«Оскар» пытается дать всем иностранным претендентам равные шансы

23 декабря 2008Обсудить0

В так называемом «иностранном «Оскаре» для Американской киноакадемии всегда находились камни преткновения – то обделят один фильм, то забудут другой. Разумеется, решение академиков по выдвижению заграничных фильмов в номинанты часто подвергалось жесткой критике. Но в этом году есть шанс, что недовольных будет уже поменьше: «Оскар» старается учесть промахи прошлых лет.

Правила включения картин в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке», снова подверглись изменениям. Теперь Киноакадемия не оставит за бортом фильм, если будут проблемы непосредственно с иностранным языком — как это было с одним из фаворитов прошлого года, израильской драмой «Визит оркестра»: фильму было отказано из-за наличия диалогов на английском языке, составлявших больше 50%. Академия обещает, что не будет брать в расчет и «неудобство» самой страны – так в 2002 году мимо номинации пролетела палестинская картина «Божественное вмешательство», получившая две премии в Канне. Академики закроют глаза и на неприятные им темы – в прошлом году поэтому мимо номинации пролетел каннский лауреат из Румынии «4 месяца, 3 недели и 2 дня».

Надо помнить, что после многих лет обвинения в предсказуемости, комитет Киноакадемии по отбору иностранных фильмов уже два года старается модернизировать свою систему. Если раньше несколько сотен академиков выбирали только пять номинантов, то теперь можно назвать девять фильмов. Только потом специально отобранная группа из 30 участников сократит этот список до пяти. Таким образом, «Оскар» перестраховывается от обвинений в необъективности – в конце концов, попасть в предварительный список тоже дело почётное.

Казалось бы, мысль неплохая. Но в прошлом году свежая система моментально дала сбой. Французский «Персеполис» и уже упомянутый «4 месяца, 3 недели и 2 дня» вылетели из девятки, поскольку комитет по голосованию состоял из довольно консервативных граждан. Оказалось, что заставить 30 человек выбирать из девяти фильмов так же трудно.

В этом году комитет по отбору иностранных фильмов снова изменил правила. Уже не 30, а больше киноакадемиков выберут шесть картин, и затем специально отобранные люди дополнят список своими тремя фильмами. «Исторически сложилось, что в нашем комитете есть члены, которые могут упустить из вида что-то новое или вызывающее, - говорит Марк Джонсон, возглавляющий комитет Киноакадемии по отбору иностранных фильмов. – Надеюсь, что в этом году нам удастся исправить ситуацию».

Теперь, когда с одной проблемой разобрались, появляется другая. Если три дополнительных слота должны будут откорректировать возможные несправедливости, то не появится ли у комитета искушение выбрать три фильма, исходя не из их качества, а из-за политических убеждений? Допустим, основная группа не выберет французский «Класс», который в этом году получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. И как раз этот факт может повлиять на включение картины в девятку.  

Есть и ещё одно затруднение, которое не учитывают новые правила. В отличие от «Золотого глобуса», «Оскар» практикует политику «одна страна – один фильм». Таким образом, Киноакадемия подстраховывает себя от необходимости смотреть сотни картин, сокращая список кандидатов в номинацию. В этом году на рассмотрение Комитета выдвинуто 67 фильмов – рекордное для «Оскара» количество. Таким образом, появляется проблема на стадии отбора фильма ещё в стране-производителе. В прошлом году «Жизнь в розовом цвете» оказалась в этой категории не у дел: кинобиография Эдит Пиаф, за который Марион Котийяр всё-таки получила свой «Оскар», проиграла чёрно-белому мультфильму «Персеполис» — Франция послала на рассмотрение Академии именно его. В этом году им пришлось выбирать между «Классом» и не менее достойными драмами «Рождественская сказка» и «Я так давно тебя любила». Режиссёры вроде Педро Альмодовара тоже часто игнорируются странами – получил один «Оскар», подвинься, дай место другим.

Простого решения как такового нет — кто-то, наверно, всё равно останется недоволен. И из года в год претенденты становятся всё сильнее, устраивая настоящую резню в этой номинации. «Вальс с Баширом», «Гоморра», «Комплекс Баадер-Майнхоф», «Фотографии Марии Ларссон», «Три обезьяны», «И пес пожрал пса», «Русалка» и вышеназванный «Класс» — все эти картины получили международное признание в этом году. И это только восемь из 67. Кто-то из них останется «в пролете», но кому-то и предоставится возможность представлять свою страну на церемонии вручения самой престижной кинопремии мира.

Смотрите также

«Чудо-женщина» номинирована на премию Гильдии продюсеров

5 января 2018
«Чудо-женщина» номинирована на премию Гильдии продюсеров

«Оскар-2018»: Шорт-лист иностранных фильмов

15 декабря 2017
«Оскар-2018»: Шорт-лист иностранных фильмов

Американские критики назвали «Секретное досье» лучшим фильмом года

29 ноября 2017
Американские критики назвали «Секретное досье» лучшим фильмом года

Технологии, Трамп и сказки дель Торо: Как прошел Венецианский фестиваль

10 сентября 2017
Технологии, Трамп и сказки дель Торо: Как прошел Венецианский фестиваль

Главное сегодня

Подкаст«Карнивал Роу»: Фэнтези-драма про беженцев и запретную любовь

Сегодня
«Карнивал Роу»: Фэнтези-драма про беженцев и запретную любовь

Мышиный король: Как Disney переделывает Голливуд

Сегодня
Мышиный король: Как Disney переделывает Голливуд

Бокс-офис России: «Джокер» приближается к цифрам «Отряда самоубийц»

Сегодня, 18:19
Бокс-офис России: «Джокер» приближается к цифрам «Отряда самоубийц»

Зои Кравиц сыграет в «Бэтмене» Женщину-кошку

Сегодня, 08:18
Зои Кравиц сыграет в «Бэтмене» Женщину-кошку

ТестКакой вы продюсер?

Вчера
Какой вы продюсер?

«Криминальное чтиво»: Артхаус по-американски

Вчера
«Криминальное чтиво»: Артхаус по-американски

Почему цифровые актеры вряд ли заменят живых звезд

13 октября
Почему цифровые актеры вряд ли заменят живых звезд
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт