Корсары контентных морей: что происходит с пиратскими фильмами и сериалами на видеохостингах

Обсудить0

Поздней осенью в российском интернете появилась реклама «VK Видео» и Rutube, которая предлагала посмотреть «Оппенгеймера» и другие недоступные легально американские блокбастеры. Это удивительно, но возможно! Кинопоиск рассказывает, как сейчас регулируется пиратский контент в соцсетях и как площадки борются с его количеством.

Как повели себя кинотеатры и стриминги после 2022 года

После ухода из России голливудских компаний-мейджоров в 2022 году российские кинотеатры и видеосервисы остались без официальных голливудских премьер. Кинотеатры, столкнувшиеся с дефицитом фильмов и оказавшись на грани закрытия, наладили новые схемы показа. Появился рынок пиратских DCP-копий, которые попадали в Россию из стран СНГ, и заметную роль в его становлении сыграли отечественные студии дубляжа.

На экраны вернулись фильмы Marvel и DC, блокбастеры студий-мейджоров и даже картины, произведенные для платформы Netflix, которые нигде в мире не шли в кинотеатральном прокате. Их демонстрировали по схеме предсеансового обслуживания, когда зрители платят за билет на российскую короткометражку, а перед ней крутят американский фильм, или в рамках показа в зале, «арендованном третьими лицами». По состоянию на декабрь короткометражный фильм «Три добрых дела», под которым скрываются неофициальные показы, заработал более 1,2 млрд рублей в кинотеатрах и стал одним из четырех релизов, принесших более миллиарда рублей. По несколько сотен миллионов рублей пришлось и на другие короткие метры из репертуара предсеансового обслуживания. Фильмы про Человека-паука и братьев Марио и фанатские «Пять ночей с Фредди» собирали полные залы без продвижения; дополнительный резонанс таким релизам обеспечивали комментарии чиновников, как это было в случае с «Барби» и «Оппенгеймером».

Онлайн-кинотеатры, также лишившиеся значительной части контента после ухода мейджоров, выступили против законопроектов, которые предлагали легализовать показ иностранного контента без разрешений правообладателей везде, в том числе на платформах и телеканалах. В сентябре 2022 года Алексей Бырдин, гендиректор ассоциации «Интернет-видео», которая объединяет «Иви», Start, Okko и другие видеосервисы, заявил, что проект закона о принудительном лицензировании контента из «недружественных» стран противоречит нормам и логике Гражданского кодекса РФ и нарушает международные соглашения: «Его реализация будет иметь долгосрочные разрушительные последствия для российской креативной индустрии». В итоге законопроект принят не был.

Что происходит на видеохостингах

«Убийцы цветочной луны»

Другая картина сложилась на сервисах, где преобладает пользовательский контент и лишь небольшая часть видео публикуется самими правообладателями. Так, в VK можно легально посмотреть и проект «Внутри Лапенко», выложенный в группе «VK Видео», и три сезона «Трудных подростков» в одноименной официальной группе. В VK также доступны голливудские новинки: «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, недавний хит Netflix «Оставь весь мир позади» и пиратские копии различных блокбастеров. Аналогичная ситуация обстоит с «Одноклассниками» и Rutube — там пиратские копии фильмов и сериалов публикуют пользователи и пользовательские группы.

В ноябре 2023 года профильное издание Cinemaplex обратило внимание, что в VK появилась таргетированная реклама «VK Видео», которая приглашает посмотреть фильм «Оппенгеймер». Были замечены посевы рекламных сообщений в крупных Telegram-каналах «Небожена», «Не Моргенштерн», «Русский маркетинг», «Лидер мнений среди удобрений». В этих публикациях утверждалось, что на платформе Rutube бесплатно и в отличном качестве доступны фильмы, которые «вы не найдете в прокате в России».

Эксперты компании F.A.С.С.T., специализирующейся на IT-безопасности и киберпреступлениях, рассказали Кинопоиску, что наибольшее число ссылок на нелегальные новинки с 30 ноября по 1 декабря было зафиксировано в VK. Было найдено порядка 518 ссылок с копией «Оппенгеймера» — это лидер на видеохостинге по числу обнаруженных ссылок. В «Одноклассниках» было доступно 28 ссылок на него, в Rutube — 2. В «Одноклассниках» лидером по числу ссылок стал «Убийца» Финчера (79), также 5 ссылок на фильм было доступно на Rutube.

Оценить объем продвижения нелегальных релизов, размещенного видеохостингами, сложно. Компания Mediascope, занимающаяся также мониторингом рекламы, не фиксирует взаимодействие аудитории с рекламными размещениями в Telegram, а в исследуемых компанией каналах продвижения, например в VK, может учитывать взаимодействие с пользователем только на десктопных устройствах. Собеседники Кинопоиска в аналитических агентствах подчеркивают, что популярность нового контента отражается также на росте связанных с ним поисковых запросов. Согласно данным сервиса Wordstat, в июле поисковые выдачи по слову «Барби» составили рекордные значения — 4,7 миллиона , по слову «Оппенгеймер» — 1 млн показов. В ноябре интерес оставался высоким — было зафиксировано 826 тысяч.

«Барби»

В пресс-службе «VK Видео» нам заявили, что на платформе пиратство не приветствуется ни в каком виде: «Мы сами показываем зрителям лицензионный контент и всегда защищаем права наших авторов. В среднем в месяц „VK Видео“ получает 15 000 обращений, при этом происходит 250 000 удалений». С точки зрения защиты прав, отмечают представители платформы, «VK Видео» работает так же, как и YouTube: авторы и правообладатели могут пожаловаться через форму DMCA, использовать антипиратский реестр МКС, в котором представители легальных видеосервисов размещают ссылки на пиратский контент, или Content ID — систему работы с цифровыми отпечатками видео и аудиофайлов, которая помогает блокировать перезаливы видео и нарезок из него. Представители Rutube на момент публикации не ответили на запрос корреспондента Кинопоиска, однако еще в конце октября на форуме «РБК Tech» директор по собственному производству Rutube Алексей Фёдоров заявил, что голливудские компании не смогут ничего сделать видеохостингу за нелегальные копии.

Кроме того, Rutube, и VK являются участниками антипиратского меморандума, подписанного правообладателями и интернет-компаниями, в рамках которого медиакомпании во внесудебном порядке могут удалять из поисковой выдачи ссылки на страницы с нелегальными копиями своих произведений и контента, если они обладают исключительными правами. «Мы такую практику [наличия пиратских копий на видеохостингах. — Прим. ред.] осуждаем, но формальных оснований ее прекратить у нас нет, — рассказал Кинопоиску глава Ассоциации Алексей Бырдин, комментируя наличие и неудаление пиратских копий на видеохостингах. — В теории для видеохостингов это может обернуться не самыми приятными последствиями, как и для офлайн-кинотеатров, которые занимаются предсеансовым обслуживанием. Думаю, западные правообладатели записывают в черную книжечку тех, кто пиратит контент и через него рекламирует свой продукт. Возможно, голливудские студии предпримут шаги санкционного характера, например через вендоров сторов, платформ и оборудования».

По соглашению о меморандуме, включить ссылку на нелегальную копию в реестр, чтобы дальше она была удалена из поиска или соцсети, может только сам правообладатель конкретной единицы контента или его официальное доверенное лицо. Подавляющее большинство иностранных правообладателей, включая голливудских мейджоров, объявили о закрытии офисов в Москве и о прекращении работы на территории России. Выходит, официально требовать удаления ссылки на тех же «Оппенгеймера» или «Барби» в России некому?

До ухода голливудские студии также активно выделяли бюджет на борьбу с пиратством своих релизов, напомнил в разговоре с Кинопоиском Алексей Троцюк, продюсер «Последний богатырь: Корень зла», «Вызова» и других российских крупнобюджетных блокбастеров. Эрозия авторского права на контент в интернете влияет и на защищенность отечественного контента. «Сейчас этих бюджетов нет, значит, работы по борьбе ведется намного меньше, — сказал Троцюк. — Пиратство, на мой взгляд, серьезным образом дисконтирует медиарынок, делая его еще более непредсказуемым для всех участников. В результате все делают меньше, чем могут, и дешевле, чем могли. Страдают все». «К пиратству любого контента я отношусь крайне негативно вне зависимости, работал я над этим проектом или нет», — заключил продюсер.

Одним можно, другим — штраф

«Оппенгеймер»

Бырдин напомнил, что у рынка существует масса вопросов к регулированию и правоприменению действующих норм в отношении социальных сетей. Так, соцсети не маркируют контент по возрастным ограничениям, в то время как в 2023 году российские онлайн-кинотеатры потратили около 30 млн рублей своего бюджета на оплату соответствующих штрафов. «Мы понимаем, что весь контент, за который нас штрафовали, в соцсетях абсолютно точно есть», — отметил Бырдин.

Управляющий партнер Digital Rights Center Саркис Дарбинян отметил, что единого понимания, как регулировать соблюдение авторских прав в интернете, нет ни в правительстве, ни в самой индустрии. «Одни — за либерализацию, другие — за ужесточение. Минюст предлагает повышение порога преступлений в сфере пиратства для уголовного преследования, а Национальная федерация музыкальной индустрии, напротив, вывести отдельный состав преступления для цифровых пиратов и увеличение максимального тюремного срока с двух до трех лет при крупном размере ущерба, а также введение более простого способа расчета ущерба, — подчеркивает юрист. — Еще ведь есть законопроект депутата Дмитрия Кузнецова о принудительном лицензировании зарубежного контента из „недружественных“ стран по решению суда, который он хотел в обновленном виде внести в Госдуму». Дарбинян считает, что зарубежного пиратского контента станет еще больше в российских соцсетях, потому что иностранные правообладатели махнули рукой на защиту своей интеллектуальной собственности в России, а властям даже выгодно, чтобы она не сильно охранялась. Так люди восполняют свою потребность смотреть мировое кино, слушать музыку, отвлекаться от тяжелой инфоповестки с помощью развлечений.

В конце ноября вопрос удаления запрещенного контента с интернет-ресурсов поднимал член IT-комитета Госдумы Антон Немкин. В интервью «Парламентской газете» чиновник заявил, что в Госдуме разрабатывается законопроект, обязывающий платформы модерировать размещенный на них контент и инициативно удалять все, что нарушает закон по аналогии с соцсетями. В качестве наказания для нарушителей планируется введение штрафов. Алексей Бырдин ожидает, что такая инициатива может повлиять на работу Роскомнадзора, который станет строже следить за размещенными в соцсетях материалами. Адвокат Саркис Дарбинян отметил, что пока непонятно, кого конкретно регулирует инициатива депутата Немкина. «В действующем российском законодательстве нет понятия цифровых платформ. Социальные сети — это тоже платформы, и их уже обязали удалять нарушающий закон контент три года назад. Также под платформой можно понимать Apple, Google с их экосистемами, маркетплейсы, видеохостинги, приложения на смартфоне, планшете и компьютере — да все что угодно», — считает наш собеседник.

Сейчас нормативно-правовая база в России фиксирует всего 24 аудиовизуальных сервиса, которые включены в реестр РКН как распространители контента. В нем фигурируют «Иви», Кинопоиск, Wink, но нет сотен и тысяч функционально идентичных сервисов и сайтов, показывающих самый разнообразный контент пиратским способом. «Единственный субъект, который может блокировать ресурсы с нелегальным контентом, — это правообладатель, чьи авторские права были нарушены, — говорит Бырдин. — В апреле мы анонсировали разработку законопроекта, который дал бы формальные основания Роскомнадзору для блокировки ресурсов за нарушение порядка распространения контента, а не из-за нарушения авторских прав. В частности, такая мера воздействия может быть введена за отсутствие возрастной маркировки или за отказ представить сведения о владельцах сайта». В ноябре Бырдин рассказал «Ведомостям», что законопроект о распространении норм регулирования аудиовизуальных сервисов на пиратские ресурсы дорабатывается.


Автор: Дарья Серебряная

Фото: Anika De Klerk / Unsplash

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Гильдия отчаянных магов берется за невыполнимую миссию. Продолжение культового фэнтези-аниме
В главных ролях:Валерий Чеботаев, Алёна Андронова, Татьяна Абрамова, Валентина Варлашина, Евгения Лучникова, Анна Горкина
Режиссер: Синдзи Исихира, Тосинори Ватанабэ
Смотрите по подписке

Смотрите также

19 июля2
10 июля13
12 октября 20230
10 августа 20235

Главное сегодня

Сегодня, 17:031
Сегодня, 17:233
Сегодня3
Сегодня0
Сегодня2
Сегодня, 14:392
Сегодня, 10:400
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации