например, девушек в учебных заведениях Московской области, которым «повезло» провести урок физкультуры на спортивной площадке под моросящим дождиком из маленькой тучки, случайно проплывавшей рядом с учебным заведением именно в тот самый час. И еще позже, когда в семьях вечно переезжающих с места на место военных, спустя несколько лет стали рождаться дети с отклонениями. И потом, когда повсеместно стали вводить льготы на все для «ликвидаторов».

    Если бы хоть кто-нибудь из них знал о последствиях в самом начале… Если бы хоть кто-нибудь хоть как-нибудь хоть что-нибудь тогда рассказал…

    Есть фильмы о катастрофе на ЧАЭС: Пока звонят колокола, Аврора, теперь вот — В субботу.
    Есть фильмы и о паспорте: Вокзал на двоих, например. И есть сотни тысяч историй, о которых не рассказали пока с большого экрана, но от этого они не становятся менее трагичными, потому что в каждой из них — чья-то судьба, здоровье, а бывает и жизнь. И у кого-то эта история развернулась из-за паспорта, у кого-то — из-за сломанного каблука, у кого-то — из-за бутылки красного вина, удачно припасенного с Нового года и вот — так пригодившегося для «дезактивации». :(

    ответить

  • 1

    Regisseur 16 февраля 2011, 22:02 пожаловаться

    #

    Сам проект мне нравится, по крайней мере по сравнению с другими русскими современными проектами, что касается каблуков и паспорта так это действительно тупость, не люблю глупостей в кино угрожающих жизни, а так то я давно хотел посмотреть кино про Чернобыль, хоть эта и не самая интересная задумка, но интересно.

    ответить

 
Добавить комментарий...