ПодкастАмериканский кинематограф в лицах: Ричард Линклейтер о пользе безделья

Обсудить0

Почему фильм «Бездельник», снятый за скромную сумму, остался в истории кино и оказал влияние на многих будущих режиссеров? Лекция кинокритика Никиты Карцева.

Этим летом музей современного искусства «Гараж», Центр документального кино и КиноПоиск проводят серию кинопоказов «Американский кинематограф в лицах», сопровождаемых лекциями экспертов в области кино.

Второй показ — документальной ленты «Следуй за мечтой» о творческом пути Ричарда Линклейтера, признанной иконы независимого американского кинематографа — прошел в середине июля. Перед сеансом состоялась лекция кинокритика Никиты Карцева «Ричард Линклейтер. О пользе безделья», который рассказал о режиссерском методе постановщика лент «Под кайфом и в смятении», «Отрочество», «Перед рассветом» и многих других.

КиноПоиск публикует видеозапись лекции и краткие выдержки из нее.

1.

Название лекции — «О пользе безделья» — это не только очевидная отсылка к фильму «Бездельник», но и вообще ключ к пониманию творческого метода, отношения к жизни и философии самого режиссера Линклейтера.

2.

«Бездельник» вышел в 1990 году, в эпоху, когда в Америке все было хорошо как с авторским, так и с жанровым кино. За год до этого фильм «Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга покорил Канны и немножко снес башню Америке; тогда же Ридли Скотт создал фильм «Тельма и Луиза», который показывал в кино с совершенно непривычной точки зрения женских персонажей; через год вышли «Бешеные псы» Тарантино. И вот появляется скромная лента молодого режиссера, снятая за 23 тыс. долларов и с помощью друзей, на улицах, на ручную камеру. Как же заметили «Бездельника» на этом фоне?

Знаменитый кадр с девушкой в кепке и очках, которая держит пробирку, где, по ее словам, находится лобковый волос Мадонны, во многом объясняет причины успеха молодого режиссера. Конечно, Линклейтер таким образом издевался над шоу-бизнесом, смеялся над той культурной иерархией, к которой зрители привыкли, но в том, как вели себя персонажи «Бездельника», не было ни эпатажа, ни художественной позы. Для них это было обычное течение жизни. Это изображения обычной будничной жизни и ее изучение — то новое, что привнес в кино Линклейтер. Это отличало его от более известных и успешных режиссеров-современников американского кино.

3.

Сегодня из подобной необязательной болтовни, бессвязного бормотания, бесцельного курсирования по городу и пересечения путей случайных людей состоят многие фильмы и сериалы, а тогда, в 1990-м, это было что-то невообразимое и прорывное. И раз героем фильма может быть каждый, то и режиссером может быть каждый, сделали вывод современники Линклейтера. «Бездельник» не попал в широкий прокат и вышел на VHS. Условно говоря, его посмотрела пара десятков человек, но многие из них после этого захотели стали кинорежиссерами. В любви к фильмам Линклейтера признавался Тарантино. Кевин Смит прямо говорит, что если бы не «Бездельник», он бы не снял своих «Клерков».

4.

Отношение к жизни проявляется у Линклейтера проявляется даже тогда, когда он снимает фильм о спорте («Несносные медведи»). Его любимая медаль — это серебряная, любимое место — это второе. В его знаменитой трилогии, которая состоит из фильмов «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью», нет каких-то острых сюжетов, драматичных характеров, но это сама чистая магия жизни и наблюдений за ней. Светлый оптимизм и вера в будущее — это самое главное, что привнес в кино Линклейтер уже как сформировавшийся художник.

5.

Творческий метод Линклейтера нарушает все правила, а его биография и сегодня мало похожа на стандартный путь покорения американской мечты. Но именно его непохожесть, неамбициозность, нежелание кому-то специально понравиться помогли сохранить ему действительно независимый дух. Остаться именно тем «парнем, на которого хотят быть похожими все режиссеры».

Лекции программы также доступны в виде подкастов в iTunes для пользователей iOs, в Google Play Music или по ссылке с доступными приложениями для пользователей Android.

Чтобы спасти бизнес, Ольга объединяется с бандитом и экс-полицейским. Криминальная драма с Елизаветой Боярской
В главных ролях:Елизавета Боярская, Гоша Куценко, Александр Робак
Режиссер:Иван Китаев
Смотрите по подписке

Смотрите также

Культовое кино

ВидеоПочему некоторые фильмы снимаются десятками лет

14 сентября1

Эстетская антиутопия Бонелло, плутовской ромком Линклейтера и мучительный эксплотейшен Мишеля Франко

8 сентября2

Программа 80-го Венецианского кинофестиваля: новые фильмы Брэдли Купера, Дэвида Финчера и Саша Петров

25 июля5
Фестивали и премии

«Оскар-2023»: кого номинируют? Прогнозы Зельвенского

19 января13

Главное сегодня

Книги

Как читать Пелевина? Гид по книгам писателя — с вайбами и бонусом

Сегодня2
Как это смотреть

«Барби» не так проста. 25 отсылок в фильме, которые вы могли пропустить

Сегодня13
Сериалы

На комикс не похоже! Что еще известно о «Поколении „Ви“» — спин-оффе «Пацанов»

Сегодня, 12:170
Сериалы

Сериал «Черное облако»: смерть, секс и питерский гештальт

Вчера1
В фокусе

«Подменыш»: афроамериканская сказка братьев Гримм о детских травмах и ужасах родительства

Сегодня1
Рецензии

«Неудержимые 4»: кульминация стариковской франшизы, достойная релиза на VHS

Сегодня2
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Кибердеревня», «Континенталь» и матч «Спартак» против «Динамо»

Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации