ПодкастАмериканский кинематограф в лицах: Ричард Линклейтер о пользе безделья

Обсудить0

Почему фильм «Бездельник», снятый за скромную сумму, остался в истории кино и оказал влияние на многих будущих режиссеров? Лекция кинокритика Никиты Карцева.

Этим летом музей современного искусства «Гараж», Центр документального кино и КиноПоиск проводят серию кинопоказов «Американский кинематограф в лицах», сопровождаемых лекциями экспертов в области кино.

Второй показ — документальной ленты «Следуй за мечтой» о творческом пути Ричарда Линклейтера, признанной иконы независимого американского кинематографа — прошел в середине июля. Перед сеансом состоялась лекция кинокритика Никиты Карцева «Ричард Линклейтер. О пользе безделья», который рассказал о режиссерском методе постановщика лент «Под кайфом и в смятении», «Отрочество», «Перед рассветом» и многих других.

КиноПоиск публикует видеозапись лекции и краткие выдержки из нее.

1.

Название лекции — «О пользе безделья» — это не только очевидная отсылка к фильму «Бездельник», но и вообще ключ к пониманию творческого метода, отношения к жизни и философии самого режиссера Линклейтера.

2.

«Бездельник» вышел в 1990 году, в эпоху, когда в Америке все было хорошо как с авторским, так и с жанровым кино. За год до этого фильм «Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга покорил Канны и немножко снес башню Америке; тогда же Ридли Скотт создал фильм «Тельма и Луиза», который показывал в кино с совершенно непривычной точки зрения женских персонажей; через год вышли «Бешеные псы» Тарантино. И вот появляется скромная лента молодого режиссера, снятая за 23 тыс. долларов и с помощью друзей, на улицах, на ручную камеру. Как же заметили «Бездельника» на этом фоне?

Знаменитый кадр с девушкой в кепке и очках, которая держит пробирку, где, по ее словам, находится лобковый волос Мадонны, во многом объясняет причины успеха молодого режиссера. Конечно, Линклейтер таким образом издевался над шоу-бизнесом, смеялся над той культурной иерархией, к которой зрители привыкли, но в том, как вели себя персонажи «Бездельника», не было ни эпатажа, ни художественной позы. Для них это было обычное течение жизни. Это изображения обычной будничной жизни и ее изучение — то новое, что привнес в кино Линклейтер. Это отличало его от более известных и успешных режиссеров-современников американского кино.

3.

Сегодня из подобной необязательной болтовни, бессвязного бормотания, бесцельного курсирования по городу и пересечения путей случайных людей состоят многие фильмы и сериалы, а тогда, в 1990-м, это было что-то невообразимое и прорывное. И раз героем фильма может быть каждый, то и режиссером может быть каждый, сделали вывод современники Линклейтера. «Бездельник» не попал в широкий прокат и вышел на VHS. Условно говоря, его посмотрела пара десятков человек, но многие из них после этого захотели стали кинорежиссерами. В любви к фильмам Линклейтера признавался Тарантино. Кевин Смит прямо говорит, что если бы не «Бездельник», он бы не снял своих «Клерков».

4.

Отношение к жизни проявляется у Линклейтера проявляется даже тогда, когда он снимает фильм о спорте («Несносные медведи»). Его любимая медаль — это серебряная, любимое место — это второе. В его знаменитой трилогии, которая состоит из фильмов «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью», нет каких-то острых сюжетов, драматичных характеров, но это сама чистая магия жизни и наблюдений за ней. Светлый оптимизм и вера в будущее — это самое главное, что привнес в кино Линклейтер уже как сформировавшийся художник.

5.

Творческий метод Линклейтера нарушает все правила, а его биография и сегодня мало похожа на стандартный путь покорения американской мечты. Но именно его непохожесть, неамбициозность, нежелание кому-то специально понравиться помогли сохранить ему действительно независимый дух. Остаться именно тем «парнем, на которого хотят быть похожими все режиссеры».

Лекции программы также доступны в виде подкастов в iTunes для пользователей iOs, в Google Play Music или по ссылке с доступными приложениями для пользователей Android.

Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

Что смотреть в кино: «Оно 2», «Одесса», «Куда ты пропала, Бернадетт?»
Выбор редакции

Что смотреть в кино: «Оно 2», «Одесса», «Куда ты пропала, Бернадетт?»

5 сентября 20191
Бокс-офис России: Хоррор «Я иду искать» нашел своего зрителя
Сборы

Бокс-офис России: Хоррор «Я иду искать» нашел своего зрителя

3 сентября 201911
Съемки нового фильма Ричарда Линклейтера растянутся на 20 лет

Съемки нового фильма Ричарда Линклейтера растянутся на 20 лет

30 августа 20197
Вспомнить все: 9 экранизаций Филипа Дика

Вспомнить все: 9 экранизаций Филипа Дика

16 декабря 201862

Главное сегодня

Зомби-тигр и отсылки к «Снайдеркату»: Что показали в новом трейлере «Армии мертвецов»

час назад3
Зомби-тигр и отсылки к «Снайдеркату»: Что показали в новом трейлере «Армии мертвецов»
Тихон Жизневский о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»: «Шавуха, конечно, главное действующее лицо»
Интервью

Тихон Жизневский о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»: «Шавуха, конечно, главное действующее лицо»

Сегодня6
«Как же я соскучился!»: Вышел новый трейлер «Форсажа 9»

«Как же я соскучился!»: Вышел новый трейлер «Форсажа 9»

18 минут назад0
Стартовали съемки «шаманского нуара» с Александром Кузнецовым. Его создатели обещают мистику в стиле Рефна

Стартовали съемки «шаманского нуара» с Александром Кузнецовым. Его создатели обещают мистику в стиле Рефна

56 минут назад2
Эмма Робертс и Гаррет Хедлунд снимутся в голливудской версии «Иронии судьбы». Ее поставит режиссер «Бабушки легкого поведения»

Эмма Робертс и Гаррет Хедлунд снимутся в голливудской версии «Иронии судьбы». Ее поставит режиссер «Бабушки легкого поведения»

Сегодня, 15:1525
Новый трейлер «Армии мертвецов»: Ограбление казино под музыку Кенни Роджерса

Новый трейлер «Армии мертвецов»: Ограбление казино под музыку Кенни Роджерса

Вчера25
«Дневнику Бриджит Джонс» исполнилось 20 лет. Вспоминаем 6 лучших сцен из фильма

«Дневнику Бриджит Джонс» исполнилось 20 лет. Вспоминаем 6 лучших сцен из фильма

Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт