ПодкастКак Фрэнк Миллер перенес в комиксы эстетику нуара и повлиял на Нолана и Снайдера

Подкаст можно послушать прямо здесь (пользователям Safari рекомендуем воспользоваться ссылками для прослушивания подкаста в других сервисах).

Как Фрэнк Миллер эксплуатировал элементы фильмов-нуаров в своих произведениях? Что нового он привнес в образы Бэтмена и Сорвиголовы? Почему «Город грехов» сейчас смотрится странно? И чем находкам Миллера обязаны Кристофер Нолан и Зак Снайдер?

Во втором сезоне мы рассказываем о важных авторах комиксов и о том, как они повлияли на образы супергероев в кино. Первые эпизоды были посвящены карьере Стэна Ли и Алана Мура, а в этом выпуске мы обсуждаем, как Фрэнк Миллер повлиял на мрачную эстетику кинокомиксов 2000-х годов.

Вместе с владельцем магазина комиксов «Чук и Гик» Иваном Чернявским о переплетении комиксов и кино рассуждает кинокритик Марат Шабаев.

Вопросы, отзывы и пожелания по темам выпусков можно писать на почту: podcast@kinopoisk.ru.


Как устроен нуар

Фрэнк Миллер известен тем, что перенес эстетику нуара в комиксы, а в этом видеоэссе мы рассказываем, как устроен нуар и какую эволюцию он прошел от 1940-х до наших дней.

Почему нуар нельзя назвать жанром? Когда появился «черный фильм» и почему классический нуар всегда пессимистичен? Как менялся образ фам фаталь? И какие операторские приемы характеры для фильма-нуара?


Как Фрэнк Миллер изменил культовых супергероев

Сорвиголова

Основные сюжеты:
«Рожденный заново» (1986), «Человек без страха» (1993)

Дебют:
Клаус Янсон, Джон Ромиту-младший

Первый комикс, для которого Фрэнк Миллер самостоятельно придумывал истории и определял, каким будет герой. До Миллера Сорвиголова зачастую воспринимался бледной копией Человека-паука, таким же молодым супергероем с проблемами в личной жизни, который не спасал мир, а помогал людям в своем районе. Главное, что отличало Мэтта Мёрдока от Питера Паркера, — то, что он ослеп в подростковом возрасте, но зато его остальные чувства многократно усилились. К концу 1970-х продажи комиксов о Сорвиголове были настолько низкими, что выпуски его сольной серии выходили лишь раз в два месяца. Миллер присоединился в 1979 году к команде, работавшей над серией про слепого адвоката, и за первую половину 1980-х сумел сделать его одним из главных марвеловских супергероев. Он радикально переработал все сюжетные линии, игнорируя предыдущие истории, и превратил Сорвиголову практически в антигероя, который не гнушается насилием и как будто способен на убийство. Отец главного героя в трактовке Миллера был алкоголиком и избивал сына, что и стало причиной выбора адвокатской карьеры.

Именно Фрэнк Миллер придумал превратить заурядного соперника Человека-паука — Кингпина — в главного врага Сорвиголовы и ввел в сюжет новую возлюбленную супергероя Электру. В отличие от традиционных любовных интересов в комиксах, героиня не была беззащитной, а их отношения были полны конфликтов и драматизма. Каноничных противников Мёрдока — группу смертоносных ниндзя — тоже предложил Миллер. Сценарист хотел большего реализма в изображении героя, поэтому его Сорвиголова много и грязно дрался. Миллер, который в юности зачитывался детективами Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера, по сути, через супергеройскую историю воспроизводил основные тропы криминальной драмы: злые улицы, неоднозначный герой, атмосфера паранойи и фам фаталь — роковая женщина.

Бэтмен

Основные комиксы Миллера с супергероем:
«Возвращение Темного рыцаря» (1986), «Бэтмен: Год первый» (1987)

Соавторы:
Дик Джиордано, Деннис О’Нил, Дэвид Маццукелли

Фрэнк Миллер несколько раз обращался к культовому герою DC и во многом заложил основы его нынешней популярности. Бэтмен впервые предстал перед читателями в 1930-е мрачным мстителем, который жестко расправлялся с гангстерами, и его приключения служили отдушиной для задавленных Великой депрессией американцев. После введения в 1950-е цензуры в комиксах герой со временем стал больше ассоциироваться с легкомысленным и веселым образом Адама Уэста в цветастом трико из телесериала 1960-х. Фрэнк Миллер был в числе авторов и редакторов, которые хотели вернуть Бэтмену былую мрачность, и сделал это, показав супергероя старым, 55-летним и уставшим от борьбы с преступниками. Готэм в «Возвращении Темного рыцаря» напоминал неуютный Нью-Йорк, а реалистичные драки придавали достоверности. Но главное, что Миллер сумел залезть в голову культовому герою и найти там страхи, комплексы и неуверенность в себе. Если Алан Мур в «Хранителях» проделал то же самое с выдуманными супергероями, то Миллер смог деконструировать уже существовавшего почти 50 лет Бэтмена. Оба этих произведения стали началом так называемого Темного века комиксов, когда все авторы кинулись перепридумывать устоявшихся персонажей в мрачном ключе.

Повторить успех «Возвращения Темного рыцаря» в сиквелах Миллеру не удалось: последующие серии, выпущенные уже в нулевые, эксплуатировали внешнюю эстетику, но не могли добиться психологической достоверности оригинала. Зато это удалось выпущенному в 1987 году комиксу «Бэтмен: Год первый» — хронике превращения молодого Брюса Уэйна в городского мстителя. Миллер убрал из своей истории почти всех традиционных комиксовых антагонистов и сделал происхождение Темного рыцаря максимально реалистичным. Вторым главным героем стал комиссар Гордон, а общая атмосфера отсылала к семидесятническим полицейским драмам. Брюс Уэйн в трактовке Миллера получился уязвимым и трогательным персонажем, с которого счистили всю шелуху супергеройства, и в итоге осталась драма травмированного сироты.


Автор: Иван Чернявский, Марат Шабаев

Фото: Mel Melcon / Los Angeles Times via Getty Images

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Как снимает Зак Снайдер и зачем смотреть «Лигу справедливости»
Как это смотреть

ВидеоКак снимает Зак Снайдер и зачем смотреть «Лигу справедливости»

18 марта 2021
Чем все-таки хороши приквелы «Звездных войн»
Культовое кино

ВидеоЧем все-таки хороши приквелы «Звездных войн»

23 июня5
Союз рыжих: как сериал «Три кота» покорил детей и взрослых
Смотрите на Кинопоиске

Союз рыжих: как сериал «Три кота» покорил детей и взрослых

23 июня1
«Рана до сих пор не зажила». Обсуждаем финал «Нулевого пациента» со сценаристом Олегом Маловичко
Смотрите на Кинопоиске

Подкаст«Рана до сих пор не зажила». Обсуждаем финал «Нулевого пациента» со сценаристом Олегом Маловичко

23 июня5

Главное сегодня

Культовые сериалы

«В Филадельфии всегда солнечно»: почему саркастический ситком об альт-райтах из паба так долго продержался на ТВ?

24 июня15
«В Филадельфии всегда солнечно»: почему саркастический ситком об альт-райтах из паба так долго продержался на ТВ?
Что смотреть на летних каникулах с семьей
Смотрите на Кинопоиске

Что смотреть на летних каникулах с семьей

24 июня0
«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант
Интервью

«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант

25 июня2
«Мисс Марвел»: подростковая драмеди в супергеройских декорациях
Сериалы

«Мисс Марвел»: подростковая драмеди в супергеройских декорациях

23 июня
На Кинопоиске выйдет четвертый сезон «Мажора» с Павлом Прилучным. А вот и его трейлер!
Трейлеры

На Кинопоиске выйдет четвертый сезон «Мажора» с Павлом Прилучным. А вот и его трейлер!

24 июня
14 лучших трейлеров недели: Дарт Вейдер отдыхает на пляже, а Чебурашка оживает
Трейлеры

14 лучших трейлеров недели: Дарт Вейдер отдыхает на пляже, а Чебурашка оживает

24 июня
Все про аниме

СпецпроектВсе про аниме

24 июня
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.