Нужны ли россиянам сильные женщины в кино? Рассказывает исследовательница из НИУ ВШЭ Ксения Леонтьева

Ксения Леонтьева — выпускница ВГИКа, кандидат экономических наук, сотрудница Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и доцент кафедры продюсирования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Она провела исследование гендерного соотношения в российском кинопроизводстве: как зрители оценивают образы сильных героинь, как женщины представлены в съемочных командах, какие проекты они чаще получают и насколько успешны их картины. Мы подробнее расспросили Ксению Леонтьеву о результатах исследования.

Ксения Леонтьева

Исследовательница

— Как можно проверить, насколько стереотипно представлены женщины на экране?

— Как одно из мерил «трафаретности» героинь я использовала тест Бекдел — Уоллес. Он демонстрирует, насколько стереотипно показаны женщины в кино. Чтобы фильм прошел тест, в нем должны быть две женщины, говорящие друг с другом не на эти темы: мужчины, другие женщины, практики красоты, дети, домашнее хозяйство. 39% из числа исследованных фильмов тест не прошли, в 29% фильмов доля подходящих для теста диалогов между героинями составила не выше 5%.

Еще один способ измерения роли женщин на экране — сетевой анализ коммуникаций между героями фильма. Я использовала метрику гендерного соотношения центральности. Она показывает, как соотносится количество коммуникаций в фильмах между всеми героями того или иного пола, кто с кем встречается или разговаривает. Мы считаем такие связи у каждого героя — это центральность. Потом суммируем все центральности по героям и героиням и делим показатели героинь на показатели героев. Так вот, в большинстве российских фильмов этот показатель смещен в сторону доминирования героев, а не героинь.

«Аритмия»

— Что нужно, чтобы героини стали менее стереотипными?

— Как показывает исследование, нужно, чтобы в числе создателей фильмов было больше женщин. Причем прежде всего среди сценаристов. Зарубежные исследователи говорят о важности роли режиссера в этом. На российском материале это не подтверждается.

Я изучила связи между долей мужчин среди продюсеров, режиссеров, сценаристов и представителей всех этих профессий вместе и долей подходящих диалогов по тесту Бекдел — Уоллес в фильме. В случае российских фильмов на результаты теста влияют только сценаристы и съемочная команда целиком, в которую сценаристы тоже входят.

— В исследовании говорится, что впервые на российском материале было доказано, что зритель не воспринимает сильных героинь отрицательно. Какие картины из исследования это доказывают и какие факторы успеха вы брали?

— В качестве успешности фильмов мы рассматривали посещения в кинотеатрах (проданные билеты). Для анализа были отобраны 243 российские картины 2009–2019 годов выпуска. Изначально они были квотированы по трем типам: топ-10 года, фильмы средней популярности и фестивальные ленты. Больше всего в выборке топовых фильмов: за каждый год из 11 рассматриваемых есть как минимум лидирующая восьмерка российских картин в прокате. При этом лучшие результаты теста Бекдел — Уоллес показывают далеко не топы.

«Волчок»

Доказательством того, что героини, ломающие стереотипы и занимающие центральные позиции в фильмах, не снижают посещаемость российских картин, является результат многофакторного моделирования с учетом таких факторов, как бюджет, сила дистрибьютора, жанр, тип фильма в выборке и других. Коэффициент при результатах теста Бекдел — Уоллес и гендерном соотношении центральности героев оказывается незначим. Иначе говоря, этот фактор не влияет на посещаемость, не улучшает и не ухудшает ее.

Пять фильмов с лучшим результатом теста Бекдел — Уоллес в выборке: «Волчок» (2009, фестивальное кино), «Цветок дьявола» (2010, средней популярности), «Айка» (2018, фестивальное), «Женский батальонъ» (2015, топ-10) и «Зоология» (2016, фестивальное).

— Лично для вас какое было самое интересное открытие во время исследования?

— Честно говоря, я опасалась, что на российском материале окажется, что сильные женские персонажи отрицательно влияют на успех в прокате. Но выяснилось, что Россия следует глобальным трендам. Помимо того, что не наблюдается связи между результатами теста Бекдел — Уоллес и посещаемостью российских картин, так еще и после 2015 года появилась значимая положительная связь с центральностью героинь. Подобный же интерес к сильным женским персонажам в последние годы мы замечаем в мировой киноиндустрии. И это уже становится частью бизнес-стратегии голливудских мейджоров, например Disney.

«Айка»

В России 2015 год был выбран в качестве порогового значения, потому что с этого момента все больше женщин-режиссеров стали получать награды на «Кинотавре». А на ММКФ начала действовать специальная программа, которая носила последовательно три названия: «Женский взрыв» (2015), «Время женщин» (2016–2020) и «Кинорежиссерки нашего времени» (2021).

Я проанализировала связь между посещаемостью фильмов и полом продюсеров, режиссеров и сценаристов, а также доступ женщин этих профессий к ресурсам. Были изучены 1285 отечественных фильмов производства 2008–2019 годов, которые вышли в кинопрокат (в общем, это практически все фильмы).

Так вот, фильмы с большей долей мужчин в команде более популярны. Но связано это с тем, что мужчины имеют доступ к бОльшим суммам бюджета и господдержки. Это, кстати, было показано еще в приложении к недавно опубликованной книге Анжелики Артюх «Кинорежиссерки в современном мире», я готовила эти данные. Кроме того, продюсеры-мужчины чаще заключают договоры с более сильными прокатными компаниями — представителями голливудских мейджоров или лидеров отечественного кинопроизводства.

«Давай разведемся!»

— Влияет ли на репрезентацию женщин жанр фильма?

— Пожалуй, да. В кадре героини занимают более центральное место в мелодрамах и меньше говорят на стереотипные темы в драмах и ужасах.

Интересны также различия в доступе женщин к производству различных фильмов. Во-первых, сложнее всего женщинам получить работу над анимационным проектом, а проще всего — над документальным. Во-вторых, если речь идет о возрастном рейтинге картины, то сценаристок чаще привлекают к созданию фильмов 0–6+.

В-третьих, относительно жанров пол режиссера значим, когда речь идет о создании саспенса (детектив, триллер, ужасы), картин динамичных (фантастика, боевик) или престижных жанров (биография, история, военный, спорт). Гендерная составляющая продюсерских команд имеет значение при съемках семейных фильмов, напряженного и динамичного кино — эти проекты являются самыми дорогостоящими. Иными словами, в высокобюджетных жанрах больше мужчин на всех позициях.

Анна Пармас (вторая справа) на съемках фильма «Петербург. Только по любви»

— Как менялись данные с 2009 по 2019 год? Стало ли больше женщин на проектах? В каких профессиях наблюдался рост числа женщин или спад?

— В работе рассмотрены три профессии: продюсеры, режиссеры и сценаристы. Небольшой рост доли женщин наблюдается среди сценаристок и режиссерок.

Надо сказать, что впервые эта тема была поднята под моим руководством в исследовании для Европейской аудиовизуальной обсерватории в 2018 году. Там были еще операторы, среди которых женщины вообще большая редкость (меньше 3%).

— Изучали ли вы статистический материал западных коллег?

— За рубежом подобные исследования очень распространены. Изучением вопроса гендерного дисбаланса в киноиндустрии — как в кадре, так и за кадром — занимаются, например, Фонд Анненберга, Институт Джины Дэвис, Нью-Йоркская киноакадемия. Регулярные отчеты о гендерном положении дел в кинопроизводстве выпускают и государственные институции в Европе. За статусом гендерного равенства также следит фонд совместного кинопроизводства Евримаж (сейчас среди поддержанных им проектов 42% сняты женщинами-режиссерами). К сожалению, пока практически нигде не удалось добиться равенства и мужчины занимают доминирующие позиции в составе съемочных групп.

Кира Коваленко (первая справа) на съемках фильма «Софичка»

Что касается ситуации в кадре, Евримаж и Шведский киноинститут тестируют сценарии и фильмы на гендерную предвзятость при помощи теста Бекдел — Уоллес. А волонтеры ведут мировую базу протестированных фильмов. Надо сказать, что ее результаты близки к полученным нами на российских фильмах: 58% картин проходят тест полностью, в нашем случае эта доля составляет 61%.

Лично меня вдохновило опубликованное в декабре 2018 года исследование 350 самых популярных студийных фильмов 2014–2017 годов. Оно показало существование позитивной связи между прохождением теста Бекдел — Уоллес и кассовыми сборами фильмов. Это свидетельство экономического преимущества фильмов с сильными женскими персонажами, которое может объяснить политику Disney и других мейджоров в последние годы.

Сбор статистики — первый шаг к осознанию проблемы гендерного неравенства в киноиндустрии, который ведет к разработке мер по его преодолению. К сожалению, в России в настоящее время эта тема остается в тени и не изучается ни внутри отрасли, ни на государственном уровне. Мне своими исследованиями хотелось эту ситуацию исправить.

Кинопоиск в Telegram

Мгновенные киноновости в нашем Telegram, быстрее только Флэш

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Расследуя гибель сестры, Рита узнает жуткие тайны своей семьи. Атмосферный детектив с Петром Фёдоровым
В главных ролях:Пётр Фёдоров, Дарья Мороз, Иева Андреевайте
Режиссер:Александр Кириенко
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Надежда на фоне бури: фестиваль «Новый сезон» в лицах и фотографиях

Надежда на фоне бури: фестиваль «Новый сезон» в лицах и фотографиях

2 октября
«Преступления будущего», «Профиль» и «Продукты 24»: 18 премьер Кинопоиска в октябре
Смотрите на Кинопоиске

«Преступления будущего», «Профиль» и «Продукты 24»: 18 премьер Кинопоиска в октябре

1 октября6
Что смотреть дома: «Блондинка», «Пес-самурай и город кошек» и «1703»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Блондинка», «Пес-самурай и город кошек» и «1703»

30 сентября1
«Мы не слишком стараемся быть успешными»: как устроена работа и отношения в студии Stereotactic, которая сняла «Экспресс»
Индустрия

«Мы не слишком стараемся быть успешными»: как устроена работа и отношения в студии Stereotactic, которая сняла «Экспресс»

29 сентября3

Главное сегодня

Рецензия

Зак Эфрон идет «За пивом!». Станислав Зельвенский доволен

Вчера9
Зак Эфрон идет «За пивом!». Станислав Зельвенский доволен
«Блондинка»: жестокий и красивый кошмар о жизни Мэрилин Монро
Крупным планом

Подкаст«Блондинка»: жестокий и красивый кошмар о жизни Мэрилин Монро

Вчера3
Как Рами Юссеф стал первым человеком, которому удалось снять классную комедию об исламе
Портрет героя

Как Рами Юссеф стал первым человеком, которому удалось снять классную комедию об исламе

3 октября3
Что происходит в прокате: в России лидирует фэнтези «Красная Шапочка», в США — хоррор «Улыбка»
Сборы

Что происходит в прокате: в России лидирует фэнтези «Красная Шапочка», в США — хоррор «Улыбка»

Вчера0
5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации
Книги

5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации

Вчера15
«Лишенный юмора фарс». Чем критикам не понравился «Амстердам» с Марго Робби и Кристианом Бэйлом

«Лишенный юмора фарс». Чем критикам не понравился «Амстердам» с Марго Робби и Кристианом Бэйлом

3 октября5
«Корона» с драконами: Станислав Зельвенский — о том, за что мы полюбили эту мыльную оперу

«Корона» с драконами: Станислав Зельвенский — о том, за что мы полюбили эту мыльную оперу

3 октября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации