Венеция-2010: День заключительный

Обсудить0

Женщины стали героинями 67-го Венецианского кинофестиваля, причем как актрисы, так и режиссеры. Слабый пол в этом году заявил о себе в полный голос. Результатом стало вручение «Золотого льва» драме «Где-то» Софии Коппола. Российские «Овсянки» удостоились приза за операторскую работу, премии ФИПРЕССИ и нескольких других наград.

Решение жюри под руководством Квентина Тарантино вручить «Золотого льва» его хорошей приятельнице Софии Коппола было встречено бурей негодования в пресс-центре. «Мы отдали премию не моей знакомой, а замечательному фильму с отличными актерскими работами, — заявил Тарантино. — Нас очень поразила эта лента. И с каждым днем мы продолжали думать о ней, пока кое-кто из жюри не сказал: „Слушайте, а ведь мы уже посмотрели лучший фильм!“ «Золотой лев» — это приз, который дается за фильм в целом: и за сценарий, и за режиссуру, и за игру — за всё! Так что для нас эта награда была очевидной. И вообще я не понимаю, почему вы возмущаетесь: София же итальянка!»

«Где-то» — это история актера Джонни Марко (Стивен Дорфф), который вынужден влачить довольно жалкое существование. Он разведен, живет в отеле «Шато Мормон», где любит надолго останавливаться голливудский бомонд, скучает даже во время стриптиза, все время хочет спать, гоняет на своей спортивной машине, промотирует фильм и даже принимает участие в записи итальянского телешоу. Единственной отдушиной для Джонни служат встречи с дочерью (Эль Фаннинг).

В этом году в конкурсе было много азиатских фильмов: «Детектив Ди», «Тринадцать убийц», «Норвежский лес», «Канава», — но ни какой из них не получил ни одной важной премии. Зная, что Тарантино — поклонник азиатского кинематографа, журналисты поинтересовались у него, почему так вышло. «Потому что там не было фильмов-победителей», — отрезал режиссер. Впрочем, надо отметить, что Тарантино с честью выдержал испытание.

В частности, пресса недоумевала по поводу вручения Кубка Вольпи за лучшую женскую роль француженке Ариане Лабед, сыгравшей в греческой драме «Аттенберг». «Это очень необычный фильм, — пояснил Квентин. — Мы увидели совсем другую Грецию — индустриальную. В то время как большинство зрителей привыкли смотреть на белые домики, солнце, море и песок, Афина Цангари показывает нам современную страну и рассказывает о ее проблемах. И Ариана была блистательна в этой роли».

Интересно, что лейтмотивом «Аттенберга», как и в фильме Коппола, являются отношения отца и дочери. Марина ухаживает за смертельно больным отцом и параллельно пытается наладить личную жизнь. Если с отцом она отлично находит общий язык, то в случае с мужчинами все гораздо сложнее. Девушка также обожает программы о животных авторства сэра Аттенборо, чья искаженная фамилия и легла в основу названия картины.

Приз за лучшую мужскую роль отошел Винсенту Галло за драму Ежи Сколимовского Essential Killing, что можно перевести как «Необходимое убийство». Галло сыграл араба Мухаммеда, которого американцы арестовывают по подозрению в терроризме и перевозят в тайное закрытое учреждение тюремного типа в Европе. Оттуда Мухаммеду удается бежать и с трудом выживать в заснеженных горах. Винсент Галло на Лидо не приехал, поэтому приз за него получал режиссер-ветеран. И это решение жюри было встречено негодованием ряда журналистов.

Может сложиться ощущение, что пресса осталась недовольна всеми лауреатами, но это не так. Шквалом аплодисментов встречали режиссера испанского фильма «Печальная баллада для трубы» Алекса де ла Иглесия — у него «Серебряный лев» за режиссуру и премия «Osella» за сценарий. Тарантино прокомментировал это событие в стиле персонажей своих фильмов: «Мы дали Алексу приз за сценарий, потому что это был fucking good сценарий! И поскольку я сам сценарист, то прекрасно это понимаю!»

Первые 10 минут «Печальной баллады» можно смело заносить в самые интересные сцены кино 2010 года. Во время гражданской войны в Мадриде забирают всех годных к сражению мужчин. Революционеры врываются в цирк, где идет представление, и со сцены уводят практически всю труппу (включая бородатую женщину). Среди рекрутов поневоле оказывается и рыжий клоун, переодетый в женское платье для номера, который так и остался неисполненным. Клоун с мачете успевает порубить многих вояк Франко, но попадает за решетку. Его сынишка Хавьер пытается освободить отца, но ничего не получается. Проходит 25 лет. Хавьер устраивается на работу в цирк, но, как и советовал отец, становится белым клоуном. Он влюбляется в гимнастку Наталью. Девушка флиртует с ним, но продолжает жить с рыжим клоуном Серхио, любимцем детишек. Но когда Серхио смывает с себя грим, то становится безжалостным тираном. Не в силах выносить издевательства над любимой женщиной, Хавьер решает отомстить и идет на крайние меры.

Трудно не увидеть в фильме ассоциации с политической обстановкой в Испании. Наталья флиртует со свободолюбивым Хавьером, но предпочитает железную руку Серхио. Аллюзии на Испанию и режим Франко не случайны: как говорит сам режиссер, у него на родине все семьи пострадали от гражданской войны, но это не помешало Иглесиа приперчить фильм перестрелками, драками, любовными сценами и сюрреализмом.

Одобрительно отнеслась пресса и к призу «Osella» за операторскую работу Михаила Кричмана. «Овсянки» в зарубежном прокате называются «Тихие души», и Квентин Тарантино пояснил выбор так: «Для меня этот фильм похож на прекрасную поэзию, которая нашла отклик в сердцах всех членов жюри. Какие там актерские работы! Двое мужчин и женщина были великолепны! Мы долго аплодировали фильму, так что я еще раз хочу сказать Алексею спасибо за то, что снял такое замечательное кино!»

В российском названии фильма фигурируют птички овсянки, купленные главным героем по имени Аист. Он работает на бумажном комбинате и очень хочет написать книгу, в которой расскажет о забытых традициях меря. Мифология этого действительно когда-то существовавшего народа сегодня полностью забыта, но была придумана сценаристом Денисом Осокиным. У начальника Аиста Мирона умирает жена Таня, и тот просит героя помочь с похоронами. Мужчины отправляются в очень необычное путешествие в место, где Мирон с Таней когда-то провели медовый месяц, и по дороге они вспоминают покойную.

«Овсянки» также получили приз ФИПРЕССИ, премию отца Назарено Таддеи, приз «Золотая мышь» от ассоциации итальянских интернет-критиков и удостоились специального упоминания SIGNIS. Если премия ФИПРЕССИ уже хорошо знакома киноманам, то остальные награды относительно новые. Отец Таддеи в 1960 году отстоял фильм Федерико Феллини от нападок католической церкви. Премия его имени вручается в Венеции третий год. SIGNIS — это приз экуменического жюри, вручаемый с 2001-го. Итальянские интернет-кинокритики основали свою «Золотую мышь» только в прошлом году.

Премию имени Марчелло Мастроянни, присуждаемую лучшему молодому дарованию, отдали Миле Кунис за роль роковой балерины в «Черном лебеде» Даррена Аронофски. Актриса в Венецию не приехала, так что свои благодарности передала в записи.

Последний приз Тарантино и жюри фактически придумали. Монте Хеллман, снявший «Дорогу в никуда», оказался лауреатом специального «Льва» за выслугу лет. Хеллман, второй режиссер вестерна «За пригоршню долларов», продюсировал «Бешеных псов» Квентина Тарантино. «Присутствие друга в жюри ничего не значит», — убеждал режиссер прессу. Тарантино в свою очередь вспомнил, как Хеллман был в жюри одного из кинофестивалей, где участвовал его фильм: «Думаете, я тогда получил? Ничего подобного!»

Венеция прощается с очередной Мострой и провожает полторы тысячи иностранных журналистов. Во время пресс-конференции с лауреатами погода неожиданно испортилась: подул сильнейший ветер, распахнувший окна в пресс-центре. Старейший в мире кинофестиваль тем самым как будто ознаменовал начало осени и вместе с тем напомнил, что начинается новая киногонка. На сей раз уже за премиями Американской киноакадемии.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

27 февраля30
26 января8
25 января9
20 декабря 20235

Главное сегодня

Сегодня8
Сегодня, 17:233
Вчера11
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня52
Сегодня2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации